К ПРОБЛЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

К ПРОБЛЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Корнилова А.П. 1
1Педагогический институт, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова, г. Якутск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Воспитание в семье – процесс усвоения ребенком социального опыта, системы межличностных связей и отношений. Из многообразных факторов, влияющих на развитие личности ребенка, признается особая роль семьи. Актуальностью на современном этапе развития общества наблюдается тенденция к росту случаев отклоняющегося поведения у детей. В связи с этим в педагогической науке значительное место отводится вопросам создания благоприятных условий для нормального развития личности ребенка и особенностей влияния семьи на этот процесс.

В процессе проживания в семье человек приобретает общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Благоприятные отношения с родителями являются условием всестороннего развития и воспитания ребенка, усвоения им навыков межличностного общения.

В наше время идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» сказано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте» [7]. В пункте 1.6. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 17 октября 2013г. №1155 обозначены задачи, на решение которых он направлен, и одна из задач звучит следующим образом: «обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» [8]. Следовательно, необходимость работы дошкольной образовательной организации (ДОО) с семьями в повышении их компетентности в различных вопросах развития ребенка подчеркнута в государственных документах. В связи с этим меняется и положение дошкольного учреждения в работе с семьёй.

С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями, именноповышение культуры педагогической грамотности семьи является задачей нового стандарта. Проблемы состоит в существующих противоречиях между сложившимися стереотипами мышления и профессиональной деятельности педагогов и новыми научными подходами к процессу взаимодействия с семьями воспитанников. Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи.

Теоретической основой исследования являются концептуальные положения дошкольной педагогики и психологии в формировании личности через разные виды деятельности – теоретические положения А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Л.П. Одинцовой, С.В. Петериной, И.Н. Курочкиной. Возросший интерес к проблемам социализации через решение вопросов семейного воспитания вызвал появление научных исследований в трудах Л.И. Божович, В.К. Котырло, этнопедагогические аспекты семьи, разработанные А.А. Григорьевой, концептуальные положения социально - педагогических основ самоорганизации семьи М.М.Прокопьевой, идеи о гуманистическом подходе к воспитанию детей Л.М. Шипицыной.

В отечественной педагогической психологии проблему влияния типа воспитания на самооценку ребенка рассматривали М.И. Лисина и Т.В.Гуськова. Эксперименты М.И. Лисиной показали, что источник искажений и отклонений в представлении ребенка о самом себе кроется в его взаимоотношениях с близкими взрослыми. Но при этом подчеркивается, что это всего лишь предположение, которое нуждается в дополнительном изучении [5].

Именно в семье у ребенка воспитываются чувства, проявляется активность в жизнедеятельности. От положения ребенка в семье зависит его чувствительность к педагогическим воздействиям, социализации в обществе. Социализация – двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, включения в социальную среду» [1,с.129].

Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь, сам процесс социального научения осуществляется по двум основным направлениям. С одной стороны, приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой – социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой [3, с.132].

Педагогическая культура родителей – это основы педагогических знаний, необходимые для воспитания ребенка. Воспитателям необходимо в целях повышения педагогической культуры родителей шире использовать методы проблемных вопросов, адресованных родителям, педагогических ситуаций (конкретных обстоятельств, положений, возникающих в семье) и др., активизирующих мышление и практическую деятельность.

Компетентный родитель – это меняющийся родитель, а значит меняющаяся жизнь ребенка и общества в целом и в лучшую сторону. Педагогическая компетентность родителей – это комплекс их педагогических знаний и умений, позволяющих обеспечить процесс воспитания и развития личности ребенка на высоком уровне.

Воспитание ребенка в семье формирует основы социальности человека, становление его как личности, развитие индивидуальности. Семейное воспитание– это воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами, их заменяющими (родственниками, опекунами). В нем выделяют различные типы, под которыми понимается своеобразие воспитания ребенка в семье, обусловленное общностью каких-либо внешних и внутренних черт, характерными особенностями личностей родителей, направленности воспитания и пр., ведь в соответствии с типом воспитания и формируется личность ребенка. Сущность процесса семейного воспитания позволяет ребенку занять свое место в обществе, продвинуться ему в своем развитии в качестве полноценного члена общества. Под влиянием семейного воспитания осуществляется воздействие поколения взрослых на поколение молодых.

