ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Немченкова М.О. 1
1ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Государственное страхование является системой по созданию страхового фонда за счет взносов его участников. Из средств страхового фонда производится возмещение материальных убытков.

В рамках страхования возмещается материальный ущерб, причинённый организациям, а также здоровью и имуществу граждан. Государственные страховые фонды — это фонды социальной поддержки населения, создаваемые за счёт обязательных платежей юридических лиц и работающих граждан. Страховой фонд на уровне государства — часть национального дохода, выделяемая в виде резерва материальных или денежных средств для ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф, аварий, а также для материального обеспечения граждан при наступлении нетрудоспособности, старости и других случаев, предусмотренных законом. Такие средства используются в строгом соответствии с установленными нормативами и при наличии определённых условий.

Государственные страховые фонды:

а) страховой фонд государственных страховых организаций (страхование);

б) страховой фонд государственных организаций (самострахование);

в) бюджетные и внебюджетные фонды возмещения ущерба на случай катастроф;

г) фонды социального страхования;

Фонды самострахования — создаются на предприятиях и в домашних хозяйствах на добровольной основе (кроме акционерных обществ, где резервные фонды создаются в размере уставного капитала). Граждане используют для компенсации неожиданных ущербов (убытков) личные накопления и запасы (денежные, материальные, натуральные ).

Фонды страховых организаций - формируются на основе передачи им функции страхования со стороны клиентов. Это коллективные страховые фонды, создаваемые на основе страховых взносов заинтересованных лиц и обеспечивающие страховую защиту от конкретных рисков.

Имущественное страхование представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации ущерба, нанесенного объекту страхования.

Формирование государственного страхового фонда производится в централизованном порядке за счет общегосударственных ресурсов. Фонд может быть сформирован как в натуральной, так и в денежной форме. Целью его создания является возмещение ущерба, вызванного крупномасштабными авариями, стихийными бедствиями, а также необходимость устранения их последствий.

Государственные страховые фонды существуют для нормального, устойчивого развития в современном обществе.

Внебюджетные фонды наравне с бюджетами как основными фондами денежных средств органов власти являются важнейшим звеном системы финансов в Российской Федерации. Возникновение такого звена бюджетной системы связано с потребностью выделить государственные ресурсы с целью стабильного финансирования социально-экономических программ.

Государственные внебюджетные фонды являются формой перераспределения и использования финансовых ресурсов, мобилизуемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей, расходуемых в строгом соответствии с целевой направленностью конкретного внебюджетного фонда.

Правом образовывать внебюджетные фонды обладают как федеральные

органы власти, так и органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Внебюджетные фонды на федеральном уровне создаются по решению Федерального Собрания РФ, на региональном уровне - по решению законодательных органов субъектов РФ.

Государственные внебюджетные фонды имеют строго целевую социальную или экономическую направленность. В настоящее время на федеральном уровне функционируют только социальные государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В настоящее время порядок формирования государственных внебюджетных фондов, расходования средств, составления и утверждения их бюджетов, составления и утверждения отчетов об исполнении бюджетов регламентируется нормами БФ РФ. Кассовое исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством.

Государственное социальное страхование - объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.

Обоснованная система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.

К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население страны.

Переход к рыночной экономике сопровождался модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к её центральному звену - бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды. Фонд социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых финансовых ресурсов после Пенсионного фонда РФ.

В России государственное обязательное социальное страхование представлено четырьмя фондами: пенсионным; обязательного медицинского страхования; социального страхования; занятости .

Для обеспечения финансовой стабильности Фонда необходимо правильно определить расчетную базу, с которой начисляются страховые взносы, а также размер страхового тарифа, устанавливаемый в процентах к расчетной базе.

Прогнозные показатели тарифов на социальное страхование должны определяться с использованием актуарных расчетов. Актуарными расчетами называется система математических и статистических закономерностей, регламентирующих взаимоотношения между страховщиком и страхователем.

Таблица 1 – Основные параметры ФСС РФ на 2017-2019 годы

Наименование

2017г.(млрд.р.)

2018г.(млрд.р.)

2019г.(млрд.р.)

Доходы- всего, из них:

694,1

733,6

770,6

По страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (из них доходы от страховых взносов)

537,5(449,7)

571,5(506,6)

603,4(546,5)

По страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (из них доходы от страховых взносов)

108,1(103,1)

113,6(108,8)

118,8(114,3)

Средства федерального бюджета на исполнение госфункций (из них на обеспечение инвалидов ТСР)

29,9(26)

29,6(26)

30(26)

Расходы- всего, из них:

688,7

727,4

763,7

По страхованию на случай нетрудоспособности и в связи с материнством

537,5

571,5

603,4

По страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний

102,8

107,4

111,9

Профицит, из него:

5,3

6,2

6,9

по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний

5,3

6,2

6,9

Средства фонда могут использоваться только на целевое финансирование указанных мероприятий. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

Примерно 75% взносов на социальное страхование остается в распоряжении страхователя. По истечению финансового года, если у страхователя остаются неиспользованными средства, он обязан их перечислить в федеральный и региональный уровни. В то же время в случае превышения фактических расходов над суммой начисленных страховых взносов страхователь не имеет права приостанавливать выплату пособий. Недостаток средств ему возмещается за счет исполнительного органа фонда.

Основная часть средств социального страхования поступает работникам непосредственно от работодателей, а меньшая (примерно 22%) перечисляется в Фонд социального страхования для перераспределения между отдельными предприятиями, учреждениями, организациями.

Министерство экономического развития и торговли РФ предлагает сегодня более широко использовать такие рыночные механизмы, как система бонусов (скидок к тарифу) и минусов (надбавок) для страхователей в зависимости от уровня производственного травматизма и низкой заболеваемости на каждом конкретном предприятии. Речь идет о том, чтобы максимально привязать социальные страховые выплаты, страховой тариф к реальной ситуации на конкретном предприятии. В рамках действующей системы ФСС РФ такой привязки добиться сегодня очень сложно, поэтому предлагается перейти к смешанной системе социального страхования и более активно привлекать в систему соцстрахования негосударственных страховщиков(акционерных страховых компаний).

Список использованных источников

1 Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»

Просмотров работы: 139