РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Рамазанов М.Т. 1, Рабаданова Р.М. 1
1Дагестанский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На современном этапе перехода к стандартам нового поколения, основанном на модульных технологиях, вопрос о качественной организации самостоятельной работы студентов становится особенно актуальным. Внедрение электронных учебно-методических комплексов в процесс обучения создает принципиально новые педагогические инструменты, предоставляя, тем самым, и новые возможности. При этом изменяются функции педагога, и значительно расширяется сектор самостоятельной учебной работы учащихся как неотъемлемой части учебного процесса [1]. Информатизация общества связана с расширением сферы применения информационных и коммуникационных технологий. В связи с этим актуальным является вопрос применения информационных и коммуникационных технологий в системе образования на всех его уровнях.

Основная деятельность вузов — образование, поэтому важно, чтобы информатизация способствовала внедрению инновационных методов обучения. В этом плане наиболее очевидным примером является мультимедийное оборудование, которое стало активно применяться во многих вузах [4].

Преподаватели, активно использующие современные достижения техники в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), гораздо легче находят общий язык с обучающимися, их труд значительно упрощается за счёт многократного использования плодов собственного интеллектуального труда (от презентаций до собственных программных пакетов разработки и моделирования) [2].

Использование компьютерных технологий в учебном процессе может принимать самые разные формы и виды, в зависимости от задач, стоящих перед учебным заведением, технических возможностей и готовности преподавательского состава применять эти технологии на практике [3].

Одним из перспективных информационных продуктов, внедряемых в высшие учебные заведения, является электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК).

Под ЭУМК понимается совокупность структурированных учебно-методических материалов, объединенных посредством компьютерной среды обучения, обеспечивающих полный дидактический цикл обучения и предназначенных для оптимизации овладения студентом профессиональных компетенций в рамках учебной дисциплины.

Основной целью создания ЭУМК является достижение необходимого качества подготовки по всем направлениям обучения, включая обучение с элементами дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в соответствии с требованиями федеральных государственных обра­зовательных стандартов (ФГОС); создание единой структуры и базы данных учебно-методических материалов университета [5].

В состав электронного учебно-методического комплекса должны входить:

  • учебное пособие по данному курсу с теоретическими и практическими сведениями (курс лекций, практические задания);

  • рабочая программа дисциплины.

  • самостоятельная работа;

  • темы рефератов;

  • тестирование;

  • перечень рекомендованной литературы;

Рассмотрим ЭУМК по дисциплине «Информатика и программирование», разработанный авторами данной статьи в рамках курсового проекта, создан при помощи языка программирования Borland Delphi.

Информационный продукт разработан в виде ПО. При запуске программы появляется главное окно (рис. 1), которое содержит следующие разделы:

• рабочая программа дисциплины;

• учебное пособие;

• самостоятельная работа;

• тестирование;

• рекомендованная литература;

• справка;

• выход.

Рис. 1. Главное меню Программы.

Раздел «Учебное пособие» содержит следующие обязательные пункты:

  • курс лекций предназначен для того чтобы обеспечить теоретическую основу обучения данной дисциплины;

  • сборник задач по курсу предназначен для рассмотрения типовых задач и выполнение студентами контрольных заданий по программированию;

  • презентации предназначены для того чтобы сформировать у студентов ориентиры для самостоятельной работы над данной дисциплиной. Раздел «Самостоятельная работа» рис. в свою очередь, содержит 2 подраздела:

  1. Лабораторные задания. Для выполнения лабораторных заданий по данной дисциплине используется компьютерное оборудование с установленными программными продуктами MS Office, ABC Pascal, Borland Delphi, Microsoft Visual Studio, С++.

  2. Темы рефератов. Реферат – важный вид учебно-экзаменационной работы. Он позволяет проверить, знают ли учащиеся специфику этого речевого жанра, особенности его содержания, построения, стилевого и языкового оформления.

Самостоятельная работа проводится с целью углубления знаний по дисциплине и предусматривает чтение студентами рекомендованной литературы и усвоение теоретического материала дисциплины. Поэтому в данном программном комплексе внедрен раздел «Рекомендованная литература» рис. 10. При нажатии на данный раздел появляются 2 пункта основная и дополнительная литература.

Раздел «Тестирование» предназначен для проверки у студентов, усвоенных ими знаний и для осмысления и закрепления пройденного материала по дисциплине «Информатика и программирование», а также для формирования знаний, умений и навыков в программировании.

Данное ПО пригодна для студентов 1 курса, которые обучаются по образовательной программе 09.03.03 «Прикладная информатика».

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что ИТ в УМК может оказать положительное влияние на познавательную активность и тем самым способствовать быстрому усвоению материала. Использование информационно-коммуникационной технологии позволяет оперативно и объективно выявлять уровень освоения материала, что весьма существенно в процессе обучения.

Благодаря организации процесса обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий можно сократить время, затрачиваемое преподавателями и обучающимися на поиск необходимой учебной и научной информации и доступ к ней; ускорить обновление содержания за счет сокращения времени преподавателей на разработку новой учебной и методической литературы; высвобождается дополнительное время у слушателей для индивидуальной самостоятельной работы, а у преподавателей и организаторов (при соответствующей организации их деятельности) на совершенствование и развитие образовательного процесса; уменьшается время, необходимое для достижения обучаемыми установленных требований (норм, стандартов) к качеству образования [2].

Список литературы:

  1. Красильников И.В. Информационные аспекты разработки и применения в ВУЗе электронных учебных пособий. Монография. М.: «РХТУ», 2007.

  2. Ефимова Д. В. «ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ» // [Электронный ресурс] URL: http://sociosphera.com/files/conference/2010/Sociosphera_3-10/12_efimova_d_v_miheeva_e_a.pdf (Дата обращения: 8.02.2018).

  3. Гореткина Е. «ИТ как движущая сила инноваций в высшем образовании». // [Электронный ресурс] URL: https://www.pcweek.ru/management/article/detail.php?ID=141193 (Дата обращения: 8.02.2018).

  4. Острожная Е.Н. «Развитие медиакомпетентности преподавателя среднего профессионального образования» // [Электронный ресурс] URL: http://andante-music.narod.ru/na10/sbornik_konferencii_2014.pdf (Дата обращения: 8.02.2018).

  5. Тарасов П.В. [Электронный ресурс] // «Основные направления применения информационных технологий в высшем образовании».- http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2783 (Дата обращения: 10.02.2018).

Просмотров работы: 47755