РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ФОРМ МАРКЕТИНГА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ФОРМ МАРКЕТИНГА

Евсеева В.Р. 1, Черкалин Е.А. 1
1Краснодарский архитектурно-строительный техникум
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие коммуникативных форм маркетинговой деятельности в хозяйственной практике предприятий должна получить поступательное развитие с целью обеспечения фирме перспективы устойчивой конкурентоспособности и доходного бизнеса.

Под первичной маркетинговой информацией принято понимать полученные в ходе маркетингового исследования в различной форме необобщенные сведения (например, данные по выполнению работ и др.), подлежащие в дальнейшем обработке и обобщению. Одним из основных способов сбора первичной маркетинговой информации является социологическое исследование.

Подготовка социологического исследования  процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями.

Маркетинговой службе предприятия надо позаботиться о надежной теоретической основе исследования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать исследовательскую группу из компетентных специалистов, предусмотреть организационное и материально-техническое обеспечение исследования. Словом, в этап собственно социологического исследования можно вступать, если есть уверенность, что, весь объем подготовительных работ выполнен в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями.

Главный мотив обращения к социологическим исследованиям  потребность располагать как можно более обширной и актуальной информацией, отражающей те стороны и нюансы жизнедеятельности общества, которые подчас скрыты от «внешнего глаза», но которые требуется учитывать в практике социального управления в широком смысле слова. То есть речь идет как о политическом, административном, экономическом, финансовом, так и идеологическом (информационном) либо ином виде менеджмента.

Социологическое исследование должно включать четырепоследовательных, сменяющих друг друга организационно-автономных и вместе с тем содержательно взаимосвязанных этапа:

  • подготовку исследования;

  • сбор первичной социологической информации;

  • подготовку собранной информации к обработке и ее обработку на электронно-вычислительной машине;

  • анализ обработанной информации, подготовку отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций.

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленной в нем цели, выдвинутых задач. Именно в соответствии с ними, то есть в зависимости от глубины требуемого анализа предмета исследования, масштабности и сложности, решаемых в ходе него задач.

На наш взгляд, в маркетинговой деятельности предприятия наиболее приемлемыми будут триосновных вида социологического исследования:разведывательное, описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование мы рекомендуем проводить в случае решения достаточно ограниченного круга задач. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему методическом инструментарии.

Разведывательное исследование может использоватьсяв качестве предварительного этапа глубоких и масштабных исследований, либо сбора предварительных сведений об объекте исследования. Потребность в этом возникает, особенно в тех случаях, когда предмет социологического исследования относится к числу мало или вообще не изученных проблем.

Разведывательное исследование обеспечит предприятия необходимый объем оперативных социологических данных. В этой ситуации можно проводить, в частности, такую разновидность разведывательного исследования, как экспресс-опрос.

Экспресс-опросы (оперативные опросы) нацелены на выявление отношения людей к актуальным событиям и фактам (так называемый зондаж общественного мнения), а также на выявление степени эффективности только что проведенных мероприятий. Например, экспресс-опросы можно использовать для определения степени удовлетворенности покупателей качеством продукции, для выяснения их мнения о содержании и форме проведения выставочных мероприятий и рекламных кампаний, а также других подобного рода вопросов.

При разведывательном исследовании мы рекомендуем использовать один из наиболее доступных методов сбора первичной социологической информации. Таким, на наш взгляд, может стать анкетный опрос или интервью. Эти процедуры позволят осуществить разведывательное исследование в короткие сроки. Вместе с тем, если речь будет идти об уточнении предмета или объекта широкомасштабного исследования, может быть осуществлен целенаправленный анализ специальной литературы, а также проведен опрос специалистов (экспертов), компетентных в вопросах изучаемой проблемы либо хорошо знающих характерные черты и особенности объекта исследования. С этой же целью может быть проведено интенсивное групповое интервью, чаще называемое методом«фокус-групп».

При более сложных задачах мы рекомендуем маркетинговой группе предприятия проводить описательное исследование, т. е. вид социологического анализа по своим целям и задачам, предполагающим получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении и егоструктурных элементах.

Описательное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Его методологическая оснащенность должна быть достаточно надёжной и обеспечить возможность группировки и классификации элементов исследуемого объекта по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.

Описательное исследование обычно применяется тогда, когда объект анализа достаточно объёмная структура, как в организационном, так и экономическом смысле. На наш взгляд, предпритие может применить эту форму исследования. Тем более, что это коллектив достаточно крупного предприятия, в котором трудятся люди разных профессий и возрастных групп, имеющие различный стаж работы, уровень образования, семейное положение и др.

Аналитическое исследование – самый углубленный вид социологического анализа, ставящего своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выяснение причин, которые лежат в его основе и обуславливают характер, распространенность, устойчивость или изменчивость и другие свойственные ему черты.

По нашему мнению, в силу такого предназначения аналитическое исследование будет иметь большую практическую ценность для предприятия особенно на стадии разработки перспективного бизнес-плана или проекта кардинальной реорганизации производственно-хозяйственной деятельности.

Результаты любого из вариантов по изучению предприятия и его хозяйственной деятельности, на наш взгляд, должны быть сформулированы в специальном документе. Этим требованиям в большей степени отвечает Программа социологического исследования. Она обычно включает в себя относительно подробное, четкое и завершенное изложение следующих вопросов. В методологической части  формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования.

В методической части определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации и логические схемы ее обработки в информационно-компьютерной системе предприятия.

Проблему социологического исследования можно определить как недостаток информации о состоянии, изменении потребительских предпочтений относительно определенной группы услуг, работ.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Диянова, С. Н. Маркетинг сферы услуг: Учебное пособие / С.Н. Диянова, А.Э. Штезель. - М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2014. - 192 с. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=326965

  2. Данько, Т. П. Управление маркетингом : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Т. П. Данько. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 521 с. – (Бакалавр и магистр. Академический курс)

  1. Dijanova, S. N. Marketing sfery uslug: Uchebnoe posobie / S.N. Dijanova, A.Je. Shtezel'. - M.: Magistr: NIC Infra-M, 2014. - 192 s. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=326965

  2. Dan'ko, T. P. Upravlenie marketingom : uchebnik i praktikum dlja bakalavriata i magistratury / T. P. Dan'ko. – 4-e izd., pererab. i dop. – M. : Izdatel'stvo Jurajt, 2017. – 521 s. – (Bakalavr i magistr. Akademicheskij kurs)

Просмотров работы: 94