ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НАХОДЯЩИХСЯ ЗА РУБЕЖОМ, В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НАХОДЯЩИХСЯ ЗА РУБЕЖОМ, В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В международном частном праве гражданско-правовое положение физических лиц рассматривается в двух аспектах: один охватывает отношения государства с собственными гражданами, пребывающими за границей, другой − отношения государства с находящимися на его территории иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Признание человека высшей ценностью предполагает осуществление государственной защиты принадлежащих ему прав и свобод, создание системы гарантий в этой области на основе общепринятых принципов и норм международного права, конституционных предписаний, составляющие фундамент правового статуса личности.

В соответствии с ч. 2 ст. 27 Конституции РФ, каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Как предусмотрено ст. 61 Конституции РФ, находясь за границей граждане РФ находятся под защитой и покровительством России, так же гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству [1].

Как гласит ст. 1 Консульского устава РФ, консульская деятельность осуществляется в целях защиты прав и интересов Российской Федерации, принятия Российской Федерацией мер к тому, чтобы граждане Российской Федерации и российские юридические лица пользовались за пределами Российской Федерации правами, установленными Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания, законодательством Российской Федерации и законодательством государства пребывания[2].

Положение о Консульском учреждении РФ включает в круг основных функций и задач консульского учреждения: защиту в государстве пребывания прав и интересов российских граждан и юридических лиц, Российской Федерации; оказание помощи и содействия российским гражданам и юридическим лицам; представительство или обеспечение надлежащего представительства российских граждан в судебных и иных учреждениях указанного государства с соблюдением его законодательства, если в связи с отсутствием или по другим причинам такие граждане не в состоянии своевременно осуществить защиту своих прав и интересов; осуществление в установленном порядке и в пределах своей компетенции нотариальных действий государственной регистрации актов гражданского состояния, установление опеки и попечительства, функций по вопросам гражданства, легализация и истребования документов, функций в отношении наследства с соблюдением законодательства государства пребывания; осуществление в пределах своей компетенции функций по вопросам правовой помощи по семейным, гражданским и уголовным делам с соблюдением законодательства государства пребывания; осуществление соответствующих функций в отношении находящихся в пределах консульского округа на территории государства пребывания морских и речных судов под Государственным флагом России, военных кораблей и военно-вспомогательных судов РФ, и их экипажей, оказание помощи таким судам и кораблям и их экипажам; содействие установлению и развитию связей с соотечественниками, проживающими в пределах консульского округа.

В ст. 1 ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» закреплено, соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.

Соотечественниками за рубежом являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации.

Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:

  • лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;

  • выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства [3].

Согласно ст. 5 ФЗ «Об актах гражданского состояния», консульские учреждения РФ за пределами территории России: производят государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени и смерти; по заявлениям граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства принимают решения о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, составленные на территории Российской Федерации; вносят исправления и изменения в записи актов гражданского состояния, находящиеся у них на хранении; выдают на основании находящихся у них на хранении записей актов гражданского состояния повторные свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния и иные документы, подтверждающие наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния; выполняют иные полномочия, связанные с государственной регистрацией актов гражданского состояния и предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами[4].

Консул принимает меры к тому, чтобы российские граждане и юридические лица пользовались в полном объеме всеми правами, предоставленными им законодательством государства пребывания и международными договорами РФ, а если эти права нарушены, то к восстановлению нарушенных прав.

При возникновении на территории иностранного государства чрезвычайной ситуации Россией принимаются дипломатические, экономические и иные предусмотренные международным правом меры по обеспечению безопасности российских граждан, пребывающих на территории этого иностранного государства [5].

Права и свободы человека и гражданина являются не только высшей ценностью для государства, но и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Литература

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014.

2 Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 № 143-ФЗ (ред. от 29.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // Собрание законодательства РФ, 24.11.1997, № 47, ст. 5340.

3 Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24.05.1999 № 99-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Российская газета, № 103, 01.06.1999.

4 Федеральный закон «Консульский устав Российской Федерации» от 05.07.2010 № 154-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Парламентская газета, № 37-38, 16-22.07.2010.

5 Марышева Н.И. Международное частное право: учебник для академического бакалавриата. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт,2016. – 376 с.

Просмотров работы: 3106