ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности - одна из стержневых в психологии. Ломов Б. Ф., например, отмечает, что в психологических исследованиях деятельности вопросам мотивации и целеполагания принадлежит ведущая роль. «Трудность здесь состоит в том, - пишет он, - что в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системный характер психического; они выступают как интегральные формы психического отражения. Откуда берутся и как возникают мотивы и цели индивидуальной деятельности? Что они собой представляют? Разработка этих вопросов имеет огромное значение не только для развития теории психологии, но и для решения многих практических задач» [10].

Психология и ее раздел, мотивация и мотивы непосредственно соприкасаются в физической культурой образуя общую дисциплину психологию физического воспитания. Одним из стержней этой дисциплины является мотивационная сфера школьника.

Объект исследования - мотивационная сфера школьника.

Предмет исследования - мотивация физкультурно-спортивной деятельности подростков с лёгкой степенью умственной отсталости.

Изучение мотивационной сферы школьника и анализ условий формирования мотивации к занятиям физической культуры в школе позволяет определить условия, при которых формируются мотивы физкультурно-спортивной деятельности. Более подробное изучение данной проблемы позволит разработать практические рекомендации, раскрывающие условия эффективного формирования положительных мотивов физкультурно-спортивной деятельности.

Цель исследования – выявить педагогические условия формирования мотивации занятий физической культурой подростков с лёгкой степенью умственной отсталости.

Задачи исследования:

1. Изучить состояния вопроса по научно-методической литературе: выявить возрастные особенности развития детей среднего школьного возраста, охарактеризовать основные формы, средства и методы формирования мотивации занятий физической культурой в среднем школьном возрасте.

На основе изучения научно-методической литературы и результатованкетного опроса составить практические рекомендации, которыепомогут формированию у учащихся мотивов систематических,самостоятельных занятий физической культурой.

Методы исследования:

1. Анализ и обобщения научно-методической литературы.Анализ научно-методической литературы, позволили расширить и углубить знания по данной проблеме, а также систематизировать и обобщить разные данные о возрастных особенностях учащихся среднего школьного возраста, мотивации занятия физической культурой на уроках и самостоятельно. В ходе работы с научно-методической литературой были составлены анкетный вопросник, и практические рекомендации.

2. Анкетный опрос. Анкетный опрос проводился среди учащихся среднего школьного возраста Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) "Общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки № 27" в течение 2016-2017 уч. года. Всего было опрошено 100 человек. С помощью этого метода были выявлены основные мотивы занятий физической культурой.

3. Математико-статистическая обработка результатов исследования.Метод применялся для обработки полученных данных анкетного вопросника с целью более эффективного использования результатов исследования.

Организация исследования включала в себя три этапа:

На первом этапе исследования проводился анализ и обобщение данных научно-методической литературы, систематизация полученных результатов.

На втором этапе исследования нами было предпринято проведение анкетного опроса с целью выявления особенностей формирования мотивации занятий физической культурой в среднем школьном возрасте.

На третьем этапе исследования проводилась математико-статистическая обработка полученных данных анкетного опроса, а также на основе изучения научно-методической литературы и результатов анкетного опроса были составлены практические рекомендации, которые помогут формированию у учащихся мотивов систематических, самостоятельных занятий физической культурой.

В исследовании принимали участие 100 школьников, из них 47 мальчиков и 53 девочки. Им было предложено ответить на девятнадцать вопросов.

На прямой вопрос «Нравятся ли вам уроки физической культуры?», ответили «нравятся» - 43 % респондентов, из них 20 % девочек и 23 % мальчиков. «Отчасти» - ответило наибольшее количество учащихся (57 %), из них одиннадцать девочек и шесть мальчиков. Второй вариант «не нравятся» - не набрал ни одного голоса. Уроки физической культуры нравятся меньше половине респондентов, в основном это мнение сформировано мальчиками. Уроки нравятся отчасти в основном девочкам, это мнение преобладает (рис. 1).

