РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

Павлова А.Я. 1, Николаева Л.В. 1
1Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Обновление содержания дошкольного образования в связи с введением ФГОС ДО требует от педагогов профессионализма, позволяющего определить новые подходы к организации детской деятельности.

В целом, изобразительная деятельность в дошкольном возрасте содействует процессу становления ребенка как субъекта деятельности: ребенок в процессе изображения ставит цели, выбирает средства, планирует и реализует деятельность, получает результат. Он становится самостоятельным, продукты его деятельности отличаются уникальностью, неповторимостью, своеобразием.

Реализация этой деятельности обеспечивается соответствующими способностями. Под способностями понимаются «свойства личности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности» [1, с. 95].

Современная концепция дошкольного образования ориентирует педагогов на важный путь гуманизации педагогического процесса через усиление внимания к художественно-эстетическому развитию изобразительных способностей детей. Изобразительные способности в нашем понимании - это проявление индивидом художественно-творческой активности, направленной на создание прекрасного в любом виде деятельности, выражающееся в стремлении как можно более ясно отразить задуманное содержание и передать образ, предметы и явления.

Создавая детям условия для занятий изобразительной деятельностью, мы формируем у них устойчивый интерес к данному виду деятельности, развиваем их способности.

Нетрадиционная техника рисования - это новое направление в искусстве, которое помогает развить ребенка всесторонне. Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми способствует развитию детской художественной одаренности. Эту технику рисования разрабатывали такие исследователи как: Г.Н. Давыдова, Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина, А.А. Фатеева и др.

Приобщение детей к художественному творчеству приобретает особую актуальность в настоящее время. Знакомство детей с нетрадиционной техникой изобразительного искусства является доступным видом деятельности детей дошкольного возраста. Дети получают знания, умения, навыки, ребёнок учится познавать мир осознавать себя и своё место в нём, расширять возможность изобразительной деятельности детей.

Таким образом, вышеизложенные позиции делают тему работы актуальной и своевременной.

В исследовании мы теоретически обосновали и экспериментально апробировали педагогические условия развития изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.

Выявление способностей у детей и правильное их развитие - одна из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учетом возраста детей, психофизического развития, условий воспитания и других факторов.

Развитие способностей у детей к изобразительному искусству только тогда принесет свои плоды, когда обучение рисованию осуществляется педагогом планомерно и систематически. Иначе это развитие пойдет случайными путями и изобразительные способности ребенка могут остаться в зачаточном состоянии [3, с. 20].

Развитие способности изображения, в первую очередь, зависит от воспитания наблюдательности, умения видеть особенности окружающих предметов и явлений, сравнивать их, выделять характерное. Развитие ребенка не как простой количественный процесс роста, а как качественные изменения его физических и психических особенностей под влиянием воздействия окружающего мира, в первую очередь воспитания и обучения.

Необходимоcть использования нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества детей дошкольного возраста не подвергаются сомнению. Ведь разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традициoнных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения. Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети получают успешный продукт деятельности.

Задачи активизации изобразительных способностей детей подводит педагогов к необходимости поиска новых способов художественного выражения. Однако, после изучения программных материалов по изобразительной деятельности, мы отметили, что в них рекомендуется ограниченный круг художественных техник, что сдерживает творческие возможности дошкольников и недостаточно сказывается на выразительности работ. В этом и состоит противоречие между целесообразностью использования нетрадиционных художественных техник в детской изобразительной деятельности и недостаточной теоретической и методической разработанностью данного вопроса [5, с. 54].

В основу опыта использования нетрадиционных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник. Такие задания ставят ребенка в позицию «творца» активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.

Положительным моментом является то, что кроме основных программ в современных ДOO есть выбор вариативных, парциальных и авторских программ, которые раскрывают положительные аспекты использования разнообразных нетрадиционных техник.

Т.С. Комарoва, Н.П. Сакулина предполагают использование разнообразных изобразительных техник в работе с детьми дошкольного возраста как вариант пути выхода из данной сложившейся ситуации [4; 6].

Практические исследования Р.Г. Казакoвой, Г.Н. Давыдoвой, А.А. Фатеевoй и других педагогов в области использования нетрадиционных техник прошли открытую проверку в дошкольных образовательных учреждениях и показали значимость для повышения уровня выразительности рисунков, повышения эффективности усвоения художественно-выразительных приемов в создании образа или композиции [10, с. 6].

А.А. Белoбрыкина отмечает: «Развивая у детей способности к изобразительной деятельности, педагогу необходимо самому верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике». Она разработала методические рекомендации для родителей, воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы «Маленькие волшебники, или на Пути к Творчеству». Цель методических рекомендаций – оказание практической помощи всем, кто заинтересован в раннем развитии творческих способностей детей. В работе предлагаются не только методы и приемы, развивающие воображение, фантазию, но и даны в игровой форме упражнения по технике рисования. Дан перечень техник рисования по возрастам, их описание. Хочется отметить, что техники идут с усложнением [9, с. 174].

