ОРГАНИЗАЦИЯ РАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ РЕСУРСАМИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ РЕСУРСАМИ

Новосёлова В.А. 1, Адаменко А.А. 1
1Краснодарский архитектурно-строительный техникум
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ранее планирование материально-технических ресурсов на производственных предприятиях России осуществлялось централизованно. Сущность планирования материального обеспечения предприятий проявлялась в определении плановой потребности в материальных ресурсах необходимых для выполнения производственной программы и других работ, а также получения от вышестоящих органов фондов (лимитов) на сырьё, материалы, топливо, комплектующие изделия, полуфабрикаты. Производственные предприятия нефтегазовой отрасли функционировали по общепринятым правилам централизованной экономикой, где объём производственных ресурсов предприятия ограничивался материальным балансом производства и потребления, и планами распределения.

Разработка плана снабжения промышленного предприятия завершалось составлением баланса материально-технического обеспечения, в котором материальные потребности сравнивались с источниками их удовлетворения.

В условиях рыночных отношений, особенно в развитых странах, широко применяется внутрифирменное текущее планирование. Причём, многие предприятия уже считают необходимым разрабатывать не только текущие, но и долгосрочные планы.

В настоящее время для предприятий России практически отсутствует долгосрочное материальное планирование, падают объёмы производства, снижается платежеспособный спрос, имеются трудности в сбыте продукции. Движение материалопотоков не сопровождается встречным движением денежных средств в безналичном обороте, где весьма значительную долю занимают бартерные операции.

В таких условиях, на наш взгляд, целесообразным является текущее планирование материального обеспечения. Оно должно включать обязательное выполнение функции по:

  • исследованию рынка сырья и материалов у населения, а также флоры и фауны района;

  • определение потребности производства в материальных ресурсах;

  • составление планов закупок материальных ресурсов;

  • стоимостный анализ заготовительной сферы.

Текущее планирование материального обеспечения производственных структур, организация этого планирования на уровне предприятия является основанием для принятия решения о закупке материальных ресурсов. Главной целью текущего материального планирования производственного предприятия является обеспечение гарантии поставок при низких затратах. Планирование материально-технического обеспечения предприятий - важнейший инструмент, позволяющий предвидеть риск производства, возникающий в условиях сезонного характера формирования объёмов производственного запаса и предметов труда.

Изучение рынка сырья и материалов - один из элементов планирования материально-технического обеспечения предприятия.

Целью исследования рынка сырья и материалов является достижение обозримости этого рынка. Использование новых секторов - источников, постоянная направленность на номенклатуру сырья, освоение его новых видов.

Изучение рынка сырья предполагает:

  • выработку четкой «стратегии снабжения» производства;

  • систематический сбор, обработку, анализ и оценку информации о потенциальных поставщиках, ассортименте материальных ресурсов, ценах на сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты;

  • хранение информации.

При выработке «стратегии снабжения» необходимо решать основной вопрос: будет ли предприятие само производить необходимое сырьё, либо будет закупать его на стороне?

Оценка состояния рынка сырья в районе или крае для предприятия осуществляется на основе сравнительного стоимостного анализа.

Однако, если даже предприятия имеют все необходимые возможности для выращивания у себя тех или иных сырьевых материалов, вопрос о производстве их должен быть тщательно и всесторонне проанализирован. Закупка на стороне или отказ от собственного производства могут быть объяснены экономическими преимуществами, которые получит предприятие, покупая материальные ресурсы у узкоспециализированных предприятий по альтернативно выверенным, конкурентоспособным ценам.

Вырабатывая, стратегию снабжения, целесообразно сравнить стоимость собственного производства с ценой поставщика и полученные результаты представлять в таблице 1.

Изучать рынок сырья, материалов можно с помощью прямых и косвенных методов. Получение информации напрямую называют первичным исследованием рынка. Его базой служат следующие пять источников:

  • контакты с поставщиками;

  • контакты с посредниками;

  • посещение ярмарок и выставок, что дает богатую информацию о ценах, качестве товаров и сырья;

  • поездки по местам дислокации производителей определенного вида сырья, в том числе индивидуалов, а также на предприятия – производители продукции производственного назначения и их осмотр.

Таблица 1 – Форма сравнительного анализа цены закупки

п/п

Продукция

Поставщик

Цена

Стоимость собственного

производства

1

2

3

4

и т. д.

………………

………………

………………

………………

………………

     

Косвенное изучение рынка сырья и материалов, в отличие от прямого, предполагает использование уже имеющихся документов. Этот метод дешевле первого. В качестве исходных данных для изучения рынка служат:

  • обзоры состояния конъюнктуры рынка, биржевые бюллетени, содержащие сведения об изменении цен;

  • журналы, газеты, радио и телевидение;

  • фирменные журналы, выпускаемые торгово - промышленными палатами, а также производителями;

  • предложения о продажах, содержащиеся в специальных журналах, каталогах, брошюрах, проспектах;

  • отраслевые адресные книги, технические справочники.

При изучении рынка сырья и материалов отдел маркетинга предприятия должен иметь ретроспекцию архива по видам сырья и производителям. Наряду с этим весьма эффективна картотека файлов персонального компьютера, в которой отражались бы производители, номенклатура, ассортимент сырья и цены.

Исследование рынка сырья и материалов позволяет ответить на следующие вопросы:

  • Кто и что поставляет на внутреннем и внешнем рынках?

  • Каковы возможные поставщики?

  • Насколько велика конкуренция среди покупателей?

  • Кто из покупателей приобретает это же сырье дешевле?

  • Имеются ли возможности для компенсации объемов сырья?

  • Каковы пути дополнительной покупки сырья?

  • Каковы возможные виды транспортировки?

При изучении рынка сырья и материалов экономически целесообразно прорабатывать возможности закупок по импорту, если это представляется возможным в условиях проведения политики импортозамещения. Однако, если реальной представляется закупка за рубежом лишь тех видов сырья, которые перерабатываются в больших количествах и приобретение которых за рубежом позволяет значительно сократить затраты производства или выйти на оптимально эффективный и конкурентоспособный уровень себестоимости.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Производственный менеджмент. Теория и практика в 2 ч. Часть 1. : учебник для академического бакалавриата / И. Н. Иванов [и др.] ; отв. ред. И. Н. Иванов.  М. : Издательство Юрайт, 2017.  404 с.  (Бакалавр. Академический курс).

  2. Производственный менеджмент. Теория и практика в 2 ч. Часть 2. : учебник для академического бакалавриата / И. Н. Иванов [и др.] ; под ред. И. Н. Иванова.  М. : Издательство Юрайт, 2017.  174 с.

1. Proizvodstvennyj menedzhment. Teorija i praktika v 2 ch. Chast' 1. : uchebnik dlja akademicheskogo bakalavriata / I. N. Ivanov [i dr.] ; otv. red. I. N. Ivanov. - M. : Izdatel'stvo Jurajt, 2017. - 404 s. - (Bakalavr. Akademicheskij kurs).

2. Proizvodstvennyj menedzhment. Teorija i praktika v 2 ch. Chast' 2. : uchebnik dlja akademicheskogo bakalavriata / I. N. Ivanov [i dr.] ; pod red. I. N. Ivanova. - M. : Izdatel'stvo Jurajt, 2017. - 174 s.

Просмотров работы: 101