Второй и третий вопросы задавались для того, чтобы выяснить, что нравится на уроках физической культуры и что не нравится. Ответы респондентов распределились следующим образом: повышать уровень физической подготовленности на занятиях нравиться 37 % респондентов. Не нравится - невнимательное отношение преподавателя - 37 % опрашиваемых. В первом и во втором случае мнение формируют равное количество мальчиков и девочек, то есть результаты практически не зависят от пола респондентов.

Наибольший интерес проявляется к спортивным играм (4-й вопрос), 73 % учащихся предпочитают заниматься на уроках физической культуры волейболом, баскетболом, футболом, ручным мячом. Из них 72 % девочек и 57 % мальчиков. У девочек на втором месте стоит плавание (28 %), у мальчиков - лыжная подготовка (32 % опрошенных). Таким образом, подавляющее большинство учащихся любит играть в спортивные игры (рис. 2).

Рис. 1. Ответы респондентов на вопрос: «Нравятся ли вам уроки физической культуры?»

Рис. 2. Ответы респондентов на вопрос: «Какие разделы учебной программы по физической культуры нравятся Вам больше всего?»

Рис. 3. Ответы респондентов на вопрос: «Что вас привлекает в занятиях физической культурой и спортом?»

Рис. 4. Ответы респондентов на вопрос: «Как вы считаете, способствуют ли занятия физической культурой и спортом улучшению учебы?»

Рис. 5. Ответы респондентов на вопрос: «Делаете ли вы утреннюю гимнастику (зарядку)»?

В свободное от учебных занятий время, физической культурой и спортом занимаются 76 % учащихся, не занимаются 24 %. (5 вопрос). Среди мальчиков, не занимающихся спортом, основной причиной является нехватка свободного времени. Девушки, не занимающиеся спортом, выделяют три причины: не хватает свободного времени, усталость после учебных занятий, отсутствие секции по любимому виду спорта. (8 вопрос).

Таким образом, можно отметить, что по процентному показателю участия школьников во внеучебной физкультурно-спортивной деятельности, полученные нами данные значительно превосходят аналогичные общероссийские показатели, которые составляют в среднем – 25 % и приближены к зарубежным показателям, характерным для таких развитых стран как США, Канада, Финляндия и др. (75-80 %). На наш взгляд, подобные результаты получены благодаря продуманной и достаточно эффективной системе мер по формированию мотивации физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности в нашей гимназии.

Большую половину учащихся привлекает в занятиях физической культурой и спортом возможность укреплять здоровье - 54 % (7-й вопрос). Это мнение в основном сформировано девочками, на них приходится 37%, на мальчиков — 17%. На втором месте у мальчиков повышение уровня спортивного мастерства - 13%. У девочек другие ответы набрали по одному-двум процентам. Таким образом, среди девушек основным мотивом является укрепление здоровья, среди мальчиков - укрепление здоровья и повышение уровня спортивного мастерства (рис. 3).

Девятый вопрос звучал следующим образом: «Как вы считаете, способствуют ли занятия физической культурой и спортом улучшению учебы?» «Да» - ответили 57%, нет - 16%, не знаю - 27% респондентов. Таким образом, 33% учащихся не знают, что занятия физической культурой способствует улучшению учебы (рис. 4).

Отношение родителей к занятиям физической культурой и спортом, по мнению учащихся положительное - 100%.

Занятия физической культурой без принуждения, самостоятельно (например, утренняя гимнастика) сформировано только у 3% опрашиваемых (девушки), регулярно, каждый день. Не регулярно, от случая к случаю утреннюю гимнастику выполняют 70% опрашиваемых. Не делают вообще 27%. Постоянный мотив занятий сформирован у 3% учащихся, у 97% - такой мотив не сформирован (рис. 5).

