СОВРЕМЕННЫЙ ПОРТРЕТ САХА: ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОВРЕМЕННЫЙ ПОРТРЕТ САХА: ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ

Леонтьева А.В. 1
1Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова педагогический институт кафедра дошкольного образования
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в последнее время, во многом благодаря средствам глобальной информации, мы регулярно сталкиваемся с различным выражением этнокультурной идентичности народов и исторических последствий межэтнических отношений. Межэтнические отношения стали главнейшей составляющей общественной и политической реальности. В настоящее время современное общество часто становится заложником небрежного отношения к специфике межэтнических отношений в историческом процессе их взаимодействия.

Целью данной работы является изучение самосознания молодежи саха Республики Саха.

Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:

1. Определить понятие этнического самосознания в контексте данного исследования;

2. Изучить особенности этнической идентичности молодежи;

3. Выявить особенности этнокультурной идентичности молодежи саха Республики Саха;

4. Провести сравнительный анализ этнической идентичности молодежи Саха и поляков.

Объектом исследования является национальное самосознание молодежи.

Предмет исследования - этнические автостереотипы молодых саха.

Этническое самосознание считается субъективированной формой проявления этничности у разных этнических общностей под влиянием исторических, политических, социально-экономических, демографических и экологических факторов. Этническое самосознание складывается в ходе социализации под воздействием определенной социальной среды и её этнокультурных традиций, в которой происходит взросление и становление личности как представителя этноса.

Формирование этнического сознания исследуется методологиями различных наук. Изучение научной литературы позволило нам выделить 7 подходов его изучения:

  1. Этносоциологический

  2. Исторический

  3. Этнопсихологический

  4. Этнологический

  5. Этнолингвистический

  6. Этнокультурный

  7. Этнопедагогический

Все выделенные подходы к изучению этнического самосознания уделяют центральное внимание на исследовании этнических автостереотипов и гетеростереотипов.

Этнические стереотипы – это упрощенные, схематизированные, эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой-либо этнической группы, легко распространяемые на всех ее представителей [1, с.154]. Следует отделить два основных типа проявления этнической специфики в стереотипах поведения: 1) – когда одним и тем же действиям придается различное содержание в разных этнических культурах и 2) когда одно и то же содержание находит различное выражение в поступках [2, c.312]. С. В. Гладких считает, что «с помощью этнических стереотипов культура аккумулирует в себе опыт, который сложился в процессе взаимодействия этносов в различных сферах жизнедеятельности - материальной, духовной, политической» [1, c.154]. Этнические стереотипы выполняют ряд важнейших функций: этноинтегрирующую, адаптационную, регулятивную, функцию сохранения и защиты этнической идентичности.

Анализируя результаты исследований по этнической идентичности, проведенных социологическими, психологическими, историческими и этнографическими методами в различные исторические периоды судьбы якутского народа, мы выявили сохранение преемственности ведущих ценностей этнического самосознания саха. Обнаружили сходство этнических ценностей у саха и поляков в отношении к сакральности родной земли, духовного почитания ее духовной истории в памяти народа, преклонения перед священными птицами стерх и аист (бочана), обнаружили усилия якутской и польской духовной, культурной интеллигенции по сохранению идеального образа саха и поляка.

Лонгитюдные исследования этнокультурной идентичности саха были предприняты в постсоветское время исследовательским коллективом Института социологии РАН, начиная с 1994 года по 2012 год. Междисциплинарное сравнительное исследование проводилось среди осетин, татар, тувинцев и якутов, что позволило получить уникальную базы данных в историческом и кросс-культурном аспектах. В контексте темы данного исследования наиболее актуальными являются результаты исследования 2012 года, когда сотрудниками Института социологии РАН в Республике Саха проводился опрос, охватывающий 1060 человек [3]. В этот период были актуализированы этническое, республиканское и гражданское самосознания.

Нами предпринят анкетный опрос молодёжи народа саха по проблемам этнической идентичности. Основным объектом данного исследования являются студенты, как социальный слой, характеризующий современную молодежь народа саха. В опросе участвовали молодые люди - все представители якутской национальности. В ходе социологического исследования было опрошено 50 человек от 18 до 25 лет, среднего и высшего образования разных специальностей, из них 35 женского и 15 мужского полов.

Основным инструментом для данного исследования являлся опросный лист, состоящий из шести вопросов. Целью опроса является выявление этнического самосознания якутов. Перечень типичных черт характера саха был составлен на основе пилотажного опроса студентов во время прохождения курса «Этнопсихология», а также сокурсников и друзей, помогавших составить наиболее часто проявляющиеся черты характера родного народа.

На основе опроса составлен перечень типичных черт этнокультурного портрета саха (характеристики представлены по мере убывания)

Перечень типичных черт характера саха

Положительные качества

Негативные качества

  1. Трудолюбивые

  1. Обидчивые

  1. Выносливые

  1. Легко поддаются вредным привычкам

  1. Жалостливые

  1. Хвастливые

  1. Гостеприимные

  1. Упертые

  1. Мудрые

  1. Ленивые

  1. Общительные

  1. Лживые

  1. Храбрые

  1. Высокомерные

  1. Добродушные

  1. Наглые

  1. Талантливые

  1. Завистливые

  1. Сильные духом

  1. Эгоистичные

  1. Приветливые

  1. Жадные

  1. Честные

  1. Грубые

  1. Упорные

  1. Боязливые

  1. Охотники

  1. Бесхарактерные

  1. Культурные

  1. Замкнутые

  1. Улыбчивые

  1. Вороватость

  1. Щедрые

  1. Несговорчивые

  1. Сплоченные

  1. Нервные

  1. Целеустремленные

  1. Злопамятные

  1. Скромные

  1. Националисты

Методом анкетирования нами выявлены ведущие ценности в этническом автопортрете молодых саха: Это выносливость, гостеприимство, занятие охотой, скромность и трудолюбие. Среди негативных качество молодые саха признают такие характеристики как «легко поддаются вредным привычкам», «ленивые», «эгоистичные» и «несговорчивые».

Современная молодёжь саха знает и использует пословицы и поговорки своего народа, что является одним из показателей преемственности этнических автостереотипов.

Нами обнаружено наличие значительной разницы в проявлении этнических автостереотипах в зависимости от методов исследования. Изучение текстов молодежи в виртуальных средствах массовой информации обнаруживает стремление молодёжи не акцентировать внимание на свою этническую принадлежность.

Мы пришли к выводу, что этническое самосознание молодежи народа саха в перспективе ожидает потенциальное развитие, нежели деградация. Однако, заметен тренд, выражающийся в том, что современная молодёжь в большей массе не ощущает чувства собственной этнической принадлежности и гордости за нацию.

Использованная литература:

  1. Гладких С. В. Этнические стереотипы как феномен духовной культуры / С.В. Гладких. – дисс. канд. филос. н. – Ставрополь, 2001. – 154 с.

  2. Этнические стереотипы поведения / Под ред. А.К. Байбурина. - Л.:Наука, 1985. – 325 с.

  3. Дробижева Л. М. Идентичность и консолидационный ресурс жителей республики Саха (Якутия). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.isras.ru/inab_2012_04.html (дата обращения: 5.03.2016)

Просмотров работы: 59