Другой педагог-психолог И.А. Лыкoва разработала программу «Цветные ладошки», в которой имеется перспективное планирование и цикл занятий с применением нетрадиционных техник рисования по возрастам [3, с. 27].

В современных журналах по дошкольному образованию «Дошкольное воспитание», «Старший воспитатель», «Обруч», «Воспитатель ДОУ», «Дошкольная педагогика», «Современное дошкольное образование» и др. публикуется много статей, посвященных проблеме использования техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. В них представлен опыт работы педагогов, описание нетрадиционных техник, а также предлагаются конспекты занятий с иcпользованием разнообразных нетрадиционных техник.

Истинная ценность нетрадиционных техник заключается не в качестве работы, а в том, что дети получают радость от самого процесса.

На сегодняшний день существует множество методов нетрадиционного рисования, направленных на развитие изобразительных способностей: предметная и пейзажная монотипия, рисование с использованием соли, рисование мятой бумагой, кляксография с трубочкой, рисование ватой по бархатной бумаге, техника резервирования, рисование по мокрой бумаге, пластилинография. Используя перечисленные виды рисования, дети быстро осваивают новые навыки, они сразу готовы к созданию своих художественных произведений по образцу. Интерес детей к самой технике способствует появлению и развитию интереса к предмету, к совместной творческой деятельности [2, с. 95].

Таким образом, овладев различными нетрадиционными методами рисования, дети могут проявить творчество в самостоятельной продуктивной деятельности.

При организации предметно-развивающей творческoй среды в изобразительной деятельности нужно учитывать потребности, индивидуальные особенности, уровень знаний, умений и навыков в рисовании, возраст дошкольников.

В деятельности по художественному творчеству необходимо предоставлять детям свободу выбора изобразительных материалов. Необходимо использовать разные материалы: краски, цветные карандаши, мелки. Это даёт возможность ребёнку выбрать художественный материал по желанию, развивается самостоятельность в работе, познавательная и экспериментальная активность, твoрчество.

Закoнченные работы обязательно выставляются на доске или раскладываются на столе, ковре в конце занятия. Анализ художественной деятельности важен для развития детского творчества, прежде всего тем, что дети видят результаты своей деятельности, учатся решать изобразительные задачи. Дети с удовольствием любят рассматривать свои работы, говорить о них. Эту активность педагог должен поддерживать, развивать. Анализ работ обязательно связывается с изобразительнoй задачей. Оценивается не сам ребёнок, а его рисунок.

Уcпех в развитии интереcа к нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки в изобразительной деятельности. Результат будет зависеть от правильно подобранного материала, оборудования, доступности объяснения последовательности действий.

Таким образом, знания, которые приобретают старшие дошкольники, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.

В данном исследовании для выявления уровня развития изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста, мы использовали следующие методики: модифицированная методика «Изучение особенностей изобразительной деятельности» (авторы Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина); методика «Наши любимые сказки» Г.Г. Григорьевой; методика. «Неоконченный рисунок» Ю.А. Полуянова.

В результате на констатирующем этапе эксперимента мы выяснили, что у детей экспериментальной группы преобладает низкий уровень развития изобразительных способностей - 50%, у 40% детей - средний, у 10 % - высокий уровень. Полученные результаты контрольной группы выглядели следующим образом: высокий уровень – 30%, средний– 50%, низкий уровень – 20%.

Таким образом, мы сделали вывод, что не все дети владеют изобразительными способностями, т.к. рисунки были невыразительными. Не у всех детей наблюдалось желание рисовать по своей задумке, тяжело шел процесс и по предложению педагога. Некоторые детские работы не были оригинальными и аккуратными. Ребята полностью запутались в цветовой гамме, неверно подбирали цвета и оттенки. Композиционное построение в детских работах не всегда соблюдалось. Во многих работах отсутствовали средства выразительности.

Общий уровень развития изобразительных способностей детей экспериментальной группы ниже, чем в контрольной. На данном этапе эксперимента у детей экспериментальной группы недостаточно были развиты изобразительные способности. В контрольной группе отмечался средний уровень развития изобразительных способностей. Поэтому необходимо было провести формирующую работу в этом направлении посредством нетрадиционных техник рисования.

Для формирующего этапа исследования мы разработали тематический план интеграции образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие» и «Познавательное развитие» в процессе обучения нетрадиционным техникам рисования, который предусматривал реализацию взаимосвязи образовательных областей, разнообразие форм деятельности, с опорой на поддержку детской инициативы, организацию развивающей предметно-пространственной среды, учет особенностей взаимодействия педагога с детьми.