В семнадцатом вопросе было предложено пять видов деятельности, на выбор, в общем занятия физической культурой на втором месте, уступив лишь отдыху в кругу друзей (первое место). Мальчики отводят занятиям физической культуры третье место, первое, как и в общем отдых в кругу друзей, второе - компьютерные игры. У девочек первое место отдых в кругу друзей, второе - занятия физической культурой. Так как девушек было больше, они и повлияли на расстановку мест. Если бы мальчиков было больше, компьютерные игры поднялись бы на один пункт и в общем зачете занимали бы второе место.

Следующий вопрос был рассчитан преимущественно на девушек. Он звучал так: «Для чего вы ходите на уроки физической культуры?» Из ряда утверждений первое место - укрепить здоровье (как и в седьмом вопросе), второе - формирование красивой фигуры и походки. Таким образом, девушки на уроках физической культуры укрепляют здоровье и формируют красивую фигуру и походку. Мальчики, отвечая на этот вопрос, предпочтение отдали укреплению здоровья, второе место - научиться играть в подвижные игры, а формирования красивой фигуры и походки, а также красиво двигаться последнее место. Таким образом, мотив у мальчиков укрепить здоровье и научиться играть в спортивные игры.

В последнем вопросе у респондентов выяснялось их отношение к предмету (физическая культура). Таким образом, были выявлены основные причины, по которым респондентам нравится предмет:

Предмет легко усваивается;

Предмет занимательный;

Предмет способствует развитию общей культуры;

Просто интересно.

А также основные причины, по которым респондентам не нравится предмет:

Учитель не интересно объясняет;

Не нравится, как преподает учитель;

Учитель редко хвалит;

- У меня плохие отношения с учителем.

Таким образом, отрицательное отношение к предмету учащихся в большей степени обусловлено деятельностью учителя.

На основе анализа и обобщения научно методической литературы и результатов анкетного опроса была предпринята попытка обосновать педагогические условия формирования мотивации физкультурно-спортивной деятельности в среднем школьном возрасте.

При подготовке к уроку нужно учитывать следующие факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации и учебно-физкультурной деятельности:

содержание учебного материала;

организация учебной деятельности;

коллективные формы учебной деятельности;

оценка учебной деятельности;

стиль педагогической деятельности учителя;

содержание учебного материала.

В среднем школьном возрасте интерес у школьников в основном к спортивным играм. А приходится изучать разделы легкой атлетики, лыжной подготовки, гимнастики. Наблюдая охлаждения интереса к этим видам, некоторые девушки занимаются физическими упражнениями, чтобы хорошо двигаться и быть стройными. Исходя из этого, урок нужно выстраивать так, чтобы в конце урока желающие могли поиграть в спортивные игры. Девушки дополнительно могли сделать упражнения на осанку фигуры, походку. Вознаграждения за проделанную работу и урок заканчивается на положительной ноте.

Организация учебной деятельности. Изучение каждого раздела или темы учебной программы должно состоять из трех основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.

Мотивационный этап.

На этом этапе учащимся нужно поставить задачу, которую можно решить, лишь изучив данную тему. Здесь нужно подходить дифференцированно. Ставя задачи исходя из потребностей учеников. На пример, изучая легкую атлетику, сообщить учащимся, что быстрое пробегание коротких отрезков повысит динамичность и скорость передвижения в играх, укрепит мышцы бедер, брюшного пресса. Выполнения именно этих упражнений позволит в дальнейшем лучше играть и выглядеть.

Операционально-познавательный этап.

На этом этапе учащиеся усваивают тему, овладевают учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием.

Рефлексивно-оценочный этап связан с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы.

Следует отмечать как непосредственную задачу нормативов. Но и в дальнейшем отмечать улучшения уже в любимом виде деятельности ученика.

Например, ходьба на лыжах способствует развитию специальной выносливости, которая нужна в игровых видах спорта.

Коллективная (групповая) форма деятельности. Известно, что во многих случаях групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная особенно в подростковый период. Целесообразно все действия организовывать в группах или микрогруппах.

