Налоговая политика государства, будучи основным политическим фактором в области налоговых отношений, определила формирование налогового администрирования не только как средства, обеспечивающего доходную часть бюджета, но и как элемента системы государственного воздействия на процесс воспроизводства. Однако для выполнения задач необходимо создать соответствующие условия. Это явилось предпосылкой реформирования налогового администрирования и наделения эффективными полномочиями органов исполнительной власти (субъектов налогового администрирования).
В настоящее время налоговая политика России направлена в сторону соблюдения баланса интересов государства и налогоплательщиков за счет ослабления налоговой нагрузки на экономику и административной нагрузки на налогоплательщика. Отмена отдельных налогов и снижение налоговых ставок, приводящие к уменьшению налоговых поступлений в бюджет, требуют формирования налогового администрирования, способного обеспечить эффективное функционирование налоговой системы. В этих условиях влияние государственной налоговой политики на формирование налогового администрирования имеет определяющее значение. Следовательно, данный фактор необходимо классифицировать как объективный.
Наряду с налоговой политикой государства объективным фактором, влияющим на формирование налогового администрирования, выступает социально-экономический фактор.
На современном этапе социально-экономического развития нашей страны актуальны следующие направления:
развитие России как социального государства;
создание инновационной экономики;
увеличение валового внутреннего продукта;
повышение уровня жизни населения.
Достижение поставленных задач невозможно без создания в стране благоприятного налогового климата, равных условий для добросовестной конкуренции. В связи с этим возникает объективная необходимость в формировании налогового администрирования, позволяющего решать задачи не только контроля над соблюдением налогового законодательства, но и планирования налоговых поступлений в результате принимаемых решений в области налоговых отношений, проведения качественной оценки изменений в ходе налоговой реформы, регулирования налоговых платежей.
Влияние политического и социально-экономического факторов способствует появлению правового фактора, придающего функционированию налогового администрирования заданное законом направление, координирующего его действие при изменениях в политической и социально-экономической сферах. Правовой фактор находит свое выражение в нормативно-законодательной базе, регулирующей налоговые отношения.
Под влиянием политического и социально-экономического факторов формируется также институциональный фактор, который находит свое выражение в составе и взаимодействии субъектов налогового администрирования, организационно-функциональной структуре субъектов налогового администрирования, отражает логику объективных факторов и обеспечивает реализацию их стратегии в области налогового администрирования. Институциональный фактор также влияет на формирование технологии налогового администрирования, на баланс взаимодействия участников налоговых отношений, создание эффективной модели налогового администрирования, учитывающей особенности налоговых отношений на современном этапе, способствует созданию и оптимизации условий для функционирования каждого из элементов налогового администрирования.
От степени соблюдения субъектами налогового администрирования основных принципов функционирования органов государственного управления зависит эффективность принимаемых решений.
В силу своей природы правовой и институциональный факторы являются субъективными факторами, формирующими налоговое администрирование.
Список использованных источников:
Семенихин В.В. Налоговые проверки: учебно-практическое пособие. - М.: ГроссМедиа, 2017. - 295 с.