ИГРА В ШАШКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИГРА В ШАШКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Габышева С.П. 1, Николаева Л.В. 2
1Северо-Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова
2педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дошкольное детство – это значимый небольшой отрезок в жизни каждого ребенка. Ребенок за этот период приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Обретая и совершенствуя физические навыки и умения, он овладевает речью, мышлением, воображением и восприятием [1, c.56]. Логическое мышление детей формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах [2,c. 167].

Исследования Запорожца, Венгера, Гальперина доказали, что основные логические умения на элементарном уровне формируются у детей, начиная с 5-6 летнего возраста. Мышление – это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Мышление ребенка связано с его знаниями. Н.Поддъяковым обнаружены такие тенденции в развитии знаний у детей:

- первая заключается в том, что в процессе мыслительной деятельности происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка.

- вторая тенденция предполагает, что в это же время возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Для развития детского мышления очень важно, чтобы наряду с формированием ядра стабильных знаний шел непрерывный рост и неопределенных, неясных знаний, которые являются мощным стимулом умственной активности детей [3, 45 c.].

В ходе занятий, специального обучения посредством различных игр важно формировать у дошкольников такие мыслительные операции, как сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификацию [4, 104 c.].

Мы предлагаем для развития логического мышления детей использовать игру в шашки.

Общение с шашками требует, хотя мы этого и не замечаем, большого умственного напряжения. Ввиду того, что шашки - это явление сложное, переплетающееся с многочисленными областями человеческой жизни, они сами становятся предметом изучения, объектом различных научных исследований. Для точного определения роли шашки в общественной жизни, следует обратиться к истории, философии, социологии, психологии, математике, истории искусств, истории нравов и другим отраслям знания. По мнению В.В.Путина, шашки – это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперед.

Таким образом, анализ теоретических источников показал, что благодаря шашечным играм у ребенка расширяются границы познания действительности. Доказана тесная, неразрывная связь мыслительных процессов с практическим действиями, преобразующими познаваемый предмет, принципиальная невозможность решения поставленных задач без участия практических действий. С этой точки зрения игра в шашки выступает в качестве эффективного средства развития мышления детей.

Для изучения влияния обучения игры в шашки на уровень развития логического мышления у дошкольников, мы провели практическое исследование. Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад «Кэскил» №51. Для определения уровня сформированности логического мышления детей были использованы следующие методики:

  1. Методика «Четвертый лишний»

  2. Методика «Недостающая деталь»

  3. Методика «Четвертый лишний»

Методика «Четвертый лишний» позволила установить степень развития теоретических знаний, сделать вывод об особенностях формирования у ребенка такого интеллектуального умения, как рассуждение, т.е каким образом ребенок может делать выводы на основе тех условий, которые предполагаются ему в качестве исходных, без привлечения других соображений, связанных с ситуативной, а не содержательной стороной условий.

По результатам исследования мы выявили, что из экспериментальной группы к высокому уровню развития логического мышления относятся 27% детей. Они набрали по 8-9 баллов. К среднему уровню развития относятся 50%. Они набрали по 7-5 баллов. Низкий уровень развития - у 13% детей. Они набрали менее 4 баллов. В основном, дети допускали ошибки следующего характера -незнание смыслового значения отдельных слов.

У контрольной группы 33% детей относятся высокому уровню, они набрали по 8 баллов. К среднему уровню относятся 53% детей, они набрали по 6-5 баллов. Низкий уровень развития у - 13% детей. Они набрали 4 балла.

Методика «Недостающая деталь»

Результаты исследования по методике 2 позволяют определить развитие образного мышления, установить степень развития внимательности у детей. Логическое мышление, развитие логических операций всегда подразумевает достаточный уровень сформированности у детей такого психического процесса как внимание.

20% детей экспериментальной группы относятся к высокому уровню развития внимательности. Они достаточно быстро нашли недостающие. детали на всех 14 картинах, не допустив неточностей. К среднему уровню развития относится 67% детей экспериментальной группы. Они уложились в нормативное время, допустив небольшое количество ошибок. Количество правильных ответов было не менее 5 баллов, но не более 9 баллов. К низкому уровню относятся 13% детей экспериментальной группы. Они не набрали 5 баллов.

У детей контрольной группы высокий уровень развития внимания имеют 13% детей. Они, как и другие дети экспериментальной группы, достаточно быстро нашли недостающие детали на всех 14 картинах, не допустив неточностей. Средний уровень показали 72% детей, низкий – 15% детей.

На формирующем этапе исследования мы провели занятия кружка в шашки в экспериментальной группе. На контрольном этапе исследования мы провели повторную диагностику по тем же методикам.

По итогам опытно-экспериментальной работы можно констатировать, что в конечном плане у детей произошли следующие изменения: дети научились самостоятельно анализировать следующие изменения: дети научились самостоятельно анализировать, синтезировать и обобщать игру, решать и составлять шашечные задачи, решать головоломки, с большим удовольствием участвуют в шашечных соревнованиях, сами придумывают игры.

Таким образом, посредством игры в шашки можно развивать такие операции логического мышления, как рассуждение, сопоставление, сравнение, планирование, анализирование, обобщение, классификация.

Список литературы

  1. Божович, Л.И Личность и ее формирование в детском возрасте/Л.И Божович – М. : Просвещение, 1988-228 с.

  2. Венгер Л.А Психология / Л.А Венгер, В.С Мухина : - М., 1988. 345-с.

  3. Поддъяков Н.Н Мышление дошкольника / Н.Н Поддъяков. – М., 1977-176 с.

  4. Запорожец, А.В Психическое развитие ребенка /Педагогика, 1986 – 164 с.

Просмотров работы: 89