Оценка результатов учебной деятельности. Важно, чтобы в оценке давался качественный, а не количественный анализ учебной деятельности учащихся, подчеркивалось положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала, обнаружились причины имеющихся недостатков, а не только констатировалось их наличие.

Стиль деятельности учителя. На формирование мотивов учения оказывает влияние стиль педагогической деятельности учителя. Сочетание авторитарного и демократического стиля поможет сформировать положительную мотивацию занятий физической культурой.

В среднем школьном возрасте интересы к школьной программе различны. Поэтому при организации и проведения уроков, которые вызывают у учащихся слабый интерес, следует доводить до сознания ученика, что освоение разделов или этой учебной программы позволит ему в дальнейшем достичь более высоких результатов в интересующих его видах деятельности.

Этапы и условия формирования привычки к занятиям физической культурой в среднем школьном возрасте.

Первый этап - формирование положительного отношения к физической культуре. В среднем школьном возрасте отношение к физической культуре сформировано. У кого положительное, у кого отрицательное. Здесь предстоит «сломать» отрицательное отношение и построить положительное. На уроках нужно поднять эмоциональный фон, чтобы дети постоянно радовались и иногда смеялись, уходили с уроков в возбужденном состоянии. Обратить внимания учащихся на то, чтобы на уроках все старались держать осанку (важного индюка) и улыбку (сытого людоеда). Через некоторое время произойдет синхронизация внешнего облика и внутреннего состояния. Таким образом у детей в сознания будут закладываться положительные эмоции, которые ассоциируются с выполнением упражнений. Тем самым сформируется положительное отношение к урокам физической культуры.

Второй этап - формирование у учащихся намерения самостоятельно заниматься физической культурой. Учитель, в частности, может предложить школьникам ежедневно выполнять дома зарядку [5]. Для этого необходимо сообщить школьникам, что правильно подобранные физические упражнения помогают снять усталость расслабиться, взбодриться. Что упражнения способствуют повышению успеваемости по предметам в школе. В качестве первых упражнений для утренней зарядки нужно разучить комплекс упражнений с воздействием на биологически активные точки (уши, ступни ног, спина и т.д.), выполнения таких упражнений способствует быстрому пробуждению. Сообщить школьникам , чтобы во время упражнений вспоминали радостные события из своей жизни, тем самым поддерживали положительный фон. Через некоторое время на занятиях поинтересоваться, какие изменения произошли, и так как упражнения способствовали пробуждению быстрее, чем обычно (доброе состояние) школьники будут отмечать, что они быстрее просыпаются и чувствуют себя лучше.

Третий этап - осуществление школьниками намерения самостоятельно заниматься физической культурой. Этот этап связан с созданием условий для самостоятельного выполнения школьниками физических упражнений. К таким условиям относятся: приобретение родителями необходимого спортивного инвентаря (лыж, коньков, ракеток, гантелей и т.п.); разработка учащимися вместе с учителем физической культуры режима дня, в котором нашлось бы место и для самостоятельного выполнения физических упражнений.

Четвертый этап - превращение желания школьников самостоятельно и регулярно заниматься физическими упражнениями в привычку.

На уроке следует разучивать постепенно комплексы упражнений один за другим. Упражнения на биологически активные точки, на гибкость, суставная гимнастика, упражнения для внутренних органов, комплекс упражнений для позвоночника, упражнения на осанку, на равновесия и т.д. Тем самым ребенку не наскучит однообразные упражнения. Когда комплексы с упражнениями исчерпают себя (учитель выдал все, что знал), нужно предложить учащимся самостоятельно составить свой комплекс упражнений и продемонстрировать его. При составлении учителем такой программы, нужно рассчитать ее протяженность так, чтобы она занимала более сорока дней. При выполнении одних и тех же действий в течении двадцати одного дня возникают первичные нейроканалы, отвечающие за этот вид деятельности. На основе чего в последующие двадцать дней начнет формироваться привычка к этому виду деятельности (к занятию физическими упражнениями самостоятельно), и через сорок один день организм начнет постоянно каждый день требовать выполнения упражнений, то есть сформируется привычка к занятиям физической культурой.