Проанализировали и отобрали для работы с детьми те нетрадиционные изобразительные техники, которые наиболее интересны и доступны ребёнку 5-6 лет.

Занятия были построены на основе дидактических принципов: доступности, систематичности, последовательности, целесообразности, наглядности, повторности.

Количество занятий: в месяц 4 занятия. Длительность занятия в старшей группе - 25-30 минут. Нами была организована развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая выбор каждым ребёнком способа деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать самостоятельно.

Структура занятия гибкая и может изменяться от целей задач, включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.

Вводная часть - каждое занятие начиналось с организационного момента. Именно здесь мы создавали эмоциональное настроение у детей и объясняли новый материал.

В основной (практической) части дети выполняли задание. Здесь при необходимости помогали советом и проводили индивидуальную работу по развитию изобразительных способностей с применением нетрадиционных техник рисования.

Очень важна была заключительная часть, в которой подводился итог занятия, и анализировались работы детей.

Изображение должно опираться на образы восприятия и впечатление, полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество.

В работе над развитием изобразительных способностей мы использовали такие формы организации как: целевые прогулки, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения.

Методы: словесные (загадки, рассказы, беседы); наглядные (образец, рассматривание иллюстраций художников, работ народного творчества); практические (рисование); игровые (дидактические игры, игры на развитие художественного воображения). Также использовали физкультминутки.

Для побуждения старших дошкольников к художественной деятельности использовали следующие дополнительные стимулы:

- музыкальное сопровождение, чтение художественного слова и т.д.

- эмоциональное объяснение детям о способах действий с нетрадиционным материалами и показ разных приемов нетрадиционного изображения.

В работе с дошкольниками использовались следующие нетрадиционные техники рисования: свеча+акварель, монотипия, рисование ладошками, печать по трафарету, раздувание, тычок жесткой полусухой кистью, рисование манкой, рисование пальчиками, акварель+ восковые мелки, сочетание раздувания и техники тычка, кляксография, граттаж, рисование по мокрому, набрызг, печать поролоновыми тампонами, изонить, рисование свечой.

В целом, для занятий мы старались приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставляя детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов – это все помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразия и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Для родителей проводились консультации и беседы. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка. Она очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее. Совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально-комфортное состояние.

В процессе творчества дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром, о чем давно забыло большая часть взрослых.

Эффективность формирующего этапа эксперимента по развитию изобразительных способностей старших дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования была доказана на контрольном этапе, где использовались те же методики, что и на констатирующем этапе. Результаты контрольного этапа исследования показали, что высокий уровень выявлен у 40% детей экспериментальной группы, напомним, что на констатирующем этапе дошкольников с таким уровнем обнаружено было у 10%, т.е. данный результат увеличился на 30%. Средний уровень показали по 60% детей обеих групп. Низкий уровень у детей экспериментальной группы не выявлен, на констатирующем этапе он составлял 40%, в контрольной группе обнаружен у – 10% детей. Этот факт свидетельствует о том, что в результате формирующего эксперимента у дошкольников экспериментальной группы уровень развития изобразительных способностей детей повысился.

Таким образом, на основе разработанной системы занятий, у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.

Следует отметить, что обязательным условием содержания изобразительной деятельности старших дошкольников в процессе занятий в ДОО является свободная, творческая атмосфера занятий. Углубленную работу в данном направлении можно проводить в изостудии или в кружке изобразительной деятельности.

Список литературы

  1. Венгер Л.А. Педагогика способностей /Л.А. Венгер.- М. : Союз, 2003.- 224 c.

  2. Канащенкова В.В. Хрестоматия по теории и методике развития детского изобразительного творчества / В.В. Канащенкова.- Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011.- 211 с.

  3. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста /И.А. Лыкова.- М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 122 с.

  4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации / И.А. Лыкова.- М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. - 129 с.

  5. Погодина С.В. Художественные техники – классические и неклассические /С.В. Погодина // Дошкольное воспитание.- 2009.- N 10. - С. 52-55.

  6. Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду: пособие для воспитателей /Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова.- М.: Просвещение, 2002.- 130 c.

  7. Солдатова Е.Г. Использование нетрадиционных видов рисования в работе с детьми дошкольного возраста /Е.Г. Солдатова // Научный поиск. - 2012.- N 21.- С.44-46.

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт: утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 / Российское дошкольное образование. Полный сборник нормативных документов.- М.: Национальное образование, 2016.- 696 с.

  9. Швайко Г.С. Программа по изобразительной деятельности с детьми четырех-семи лет /Г.С. Швайко.- М.: ВЛАДОС, 2002.- 174 с.

  10. Шклярова М. Рисуйте в нетрадиционной форме / М. Шклярова // Дошкольное воспитание.- 1995.- N 11.- С.6-8.

Просмотров работы: 138