Взаимодействие педагога с родителями должно быть направлено в первую очередь на укрепление эмоциональных связей в семье, обогащение и оздоровление внутрисемейных родительско-детских отношений. Поэтому содержание взаимодействия детского сада с семьей не должно дублировать формы и методы общественного воспитания, оно должно отражать специфику вклада семьи в воспитание, развитие и социализацию дошкольника [2].

Первичная основа процесса становления личности, которую проходит каждый ребенок, связана с семьей. Именно семья позволяет ребенку узнать и понять объективные свойства окружающего мира. Здесь он учится понимать мир социальных значений, ему становится известно, что действия людей в обществе не произвольны, а вписаны в систему значений.

Акцентируя внимание на том факте, что семья является самоорганизующейся и саморегулирующейся системой, фундаментальным институтом, важнейшей социальной ценностью, первоосновой общества, М.М. Прокопьева подчеркивает, что необходимо добиться понимания родителями значимости своей роли как первых и основных воспитателей своего ребенка, восприятия его как личности, осознания самоценности его существования [6].

Возможность решения этих проблем и применения в реальной жизнедеятельности этих принципов видится в создании системы семейного воспитания и образования, улучшении психологических, педагогических аспектов семейного воспитания, в творческом применении прогрессивных народных традиций. Формирование личности ребенка зависит как от особенностей взаимоотношений в семье, так и от стиля общения. Особенности взаимоотношений и общения между членами семьи создают психологическую атмосферу, которая определяет воспитательные возможности семьи. Отношения и общение в семье влияют на ребенка наряду со всеми факторами целенаправленного воспитания.

Воспитание ребенка в семье формирует основы социальности человека, становление его как личности, развитие индивидуальности. Семейное воспитание– это воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами, их заменяющими (родственниками, опекунами). В нем выделяют различные типы, под которыми понимается своеобразие воспитания ребенка в семье, обусловленное общностью каких-либо внешних и внутренних черт, характерными особенностями личностей родителей, направленности воспитания и пр., ведь в соответствии с типом воспитания и формируется личность ребенка. Сущность процесса семейного воспитания позволяет ребенку занять свое место в обществе, продвинуться ему в своем развитии в качестве полноценного члена общества. Под влиянием семейного воспитания осуществляется «воздействие поколения взрослых на поколение молодых».

Однако многие задачи семейного воспитания не осуществляются по разным причинам. Одна из существенных причин - недостаточная педагогическая культура родителей, которым не хватает психологических и педагогических знаний, практических умений. Учитывая это, многие родители понимают необходимость формировать личность ребенка с малых лет, укреплять контакты с детским садом.

Проблемы семейного воспитания многоплановы и разнообразны. Нарушение функций семьи, воспитание, неоптимальный стиль общения и взаимодействия приводит к постоянным конфликтам, негативным тенденциям в развитии детей.

Изучение опыта семейного воспитания в различных типах семей позволило исследователям выявить и описать наиболее часто встречающиеся «барьеры» общения между родителями и детьми:

- Барьер «занятости». Родители постоянно заняты. Это вызывает отчуждение ребенка, ведет к отстранению детей от родителей.

- Барьер «взрослости». Понять собственных детей родителям мешает их собственный возраст, так называемая «высота взрослости».

- Барьер «старого стереотипа». Родители не ощущают возрастной динамики развития личности ребенка. Они видят ребенка маленьким, постоянно руководят им, стремятся воздействовать, а не взаимодействовать.

- Барьер «воспитательных традиции». Родители стремятся механически внедрять в собственной семье методы и формы воспитания, сложившиеся в их семьях в период их детства и не учитывают изменившуюся ситуацию воспитания.

- Барьер «дидактизма». Каждый шаг ребенка фиксируется, оценивается, по поводу каждого движения даются рекомендации. В результате ребенок постоянно ожидает поучений и формирует эмоциональный дискомфорт [3, с.123].