Заключение

Школьники с лёгкой степенью умственной отсталости, занимающиеся на уроках физической культуры целенаправленно, желая получить хорошее физическое развитие. При этом мальчики понимают его как развитие двигательных качеств, а девочки как улучшение своего эстетического вида: фигуры, походки и т.д. Самостоятельным занятиям учащихся физической культурой может способствовать учитель физкультуры, если в его психологическом портрете присутствуют определенные качества.

Результаты анкетного опроса показали, что на формирования мотивации к занятиям физической культуры влияют следующие факторы:

содержание учебного материала;

стиль педагогической деятельности учителя, использования методовобучения, заинтересованность в успехах школьников.

Список литературы

  1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология. Учебное пособие длястуд. вузов [Текст] / Г. С. Абрамов. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 740 с.

  2. Ахундов, Р. А. Исследование двигательной активностиучащихся начальной школы [Текст] / Р. А. Ахундов. Автореф. дис. ...канд. -М., 1970. -165 с.

  3. Еделева, Е. Г. Отношения учащихся разного возраста кучебному предмету и урокам физической культуры в средней школе [Текст] / Е. Г. Еделеева. Автореф. дис. ...канд. - М., 2005. -115 с.

  4. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. - СПБ.: Издательский дом «Питер», 2002. - 512 с.

  5. Ильин, Е. П. Психология физического воспитания [Текст] / Е. П. Ильин. Учебник для институтов и факультетов физической культуры. 2-е изд., испр. и доп. - СПБ.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. - 48 с.

  6. Келишев, И. Г. Содержание и структура интересов кфизическим упражнениям школьной программы [Текст] / И. Г. Келишев // Физическое воспитание и школьная гигиена: Тезисы I Всесоюзной конференции. - М., 1978. - 193 с.

  7. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. - СПБ.: Издательский дом «Питер», 2012. - 992 с.

  8. Кулагина, П. Ю. Возрастная психология:Полный жизненный цикл развития человека [Текст] / П. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. Учеб. Пособие для студ.высших учебных заведений. - М: Издательство «Сфера», 2013 - 464 с.

  9. Курдюкова, Н. А. Оценивание успешности учебнойдеятельности как психолого-педагогическая проблема [Текст] / Н. А. Курдюкова: Автореф. дис. .. .канд. - СПБ., 2007. - 82 с.

  10. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемыпсихологии [Текст] / Б. Ф. Ломов. - М: Издательство «Сфера», 2004 - 265 с.

  11. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьномвозрасте [Текст] / А. К. Маркова. - М.: Издательство «Сфера», 2003 - 94 с.

  12. Маркова, А. К. Формирование интереса к учению ушкольников [Текст] / А. К. Маркова. - М.: Издательство «Сфера», 2006 - 192 с.

  13. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения [Текст] / А. К. Маркова. - М.: Издательский центр Владос, 2011. - 192 с.

  14. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ.пед.вызов[Текст] / И. П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр владос, 2000. - 576 с.

  15. Солодков, А. С., Физиология человека. Общая.Спортивная. Возрастная: Учебник [Текст] / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - М.: Издательство Терра - Спотр, Олимпия Пресс, 2011. - 520 с.

  16. Сухих, А. В. Психология физической культуры: Учебно-методическое пособие для студентов университета. Часть 1 [Текст] / А. В. Сухих.- Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. - 74 с.

  17. Хрипкова, А. Г. Возрастная физиология и школьнаягигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов [Текст] / А. Г. Хрипкова. - М.: Издательство просвещения, 1990 - 319 с.

Просмотров работы: 81