ВОСПИТАНИЕ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВОСПИТАНИЕ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компонентного участия в их решении.

Дошкольный возраст можно рассматривать как начальную ступень воспитания бережного отношения к природе, поскольку именно в этот период жизни ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий широкому кругу общечеловеческих ценностей.

Основным содержанием воспитания бережного отношения к природе является формирование осознанно-правильного, эстетического отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. [1].

Экологическая акция– это социально значимое, деятельностное, комплексное, событийное мероприятие.

Экологические акции символизируют дружбу, единение, взаимопомощь, культуру общения коллективов: детского, педагогического и родителей, а также имеют огромное значение в формировании экологической культуры у дошкольников.

Проблема воспитания бережного отношения к природе исследовались и исследуются в настоящее время (Н. А. Рыжова, С.Н. Николаева, Н.С. Дежникова, С.Д. Дерябо, М.Д. Маханева, Т.С. Комарова, В И. Ашиков и др.)

С целью определения уровня экологической воспитанности в процессе организации экологических акций было проведено исследование в МБДОУ детский сад №85 «Золотой ключик» в старшей группе. В эксперименте нами были обследованы 15 детей старшего дошкольного возраста.

Были подобраны и использованы диагностические методики авторов: 1. Т.А. Серебрякова выявление наиболее значимых для ребенка понятий природы и общества, 2. К.Р. Махотин методика «Альтернатива» , 3. Л.Н. Водянова опросник развития личностного отношения к природе. [3].

По результатам исследования было выявлено, что у 27% детей низкий уровень экологической воспитанности. Противоположным результатом, полученным при анализе экспериментальных данных, является средний уровень экологической воспитанности, это выявлено у 60 % детей. Высокий уровень экологической воспитанности показало у 13 % детей.

Для воспитания бережного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста мы организовали экологические акции.

В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. [2].

В нашей исследовательской работе мы выбрали 4 экологических акций:

1. Экологическая акция «По страницам Красной книги». Здесь дети знакомились с Красной книгой, как государственным документом и её значением. Расширили представления детей о диких животных, познакомили с животными, занесенными в Красную книгу и отдельно красную книгу Якутии. Выбрали дидактические и подвижные игры подходящие по теме акции. Изготовили с детьми свою Красную книгу для экологического кабинета.

2. Экологическая акция «Умный взгляд на мусор». Расширили знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной. Формировали представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов. Провели анкетирование родителей, работа с детьми по проекту: «Что делать с мусором?», научили детей сортировать мусор по материалу, изготовление плакатов на тему: «Чтоб радость завтрашнего дня сумел ты ощутить, должна быть чистою Земля и воздух чистым быть».

3. Экологическая акция « Покормите птиц зимой». Привлекли внимание детей и взрослых к зимующим птицам, чтобы облегчить для них период зимовки. На первом этапе ребята участвуют в различных викторинах, конкурсах, слушают лекции, узнают много о птицах и животных, о разнообразии животного и растительного мира Якутии. Второй этап. Этот этап акции «Покормите птиц зимой» самый интересный и трогательный. В рамках реализации акции родители с детьми изготавливают из бросового материала кормушки для птиц. Эти кормушки развешивают на участке детского сада и организовывают регулярную подкормку птиц.

4. Экологическая акция « сохраним природоохранные традиции народов». Приобщили детей к культуре народов саха и русского народа. Закрепили знание об обычаях старины, о народных приметах, дали представление о хозяине леса Байанайе. Подобрали народные природоохранные подвижные игры и т.д.

Повторное проведение диагностики показало, что уровень экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста повысился. Высокий уровень показало 60 % , средний 33 % и низкий 7 % детей.

Таким образом, теоретическое изучение проблемы воспитания бережного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста в процессе организации экологических акцийи проведение опытно-экспериментальной работы позволили сделать следующие выводы:

- бережное отношение к природе - это проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития.

- в ходе экологических акций дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности.

Список использованной литературы:

1. Абдуллаев, З. Экологическое отношение и экологическое сознание. // Философские науки. -1991, N2, - С. 186-190.

2. Веселов, Т.М. Формирование экологической культуры старших дошкольников //Дошкольное образование, 2003. - №2. - С.110-113.

3. Новолодская, Е.Г. Методика развития экологической культуры у старших дошкольников // Дошкольное образование, 2002. - №3. - С.52-55.

Просмотров работы: 288