УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ЗАПАСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ЗАПАСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Косько Е.С. 1, Шебалков В.И. 1
1Краснодарский архитектурно-строительный техникум
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Разработка плана закупок – составная часть планирования материально-технического обеспечения производства.

Этот план нужен для рациональной закупки материальных ресурсов, чтобы предприятие получало их по мере необходимости.

Рационально закупить материальные ресурсы, значит, приобрести их нужного качества, в нужном количестве, в требуемое время, у надежного производителя и по приемлемой цене.

План закупок материальных ресурсов разрабатывается после изучения рынка сырья и материалов в такой последовательности. Вначале рассчитывается потребность в каждом виде сырья, материалов и топлива и т. д. Различаются два метода установления потребности в материальных ресурсах:

  • на плановой основе;

  • на основе сложившегося расхода материалов, ресурсов и сырья прошлых лет.

Первый метод требует интеграции планирования сбыта, производства и закупок материальных ресурсов. Исходными данными для определения материальной потребности первым методом служат: план производства продукции, конструкторские спецификации, рецепты, по которым рассчитывается потребность в материалах в расчете на единицу продукции, нормы расхода материальных ресурсов.

Потребность в каждом виде ресурсов, материале или сырье устанавливается умножением планируемого количества продукции на норму расхода.

Второй метод определения потребности связан с учётом складских остатков сырья и постоянным пополнением запасов регулированием сроков поставок или размеров партий, а также с учетом расходов прошлых периодов.

Пмр = Vср * Т, (1)

где Пмр - потребность в материальных ресурсах,

Vср – объём среднесуточного потребления,

Т – период времени до следующей партии закупа,

n – ассортимент производственных ресурсов.

После определения потребности в каждом виде материальных ресурсов устанавливается возможный вид закупки. Известны следующие виды закупок:

  • напрямую – у изготовителя;

  • оптовые – через посредника или биржу;

  • мелкими партиями – в магазинах розничной торговли.

Прямые закупки материальных ресурсов предприятиедолжно осуществлять только в случаях больших объёмов потребления.

Через оптовую фирму необходимо закупать материалы и сырьё небольшими партиями или делать срочные закупки для обеспечения бесперебойного хода производства.

Весьма распространёнными сейчас являются закупки через биржи и аукционы. Через них предприятиям особенно выгодно закупать сырьё, цены на которое испытывают резкие сезонные и конъюнктурные колебания. Такая практика оправдает себя в отношении, как сырья металлургической промышленности и его обработки, так и для комплектующих изделий и деталей.

Для каждого материала выбирается вид закупки. Определив вид и установив конкретные сроки закупокпредприятию, следует рассчитать объём закупок по каждой позиции производственных ресурсов.

При расчёте объёма закупок учитываются остатки материалов на складе, а также заказанные поставщику, но не поступившие еще в организацию.

Разработка плана закупок завершается составлением бюджета снабжения предприятия (рисунок 11).

Задачей отдела маркетинга предприятия является закупка сырья по оптимальной цене. Отдел по существу должен закупать определенные виды сырья не только по своему функциональному назначению – обеспечить потребителя данным товаром, но и из условий обеспечения таким видом сырья, который мог бы выполнить задачу конкурентоспособности.

 

Бюджет материального обеспечения производства

 

Бюджет закупок

Бюджет содержания запасов

Бюджет общих затрат Бюджет

 

 

Объем закупок

Стои-мость закупок

Объем запасов

Стои-мость запасов

Наклад-ные расходы

Затраты на приоб-ретение сырья

Затраты на хране-ние запасов

 

Рисунок 1 - Бюджет обеспечения производственными ресурсами

Заготовительную политику должны определять функциональные возможности сырья, устанавливаемые посредством стоимостного анализа.

Для проведения стоимостного анализа в отделе маркетинга предприятия должен быть один или несколько специалистов по стоимостному анализу и изучению рынка сырья и материалов. Основной задачей этих специалистов является снижение затрат на материальные ресурсы, повышение их качества, если необходимо за счёт ротаций поставщиков и замены сырья альтернативными, концентрации объема закупок. Проведение стоимостного анализа предполагает взаимодействие отдела маркетинга с другими отделами предприятия, определяющими экономическую политику.

