ЭТАПИЗАЦИЯ РЕФОРМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РФ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЭТАПИЗАЦИЯ РЕФОРМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РФ

Купреева Ю.В. 1
1ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Пенсионная система РФ – совокупность юридических норм, государственных и частных структур, обеспечивающих периодические выплаты гражданам денежных средств при достижении пенсионного возраста, а также в случае инвалидности или утраты кормильца.

Современная пенсионная система Российской Федерации прошла много этапов реформирования на пути к повышению уровня социального обеспечения граждан. Сегодня в России сформировалась особая модель пенсионного обеспечения, в рамках которой для жителей нашей страны созданы условия для формирования личного пенсионного капитала. Теперь размер будущей пенсии во многом зависит не от государства, а от нас самих, но так было не всегда.

Все пенсионные преобразования, проходившие в нашей стране можно разделить на несколько ключевых этапов. Здесь мы обозначили ключевые реформы, разделив их по годам.

Первый этап. 1990 - Создание Пенсионного фонда России.

Пенсионный фонд России (иначе - ПФР или ПФ РФ) является крупнейшей системой в сфере оказания социальных услуг гражданам Российской Федерации. ПФР был создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение.

Свою деятельность Государственный пенсионный фонд начал с 22 декабря 1990 года. Он был основан постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР». Предполагалось, что после принятия ряда документов, данное направление работы финансового обеспечения будет выделено в самостоятельный внебюджетный фонд, как, собственно, и произошло.

Бюджет ПФР утверждается отдельным законом одновременно с принятием федерального бюджета РФ. Средства для выплаты пенсий формируются за счет поступлений страховых взносов граждан, а также работодателей. Данные взносы носят обязательный характер.

Государственный Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет следующие социально значимые функции:

  • формирует средства пенсионных накоплений и организует их инвестирование.

  • устанавливает и выплачивает все виды пенсий;

  • назначает и реализует федеральную социальную доплату к пенсиям до уровня прожиточного минимума;

  • назначает и реализует социальные выплаты (с 2005 г.);

  • выдает сертификаты на получение семейного (материнского) капитала и выплачивает его средства (с 2007 г.);

  • администрирует страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС);

  • ведет индивидуальный учет пенсионных прав участников системы ОПС;

  • реализует программу государственного софинансирования пенсии (с 2010 г.), в которой можно принять участие до 1 октября 2013 года).

Второй этап-1992-1994. В 1992 году вышел указ президента Российской федерации № 1077«О негосударственных пенсионных фондах». Указ дал старт созданию и работе НПФ. А в 1995 году в Гражданском кодексе введен в правовой оборот понятие «фонд», как некоммерческой организации.

Третий этап - 1995 год. Правительством была одобрена «Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской федерации».

В ПФР теперь ведется учет сведений о пенсионных правах каждого гражданина страны. Пенсионный фонд России фиксирует личные данные для установления пенсии. На индивидуальном страховом счете гражданина содержится информация обо всех страховых взносах, т.е. копится его будущая пенсия. Персональный номер лицевого счета (СНИЛС) указывается на карточке обязательного пенсионного страхования (ОПС). Ежегодно ПФР рассылает извещения («письма счастья»), благодаря которым каждый может следить за состоянием личного пенсионного счета. Проект действует в 5 регионах страны.

Четвертый этап 1998 - 2001. 1998 год стал особенно важным для негосударственных пенсионных фондов. Вступил в силу федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах». Данный закон определил деятельность по негосударственному обеспечению у НПФ и их права. Он также закрепил новые понятия в пенсионной системе РФ, обязательства фонда перед его вкладчиками и участниками.

В 1998 году также была представлена программа новой пенсионной реформы в РФ, законопроекты которой были одобрены в конце 2001 года президентом.

Пятый этап - 2002 год. Реализация новой пенсионной реформы, которая позволяет перейти Российской Федерации от уравнительных принципов солидарной пенсии к распределительно-накопительным.

До 2002 года выплаты пенсий в России осуществлялись согласно распределительной системе по «принципу солидарности». Тогда все взносы, поступающие от работников в Пенсионный фонд, распределялись между текущими пенсионерами.

Минимальные выплаты одному пенсионеру складывались из выплат двух работающих граждан. Однако при ухудшающейся демографической ситуации эффективная работа данной системы была просто невозможна. По статистике, за последние 15 лет соотношение работающих граждан к количеству пенсионеров уменьшилось в 1,5 раза. А на 2020 год, по оценкам экспертов, на одного работника и вовсе будет приходиться один пенсионер.

С 2002 года Российская Федерация взяла курс на достижение финансовой сбалансированности пенсионной системы. Данный рывок выразился в плавном переходе от распределительной системы к распределительно-накопительной. По сути, был модернизирован существовавший раньше «солидарный принцип» - его дополнил накопительный.

Шестой этап 2010 - 2012. В 2010 году Единый социальный налог (ЕСН) заменен на страховые взносы. Максимальный размер годовой заработной платы, влияющий на размер пенсии, на 2010 год составляет 415 тыс. руб. На 2011 данная сумма увеличилась до 463 тыс. руб., а в 2012 она равняется 512 тыс. руб.

В 2010 была проведена крупнейшая переоценка расчетного пенсионного капитала с учетом трудового стажа в советское время (валоризация). Это повысило пенсию действующим пенсионерам где-то на 46%.

Пенсия стала делиться лишь на 2 части - накопительную и страховую. Базовый размер вошел в страховую часть.

С 2010 года утвержден минимальный размер пенсии, превышающий прожиточный минимум пенсионера.

В 2013 голу стартовал новый этап пенсионной реформы в России.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет ряд значимых функций:

  • целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных пунктом 6 «Положения о Пенсионном фонде РФ»; (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288; Федерального закона от 05.05.1997 № 77-ФЗ);

  • организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

  • капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

  • контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

  • организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России);

  • межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

  • изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Государственную Думу Российской Федерации предложений по ее совершенствованию;

  • проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

  • разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Ключевые задачи Пенсионного фонда: учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, назначение и выплата пенсий и социальных выплат. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих, выплаты ветеранам, инвалидам и т.д.

Список использованных источников:

  1. Официальный сайт Пенсионного фонда РФ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.pfrf.ru/press_center/~2017/01/09/127272 свободный.

  2. Официальный сайт Негосударственного пенсионного фонда «Согласие» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.soglasie-npf.ru/directory/pension-system.

Просмотров работы: 276