НАРОДНЫЕ ИГРЫ ЯКУТОВ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

НАРОДНЫЕ ИГРЫ ЯКУТОВ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

Тотонова Ю.Ю. 1
1Северо-Вфосточный федеральный университет Педагогический институт кафедра дошкольного образования
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На современном этапе развития нашего общества знание и уважение национальной культуры своего и других народов выступает как одно из условий успешной адаптации личности в современном поликультурном обществе.

Народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самопознания нации, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов. Изучение культуры своего народа на начальном этапе становление личности - актуальная задача современного образования.

Одним из эффективных, увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средством приобщения к национальной культуре является народная игра.

Цель статьи – рассмотреть народные игры как средство приобщения детей к народной культуре.

Народная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Они отражают все области народного творчества. Участвуя в играх, дети познают не только материальную, но и духовную культуру своего народа, проникаются его духом [2].

Игры коренных народов республики Саха (Якутия) необходимо рассматривать в органическом единстве со всей духовной культурой современного общества и как одно из важных средств воспитания подрастающего поколения республики.

Народные игры, приобщая детей к национальной культуре, заражают их положительными эмоциями. Все коллективные народные игры учат детей внимательно относиться к партнерам по игре, находить общий язык, это формирует у учащихся способность к пониманию, социальному чувствованию другого человека, способность к сотрудничеству. Посредством игр ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его правилам поведения. Игры для детей - серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, к взрослой жизни. Игра, предшествующая общественной деятельности, как бы является ее генеральной репетицией, порою сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть труда, и даже в самый процесс труда.

Игры являются одним из больших разделов нашей общенациональной культуры. Они разносторонне отражают все области материального и духовного творчества.

Настольные игры народов Якутии имеют глубокие корни. Они были широко распространены еще с XVI - XVII веков. В XX веке народные настольные игры испытали большой спад и были почти забыты [3].

С переменой всех сфер нашей жизни, в связи с перестройкой, настольные игры получили второе рождение как часть культуры народа. В 90-х годах вновь начали культивировать их. Сегодня народные настольные игры наших предков получили популярность. В 1992 г. была создана Федерация якутских национальных настольных игр.

Наши предки долгими зимними вечерами любили играть вместе с детьми настольные игры: «Тыксаан» (фишки), «Хаамыска» (камешки), «Хабылык» (лучинки), «Баайа» (волчок), «Тырыынка» (палочки) [1].

Игра «Хабылык» («Лучинки») – является самой древней игрой. Играют простыми лучинками которыми пользовались в каждой семье для растопки якутского очага камелек. Когда то ими играли малые дети, затем постепенно начали играть и взрослые члены семьи. Игра в лучинки учит считать, обозначать, воображать, соображать быстрее. Так игра в лучинки стала одним из видов якутской национальной культуры.

«Лучинки» представляют собой палочки длиной в 16 см, шириной 0,9 мм, толщиной 0,4 мм с острыми краями по обоим бокам в количестве 30 штук. Игрок берет в ладони палочки, подбрасывает на высоту 10-20 см и ловит тыльной стороной ладони. Пойманные палочки снова подкидывает и ловит ладонью. Пойманные палочки – лошади – делятся по два. И если в конце останется одна палочка, он берет ее себе и продолжает игру. Игрок старается ловить одну палочку средним и безымянным пальцами. В конце игры участники подсчитывают своих «лошадей». Игрок, у которого больше всех «лошадей», становится «господином».

Существуют еще несколько вариантов игры. Со временем правила этой игры усложнялись, и сейчас мы имеем более сложные и улучшенные варианты.

Игра в «камешки» - игра «пятью камешками» - одна из самых распространенных в мире. Ареал этой игры, начиная с Греции, охватывает Россию, Среднюю Азию, Монголию, Корею. Каждый народ считает эту игру своей. По продолжительности ее бытования в нашем краю, популярностью в народе мы тоже считаем «хаамыска» своей игрой. Если в других странах играют речными камешками, то мы используем деревянные кубики. Их делают из брусочков дерева любой породы, 5 кубиков размером 1,5 на 1,5см. Но в отличие от других стран, только наша «хаамыска» развита как спортивный вид и популярна среди населения. Наш народ создал различные варианты игры в «хаамыска». Играют не только 5, но и 7, 9 камешками.

Количество игроков не ограничено. Игроки сидят за столом. Ведущий берет кубики и подбрасывает вверх, а игроки должны ловить их. Кому попадет кубик с отметиной, то начинает игру. Первый игрок берет в правую ладонь 5 кубиков и подбрасывает «главный» кубик вверх, остальные 4 рассыпает на стол и ловит подкинутую. Каждый раз, подбрасывая вверх кубик и ловя его, игрок подбирает их со стола: по одному в 1-ый раз, по 2 – во второй раз, вначале 1, затем остальные 3 одновременно – в 3-ий раз, сразу все 4 кубика – в 4-ый раз.