Обеспечение производственных подразделений – это заключительная часть материально-технического снабжения производства. Основные задачи материально-технического обеспечения производственных участков:

  • полное, своевременное и комплектное удовлетворение потребности в сырье каждой производственной линии, участка и рабочего места;

  • обеспечение производства сырьём и материалами в наиболее подготовленном к производственному потреблению виде;

  • осуществление регулярного контроля за отпуском и расходом материалов в производстве.

Для выполнения указанных задач, прежде всего, необходимо правильно определить потребность каждого цеха, линии или участка в материальных ресурсах.

Эта потребность (Рц) в определенном сырье для производства требуемого количества продукции в установленное время рассчитывается с помощью нормативного метода на основе производственного задания (В) и норм расхода материалов на единицу продукции или работы (Нр) по формуле (2):

Рц = В*Нр, (2)

При ежедневном поступлении сырья и материалов со склада в производство запас не требуется. Если материальные ресурсы доставляются с интервалом более суток, то запас в цехе необходим.

В целях эффективного использования каждая производственная структура предприятия должна получить такое количество материальных ресурсов, которое необходимо для выполнения задания по выпуску продукции. Поэтому целесообразно устанавливать цехам, производственным подразделениям предприятия лимит отпуска сырья и материалов на определенный период.

Лимит отпуска материальных ресурсов производству рассчитывается по формуле (3):

Лц = Рц + З, (3)

где Рц – потребность производства в определенном сырье для изготовления необходимой продукции или выполнения работы;

З – запас материала, который постоянно находится в производстве или фактический остаток неизрасходованного сырья на начало того периода, на который установлен лимит.

Запас материалов определяется как:

З = С *t, (32)

где t - интервал времени между отдельными поставками материала в производство,

С – среднесуточное потребление материала в цехе.

Лимит отпуска сырья может быть рассчитан на месяц или квартал, что зависит в основном от типа производства.

Лимит отпуска каждого сырья должен устанавливаться коммерческим отделом. Кроме отпуска сырья по лимиту, существует сверхлимитный отпуск, а также может быть замена одних материалов сырья или ресурсов на другие, которая связана с конструктивными изменениями в выпускаемых изделиях или в технологическом процессе.

Следует отметить, что система лимитирования производственных участков при переходе к рыночным отношениям в значительной степени утратила свое прежнее значение в результате ослабления учета и контроля расхода материалов. Нормы и нормативы расхода материальных ресурсов в настоящее время не корректируются, предприятия стремятся достичь сиюминутный успех, не заботясь об эффективном использовании всех ресурсов.

ЛИТЕРАТУРА

Григорьева, Т. И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз : учебник для бакалавриата и магистратуры / Т. И. Григорьева.  3-е изд., перераб. и доп.  М. : Издательство Юрайт, 2017.  486 с.  (Бакалавр и магистр. Академический курс).

Григорьев, М. Н. Логистика. Продвинутый курс. В 2 ч. Часть 2 : учебник для бакалавриата и магистратуры / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров.  4-е изд., перераб. и доп.  М. : Издательство Юрайт, 2017.  341 с.  (Бакалавр и магистр. Академический курс).

Grigor'eva, T. I. Finansovyj analiz dlja menedzherov: ocenka, prognoz : uchebnik dlja bakalavriata i magistratury / T. I. Grigor'eva. - 3-e izd., pererab. i dop. - M. : Izdatel'stvo Jurajt, 2017. - 486 s. - (Bakalavr i magistr. Akademicheskij kurs).

Grigor'ev, M. N. Logistika. Prodvinutyj kurs. V 2 ch. Chast' 2 : uchebnik dlja bakalavriata i magistratury / M. N. Grigor'ev, A. P. Dolgov, S. A. Uvarov. - 4-e izd., pererab. i dop. - M. : Izdatel'stvo Jurajt, 2017. - 341 s. - (Bakalavr i magistr. Akademicheskij kurs).

Просмотров работы: 81