Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно - двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.
Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.
В.А. Сухомлинский писал, что на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка. Все это оказывает положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект, стимулирует мыслительные функции и речь, заряжает положительными эмоциями [2, С.98].
И.М.Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой [3, С. 263].
Одним из современных средств для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста является кинетический песок.
Кинетический песок - это песок, являющийся чем-то средним между пластилином и песком из песочницы. Из него можно лепить различные фигуры, либо вырезать их при помощи формочек, а затем он одним движением руки превратится обратно в рассыпчатую песчаную массу. Кинетический песок на 98% состоит из натурального песка, а на 2% из полимера, но эти 2% имеют огромное значение.
Работа с кинетическим песком - это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.
Игра с песком доставляет ребёнку радость, позволяет расслабить мышцы рук и снять мышечный тонус.
Работа с кинетическим песком имеет ряд положительных моментов:
1) удобная для лепки консистенция, получившееся форма сохраняется длительное время, также легко может принять обратную форму;
2) безопасность для здоровья ребенка, песок гипоаллергенный и в нем не размножаются бактерии, при загрязнении его можно промыть, и он сохранит свои свойства;
3) лёгкость уборки, песчинки липнут сами к себе и собрать их можно при помощи песчаного комочка.
4) эстетичность;
Использование техники работы с кинетическим песком в работе с детьми дошкольного возраста дает возможность:
Развивать творческий потенциал;
Формировать установку на положительное отношение к себе;
Формировать коммуникативные навыки;
Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение);
Гармонизировать психоэмоциональное состояние;
Развивать мелкую моторику рук.
Примеры игр с кинетическим песом:
«Норки для мышки»
«Я пеку, пеку, пеку»
«Заборчики». Ребёнок руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать (ребёнок придумывает дальнейший сюжет, что может произойти) и реализует свой сюжет самостоятельно.
«Волшебные отпечатки на песке». Педагог вместе с детьми оставляют отпечатки своих рук, затем можно добавить разные камушки, ракушки и т.д.;
«Секретики». Что спрятано в песке? «Спрячь и найди игрушку в песке»(одной рукой, двумя руками, и пр.);
«Сделай тоже самое». Ребёнок повторяет рисунок или действие, предлагаемые педагогом и др.
Также игра с кинетическим песком даже в одиночку очень полезна и увлекательна, а в компании со сверстниками способствуют развитию элементарных навыков общения. В жизни каждого ребенка воображение играет важнейшую роль. Ведь это не только эмоциональный полет фантазии, но также снимающий все пространственные и временные ограничения, способ постижения окружающего мира. Воображение позволяет ребенку представить и создать то, с чем он пока незнаком или чего не существует в реальности. Это расширяет границы детских возможностей и вдохновляет ребенка на познание и творчество.
Таким образом, развитие воображения и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста будут развиваться эффективно при использованиикинетического песка, вызывающего интерес у детей и стимулирующий их фантазию, творческое воображение. При этом полезно использовать пальчиковые и дидактические игры для развития мелкой моторики. В процессе таких занятий создается эмоционально-положительная творческая атмосфера сотрудничества, создающая для детей ситуацию успеха.
Список использованной литературы
Бернштейн Н.А. О ловкости ее развитии/ Н.А.Берештейн.-М., 1991.-212с.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. / А.Н. Гвоздев - М., 2005. – 98с.
Первые шаги (модель воспитания детей раннего возраста) [Текст]: материалы московского городского конкурса «Первые шаги» / сост. к. п. н. К. Белая. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2002. – (263-313).