ОСНОВЫ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСНОВЫ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Стародубцева Т.И. 1
1ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Правовым обеспечением налогового администрирования высту­пает совокупность правовых норм, которая в науке финансового пра­ва определяется как налоговое право. Формы выражения норм нало­гового права или источники налогового права, составляющие систему правового обеспечения налогового администрирования, следующие:
  • Конституция Российской Федерации (Конституция РФ);

  • постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации (КС РФ);

  • постановления и определения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации;

  • решения Пленумов Верховного Суда Российской Федерации (ВС РФ) и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ВАС РФ);

  • решения ВС РФ;

  • решения ВАС РФ;

  • законодательство о налогах и сборах.

Информационные письма Президиума ВАС РФ, будучи офици­альным выражением правоприменительной практики высшей судеб­ной инстанции, не являются источниками налогового права и, следо­вательно, не входят в систему правового обеспечения налогового администрирования.

Согласно НК РФ, в систему законодательства о налогах и сборах входят:

  • Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы;

  • законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, которое состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых законодательными (представительными) органами власти субъектов Федерации;

  • нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного управления.

Источником налогового права может считаться также норматив­но-правовой акт, содержащий положения относительно установления, введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля, а также относительно привлечения к ответственности за совершение налого­вого правонарушения.

Следовательно, в систему правового обеспечения налогового администрирования входят нормативно-правовые акты, которые содер­жат правовые нормы, регламентирующие процедуру налогового конт­роля и регулирования налоговых платежей как элементов налогового администрирования.

Подзаконные нормативные правовые акты органов исполнитель­ной власти не включаются в систему законодательства о налогах и сбо­рах. В то же время, согласно ст. 111 НК РФ, существуют обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения. И одно из них – выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законо­дательства о налогах и сборах, данных уполномоченными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Следовательно, налоговые отношения регулируются не только законами, но и норма­тивными правовыми актами органов исполнительной власти.

Элементом системы правового обеспечения налогового администрирования выступают также внутриведомственные нормативные пра­вовые акты, которые обязательны только для применения соответствующими структурными подразделениями (инструкции, методические рекомендации и т.д.). Но, согласно ст. 4 НК РФ, они не могут изме­нять или дополнять законодательство о налогах и сборах. И в связи с этим подзаконные нормативные правовые акты, содержащие право­вые нормы, которые регулируют вопросы налогового контроля, налого­вого регулирования и налогового планирования как элементов нало­гового администрирования, необходимо считать элементами системы правового обеспечения налогового администрирования. В их число входят:

  • указы и распоряжения Президента РФ;

  • постановления и распоряжения Правительства РФ;

  • постановления, приказы, распоряжения, письма субъектов налогового администрирования.

При помощи подзаконных нормативных правовых актов органов исполнительной власти оперативно обеспечивается работа субъектов налогового администрирования, регулируется его технология. Напри­мер, утверждаются форма и порядок заполнения деклараций, форма и порядок организации работы по предоставлению налоговых префе­ренций и наложению санкций, регламентируется работа субъектов на­логового администрирования, вводятся стандарты и критерии каче­ства их работы, определяется порядок списания безнадежных долгов по налогам и сборам и т.д.

Признаки легитимного подзаконного нормативного правового акта следующие:

  • соответствие компетенции принявшего его субъекта налогового администрирования;

  • соответствие установленному порядку принятия такого рода документов;

  • отсутствие факта изменения содержания и объема прав и обязанностей участников налоговых отношений;

  • отсутствие изменения порядка и условий реализации прав и исполнения обязанностей участниками налоговых отношений;

  • отсутствие факта изменения вида и размера ответственности за правонарушения, порядка и оснований привлечения к ответственности;

  • отсутствие в акте противоречий общим началам или буквальному смыслу конкретных положений НК РФ.

Особое место в системе правового обеспечение налогового адми­нистрирования занимают международно-правовые источники налого­вого права. Появление большого количества международных догово­ров по вопросам налоговых отношений стало следствием развития рыночных отношений в России и расширения интеграционных про­цессов. НК РФ установлен приоритет международных до­говоров, содержащих положения, касающиеся налоговых отношений, над НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными право­выми актами о налогах и сборах. В настоящее время условно выделя­ют три уровня регулирования налоговых отношений:

  • общие принципы и нормы международного права (основа для создания договоров об избежании двойного налогообложения);

  • право международных договоров (основной источник международного права);

  • национальное право (система норм, регулирующих отношения в сфере взаимодействия национальных налоговых властей и налоговых властей других стран).

Список использованных источников:

  1. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник / В.Г. Пансков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 382 c.

Просмотров работы: 515