Воспитатель дошкольной образовательной организации должен учитывать проблемы общения между родителями и детьми и проводить соответствующую работу.

Дошкольные образовательные организации, прежде всего, учитывают, что родители - первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – это родительский дом, он окажет огромное влияние на то, что ребенок будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.

Преимущества новой системы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей неоспоримы и многочисленны.

Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что дошкольная образовательная организация всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребёнком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие; это учёт индивидуальности ребёнка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьёй, знает особенности и привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведёт к повышению эффективности педагогического процесса.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в дошкольной образовательной организации решается в трех направлениях:

  1. Работа с коллективом дошкольной образовательной организации по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями;

  2. Повышение педагогической культуры родителей;

  3. Вовлечение родителей в деятельность дошкольной образовательной организации, совместная работа по обмену опытом.

Преимущества новой системы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей неоспоримы и многочисленны.

Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребёнка, которое они считают нужным.

Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребёнка: это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий; это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребёнка в дошкольной образовательной организации и семье; это возможность учёта типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.

Современные взаимоотношения семьи и дошкольной образовательной организации выстраиваются на связях преемственности, и связь детского сада как института социального воспитания и семьи как института родительского воспитания может приобрести только форму сотрудничества.

Таким образом, содержание и формы работы педагогов дошкольной образовательной организации с семьей отличаются разнообразием, и в этом не может быть единого стандарта: жизненные задачи диктуют потребность в тех или иных знаниях. Задача каждого педагогического коллектива - четко соответствовать запросам современной семьи и повышать педагогическую компетентность родителей в решении актуальных вопросов воспитания и развития личности ребенка.

Целью работы дошкольной образовательной организации по повышению педагогической компетентности родителей является создание единого пространства детского развития. Эта система работы решает задачи формирования у родителей и детей умения общаться на основе сотрудничества. Большую роль при этом имеют этнопедагогические основы воспитания детей, основанные на народных традициях, культуре быта и общения [5].

Определяя содержание работы по организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей, педагогам важно исходить не только из общих для детского сада и семьи задач воспитания, но и учитывать положительные и отрицательные моменты воспитания в каждой конкретной семье. Понимание родителями задач развития личности дошкольника, владение ими правильными и обоснованными методами воздействия на ребенка - важный педагогический резерв в воспитании нравственных качеств подрастающего поколения.

Различные формы работы с семьей связаны с использованием не только традиционных, но и интерактивных форм общения с родителями, с формированием развивающей среды через различные ситуации делового сотрудничества; синтезом различных видов деятельности человека.

Работа педагога по повышению педагогической культуры родителей дошкольников может заключаться в использовании средств народной педагогики, что послужит эффективным средством взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи, связанным с принципом передачи многовекового опыта предшествующих поколений подрастающему поколению людей - без лишних заумствований и нравоучений учить детей жизни и подлинному творчеству в деятельности.

Таким образом, необходимо осуществлять в современной образовательной практике процесс повышения педагогической культуры родителей, так как семья является основным источником знаний для ребенка, социального опыта и формирования отношений к окружающему миру и к себе.

Список литературы

  1. Андреева Г.В. Психология семьи. Учебное пособие для вузов. – СПб: Речь.–2010.-384 с.

  2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.: Изд. дом «Карапуз», 2006 г – 126 с.

  3. Доманецкая Л.В.Психология семьи и семейного воспитания. Учебное пособие. – Красноярск:КГПУ, 2013. – 179 с]

  4. Лисина М.И., Гуськова Т.В. Особенности воспитания младших дошкольников//Дошкольное воспитание. – 1983.-№4.

  5. Николаева Л.В. Этнопедагогические основы воспитания детей дошкольного возраста. – Якутск: ИД СВФУ, 2013. – 163 с.

  6. Прокопьева М.М. Работа с родителями в ДОУ. – Якутск, 2002. – 95 с.

  7. Федеральный закон «Об Образовании в РФ». М.:2016 г.

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерством образования и науки РФ от 17 октября 2013г., 05.01.2016.

Просмотров работы: 145