5 прием: подкинув «главный» вверх, выстраивает остальные по одному на стол, затем при повторном подбрасывании подбирает всех.

6 прием: игроки указывают любой кубик, а играющий должен взять остальные сразу, не задевая его, а последним должен взять этот указанный кубик.

7 прием: подбирает все 4 кубика со стуком.

8 прием: левой рукой делает ворота, а правую, держа ладонями вверх, засовывает через запястье левой руки и бросает на стол 4 кубика. Игроки указывают любой кубик. Не задевая его, играющий, каждый раз поочередно выталкивает кубики правой рукой через ворота правой рукой время полета «главного». Последним пропускает через ворота указанный кубик. Победителем считается тот, кто сделает это все за один подход. Если игрок ошибется или уронит кубик, то ход переходит к другому игроку. Тот начинает с того приема, где ошибся предыдущий игрок. Игра ведется только одной рукой. Смена рук не допускается.

Игра «Баайа» (волчок) – надо просверлить посередине деревянный кубик размером 7 см на 7 см, затем воткнуть в него палочку размером с карандаш так, чтобы она торчала из кубика на 1 см. Волчок крутят против солнца все по очереди, независимо от того, выиграл игрок или нет. Волчок надо раскрутить и опустить на стол. Остановившись, он упадет на одну из сторон. На каждой стороне нарисованы разные знаки: крест. 3 линии, 5 линий, прорубь. Каждому игроку выдается по 11 палочек. Это их «богатство». Крутящимся волчком игрок делает ставку: 1 или несколько палочек. Другие кладут столько же. Первый игрок раскручивает волчок. Пока он крутится, другие игроки, стуча по столу, кричат: «Прорубь!». Если волчок упадет 3-мя линиями вверх, играющий должен взять 3 палочки, крестом- он отдает3, «прорубью»- отдает 7,5 линий – забирает все себе. Если один выигрывает все палочки, то игра начинается сначала. Все делают ставки заново, если кто-то «обанкротится», он может взять долг у друга.

Игра «Тырыынка» (палочки) –нужны тонкие палочки из дерева, длина которых равна ширине ладони. Надо сделать столько палочек, сколько поместиться в сжатой руке. Из одной «тырыынка» делают наподобие ложечки.

Первый игрок, держа на столе все палочки вертикально в одной руке, резко ослабляет их захват. Затем он собирает свободно лежащие палочки, после чего при помощи специальной палочки – ложечки очень осторожно вытаскивает остальные. В случае, когда игрок заденет при вытаскивании другую палочку, то игра прекращается, и палочки передаются следующему игроку.

После сбора игроками всех тырыынка состязание прекращается. Победитель определяется по наибольшему количеству набранных тырыынка.

Игра «Тыксаан» (фишки) – для игры тальника диаметром 1 см делают фишки длиной 1,5 см. Затем их расщепляют по длине на 2 части. Одна из продольных сторон фишек должна быть полукруглой, другая – прямой (как половинки чурочек). Общее количество от 40 до 60 фишек.

Игроки сидят за столом. 1 игрок собирает фишки в ладонь и рассыпает их на столе. Если 2 фишки легли одна на другую, их забирает участник, начавший игру первым. Затем он ударом среднего пальца «отстреливает» лежащие навзничь фишки лежащими в таком же положении. Если фишка лежит обратной стороной, то ее «отстреливают» таким же «обратными».

При попадании в цель (не задев другие фишки) игрок забирает пораженную фишку себе в копилку и продолжает игру. Если игрок заденет другую фишку или промахнется, то передает ход другому участнику. Второй игрок заново разбрасывает все фишки на стол и начинает «стрелять». Играют до тех пор, пока не закончатся все фишки. В конце игры все игроки бросают фишки парами на стол, тот, у кого остались лишние фишки – победитель.

Для данных настольных игр необходимы специальные атрибуты, которые изготавливали практически из бросового материала, например, из дерева, из костей. Эти игры интересны, так как имеют состязательный характер. В играх развиваются такие качества, как мелкая моторика рук, мышление, ловкость, быстрота и выносливость, благодаря чему дети овладевают навыками счета. Такие игры полезны также для подготовки руки к письму.

Список литературы

1. Готовцев, И. Якутские настольные игры /И. Готовцев- Якутск, 2012.

2. Жуковская, Р.И. Воспитание ребенка в игре/ Р.И.Жуковская. - М.: Издательство АПН РСФСР, 1963

3. Федоров, А.С. Саха торут оонньуулара. Народные игры и забавы Саха/ А.С.Федоров.-Якутск: Бичик, 2011.-96 с.

Просмотров работы: 1677