ПРОЕКТ «ИГРАЕМ В НАРОДНЫЕ КУКЛЫ» КАК СРЕДСТВО ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОЕКТ «ИГРАЕМ В НАРОДНЫЕ КУКЛЫ» КАК СРЕДСТВО ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Репина Е.В. 1
1Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова педагогический институт кафедра дошкольного образования
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Во все времена система образования была основным хранилищем и транслятором народных культурных традиций, участвуя в формировании менталитета личности, в развитии её диалогичности, полилогичности, в воспитании патриотизма и культуры межэтнического общения [1].

Этнокультурное содержание образования интегрируется в пяти образовательных областях, а конкретные образовательные задачи по обучению детей краеведению, истории и традициям народа саха, авторские программы реализуются в части содержания дошкольного образования, формируемого участниками образовательных отношений.

Одними из своих принципов ФГОС ДО определяют: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; - учет этнокультурной ситуации развития детей [4].

Система дошкольного образования Республики Саха (Якутия) также функционирует в условиях многонационального социокультурного пространства. По данным последней переписи населения 2010 года, якутов в республике порядка 49%, русских около 37%. Все больший процент занимают разнонациональные, смешанные браки. И как результат, дети от таких браков, так называемые «сахаляры» испытывают затруднения в выборе национальной идентичности.

Приобщение детей к истокам культуры саха, соприкосновение с народным искусством, традициями, историей родного края, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, содействуют формированию региональной и этнокультурной идентичности. В связи с этим одним из основных задач дошкольного образования является воспитание у него эмоционально-положительного отношения к родному краю, развитие умения видеть и понимать красоту окружающей природы, желание узнать больше об особенностях культуры и традиций народов, природы и истории родного края.

Мы считаем, что кукла – это точка пересечения ниточек-связей, берущих начало в далёких временах. Она хранит сведения о разных обрядах, традициях. Необходимо знать язык куклы, средства выразительности, и тогда она расскажет об истории народа, его традициях, быте [3].

Важно отметить и то, что проблемы, связанные с этнокультурным развитием ребенка дошкольного возраста в период взаимодействия с окружающим миром, особенно востребованы в наше время, а в современных условиях они приобретают особую значимость.

Разработкой данного направления занимались ученые Е.В.Зворыгина, Н.Ф.Комарова,К.Д. Ушинский, Н.Т.Гринявичене, А.Д.Саар под научным руководством С.Л.Новоселовой.

А.Б. Афанасьева отмечает, что этнокультурное образование представляет собой целостный процесс изучения, деятельностного освоения этнокультурного наследия и воспитания личности на этнокультурных традициях, процесс становления личности в осмыслении синхронных и диахронных информационных связей, учитывающих полиэтническую горизонталь географического пространства и историко-временную вертикаль развития этноса [1].

Методологической основой исследования послужили труды, теории и концепции таких ученых, как Морозовой Е.А., Баклановой Т.И., Волкова Г.Н., П.А. Слепцова-Ойунского, В.Ф. Афанасьева, К.Д. Уткина, К.С. Чиряева и др.

Актуальность исследования объясняется тем, что именно игра в народные куклы является связующим звеном культур многих поколений, и несет в себе духовные жизненные ценности, приоритетные направления воспитания подрастающего поколения.

Целью исследования является выявление уровня этнокультурного воспитания в процессе игры народной куклой. Хочется отметить, что задачей этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста является развитие его национального самосознания при условии уважения к другим культурам и этносам. Работа по этнокультурному воспитанию должна вестись параллельно в условиях ДОО и семьи.

Одним из эффективных средств этнокультурного воспитания является народная кукла. Якутская национальная кукла, наряду с якутскими национальными традициями, с якутскими народными сказками, якутскими народными играми, занимает значительное место в этнокультурном воспитании. [2]

Нами совместно с коллективом МБДОУ №21 «Кэнчээри» разработан проект по этнокультурному воспитанию и образованию детей дошкольного возраста «Играем в народные куклы».

Основные задачи проекта - формирование этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста, повышения компетентности педагогов и родителей в сфере этнокультурного воспитания и образования в процессе поликультурного и этнокультурного образования детей в ДОУ.

В содержание работы проекта входят:

1. Освоение воспитанниками, воспитателями и родителями основ этнокультурных категорий и ценностей.

2. Создание условий для успешного овладения детьми этнонациональной культуры средствами разнообразной деятельности: декаративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности, развитие детского творчества.

3. Проведение выставок детских работ по декоративно-прикладному творчеству, изобразительной деятельности на уровне детского сада.

4. Развитие коммуникативных умений (умения слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д).

5. Развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов).

6. Развитие речевого взаимодействия (увеличение количества, объема высказываний).

7. Развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов внутри ДОО и в процессе взаимодействия с социумом).

8. Проведение итоговой педагогической диагностики, которая позволит выявить уровень этнокультурного развития детей.

Комплекс мероприятий проекта включал в себя различные формы взаимодействия с семьей, педагогами ДОО, совместную деятельность с детьми. Работа с детьми включала организацию ООД, игровую деятельности, культурно-досуговые мероприятия. Проект был рассчитан на 6 месяцев.

На контрольном этапе мы провели повторную диагностику с применением аналогичных методов и сравнили уровни сформированности до и после формирующего этапа по методике Новицкой М.Ю. В итоге диагностики нами выявлено, что этнокультурное представление у старших дошкольников состоит из ряда знаний и умений, которые сформированы в соответствии с возрастными особенностями. К таки знаниям и умениям мы можем смело относить следующие показатели:

• знание обрядов и праздников народа саха;

• знание элементарных народоведческих и этнографических знаний;

• владение якутской речью, сценические навыки.

• умение организовывать игру в народные куклы.

Важно отметить, что в полученных результатах наблюдается положительная динамика в изменении уровня сформированности этнокультурного воспитания испытуемой группы.

Данные исследования позволили нам доказать, что этнокультурное воспитание посредством народной куклы является эффективной формой взаимодействия ДО и семьи.

В результате исследования нами обоснованы методики игры в народные куклы, а также разработаны конспекты НОД по созданию народной куклы.

Подводя итоги исследования, хочется отметить, что этнокультурное воспитание посредством народной куклы — это целенаправленное взаимодействие поколений, в результате которого у подрастающего поколения формируются этническое самосознание, адекватное отношение к себе как члену этноса, чувство гордости за свою нацию, положительное отношение к родному языку, истории и культуре своего народа, а также уважение и толерантное отношение к представителям других этносов.

Список литературы:

1. Афанасьева, А. Б. Этнокультурное образование в России: теория, история, концептуальные основы/ А. Б. Афанасьева. — Санкт-Петербург: Изд-во ЛГУ им. А.С.Пушкина

2. Кононов А. Духовный смысл игрушки//Духовно-нравственное воспитание. – 2002. — № 1. – С. 40-52.

3. Подъяпольский С.А., Подъяпольская А.В. Этнокультурная ситуация современной Якутии: демографические тенденции, исторические мифологемы и гуманитарные технологии // Социодинамика. — 2016. - № 4. - С.19-27.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

Просмотров работы: 140