РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ – ЭБРУ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ – ЭБРУ

Леонтьева А.В. 1
1Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, педагогический институт, кафедра дошкольного образования
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В эпоху научно-технического прогресса жизнь становится всё сложнее. Современное общество требует формирования творческой личности, которая обладает креативным мышлением и способностью эффективно, нестандартно решать новые жизненные проблемы. Основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, то перед системой дошкольного образования встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.

Ведущим свойством способности к творческой деятельности является воображение, без которого невозможно воплощение замысла. Л. С. Выготский раскрыл основополагающие характеристики воображения вообще и детского в частности. Он отмечал, что воображение развивается в процессе творческой деятельности под влиянием общественных потребностей. Предпосылкой высокого развития воображения является его воспитание, начиная с детского возраста, через игры, образовательную деятельность, приобщения к искусству. Необходимым источником воображения является накопление разнообразного жизненного опыта, приобретение знаний, формирующих убеждения. Л. С. Выготский: " …все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы,- все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении"[1].

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора [2].

Происхождение слова Эбру также доподлинно неизвестна. Есть несколько версий.

Первая: Эбру произошло от арабского «ab-ru», в переводе «вода для лица». Вторая: слово произошло от чагатайского «ebre» «волнообразный».

Третья версию: название пошло от персидского «ebri», что в переводе с фарси означает «облако».

«ЭБРУ» - искусство рисования на воде. Эбру — это танец красок, которые, переплетаясь между собой, создают удивительные узоры. Практика применения эбру в России еще молода, однако ей заинтересовались психологи как одной из инновационных технологий арттерапии. Они отметили, что терапевтический эффект основан на гармонизирующем, развивающем и релаксационном воздействии Эбру как искусства на психофизическое состояние и личностное развитие человека[3].

Каждому ребенку понравится этот необычный вид творчества, когда на воде могут получиться такие красивые и разнообразные узоры. Дети будут гордиться своими результатами и обязательно будет радовать новыми творческими свершениями.

Такие занятия сохраняют психическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения. Так же укрепляется вера ребенка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность.

Цель: обучить способу деятельности (рисованию на воде) с помощью новых художественных материалов и способствовать самореализации личности (развитию мышления и формированию творческих способностей). Задачи:

Образовательные: создать для детей ситуацию рисования новым способом – Эбру (масляными красками на воде с загустителем), обучить способу работы рисования на воде, учить терпению и выдержке при работе с жидкими красками, наборе краски из пипетки «капельками».

Развивающие: развивать фантазию, воображение, мыслительную и речевую деятельность, слуховое и зрительное восприятие, умение сравнивать и анализировать, развитие мелкой моторики рук.

Воспитательные: воспитывать терпение, самостоятельность, активность, инициативность; повысить личностную самооценку ребенка: дать ему почувствовать себя режиссером, художником и исполнителем волшебной сказки, воспитывать чувство радости, сопричастности к уникальному и неповторимому творчеству.

Техника рисования на воде - эбру

Шаг 1.

Рисование на воде начинается с подготовки жидкости. Приготовить не густой клейстер из клея ПВА, воды и все размешиваем. Жидкость готова к применению.

Шаг 2.

Подготовка красок: Для рисования берем масляные краски, разбавляем растворителем до жидкого состояния.

Шаг 3.

Подготовка ИЗО материала нам понадобятся: лотки для жидкости, кисти, палочки, краски, салфетки, бумага.

Шаг 4.

Рисование. Берем лоток с подготовленной жидкостью и кистью делаем фон (набираем на кончик краску и стряхиваем ее тихонько на воду, постукивая кистью о палец левой руки на высоте 5-6 см от поверхности). Далее воплощаем задуманное (цветы, пейзаж или еще что - то другое)

Шаг 5.

Перенос рисунка на бумагу. Берем лист бумаги, соответствующий размеру лотка, аккуратно кладем ее на поверхность. Когда края начнут подниматься, берем за края бумаги и поднимаем ее. Даем рисунку высохнуть. В процессе работы, предугадать, как растекутся краски, очень сложно, поэтому здесь нет определенных рамок, а только личный полет фантазий. И каждый рисунок будет, в своем роде, единственным и неповторимым.

И в результате:

1. Дети самостоятельно используют нетрадиционную технику рисования.

2. Находят не стандартные способы художественного изображения;

3. Умеют передавать свои чувства и эмоции, получают удовольствие от своей работы.

Дети, наблюдающие за таинством рисования на воде, воспринимают сам процесс как настоящее волшебство. Когда же их творение, сказочное по красоте и полету фантазии, переходит на бумагу, оставляя при этом воду кристально чистой, восторг малышей не поддается описанию. Благодаря рисованию на воде развивается фантазия и воображение, моторика рук, терпение и выдержка, а также оказывает успокоительный эффект.

Использованная литература:

  1. Иванова О. Л., И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.

  2. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

  3. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий/Л. Д. Лебедева - СПб: «Речь», 2003. — 265с.

Просмотров работы: 69