Чтобы не сорваться в пропасть и не быть растоптанным, нужно уметь разобраться в происходящем сейчас в нашей стране. А начинать необходимо, прежде всего, с самого себя, с усовершенствования своей личности. В постоянно меняющемся мире только тот находит свое место, кто непрерывно меняется сам, совершенствуется. Кроме того, только путем самовоспитания вырабатываются такие ценные личностные качества как сила воли, мужество, настойчивость, терпение, уверенность в своих силах и т.д.
Рассмотрев, какое значение имело и имеет самовоспитание в жизни людей, я пришла к выводу, что самовоспитание является одной из самых важных проблем сегодня и требует своего решения.
В современных условиях остается актуальным вопрос о необходимости самовоспитания учащихся. Сегодня нельзя найти не одной сферы человеческой деятельности, не связанные с общепризнанными духовными и материальными, ценностями общества в целом и каждого человека. В этой связи целью исследования является рассмотрение потребности в построении педагогических систем актуализации самовоспитания учащегося, которые задаются обозначившимися тенденциями гуманизации, дифференциации экологичности социальных процессов, возвышающими функцию воспитания в структуре образовательных процессов и вызывающими необходимость нового прочтения понятия об образовании как синтезе процессов обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации индивида. В результате исследования построена концептуальная модель самовоспитания учащегося, которая является моделью психолого-педагогического взаимодействия педагога и учащегося (подростка); она построена на идее актуализации, определяемой отношением перехода принципиальной возможности самовоспитания в действительность самовоспитания учащегося в мотивированный, индивидуализированный и саморегулируемый процесс самоопределения, саморазвития, самосовершенствования. Целостность, субъективность, самоэффективность, рефлективность как исходные принципы рассмотрены нами в качестве принципов основной теории и практики актуализации самовоспитания учащихся.
Предметом педагогики как области научного познания является особая функция общества - воспитание. И поэтому педагогику можно назвать наукой о воспитании, целью которого является формирование всесторонне и гармонично развитой личности. К числу основных педагогических понятий относятся «процесс воспитания, самовоспитания», «педагогический процесс». Педагогическим процессом называют развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Обеспечение единства воспитания и самовоспитания составляет сущность педагогического процесса.
В целом, воспитание является целенаправленным и организованным процессом формирования личности. Воспитание - двигатель общественного развития. Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: "чем человек как человек может и должен быть" (К. Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентаций воспитуемого.
Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни.
Но воспитание не может быть эффективным, если оно не опирается на самовоспитание - сознательную деятельность, направленную на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. "Никто не становится хорошим человеком случайно" (Платон).
Самовоспитание находиться в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности.
Самовоспитание, прежде чем превратиться в одно из важнейших средств личностного самосовершенствования человека, в один из главных путей его всестороннего развития, предполагает определенный уровень воспитанности личности, ее готовности и способности к самосознанию, самоанализу, самооценке, к сравнению и сопоставлению своих поступков с поступками других людей и выработку устойчивой установки на постоянное самосовершенствование. Самовоспитание, в свою очередь, являясь результатом воспитания, придает ему действенность и в известной степени завершенность. В результате воспитательные влияния, оказываемые на людей, в значительной мере способствуют развитию их внутренних потребностей в духовном и физическом совершенствовании, стремлении к самовоспитанию.
Самовоспитание находится в непосредственной зависимости от содержания жизни человека, его интересов, отношений, характерных для того или иного возраста. Потребность в самовоспитании возникает у школьников уже в младшем возрасте и может быть успешно использована в педагогической работе. Экспериментально доказано, что формы самосовершенствования с учетом возрастного и индивидуального развития школьников весьма разнообразны и выражаются в виде приспособления, подражания, ориентации на взрослых, друзей и коллектив сверстников.
Потребность в самовоспитании является высшей формой развития личности. Эта потребность не возникает одновременно у всех учащихся одного и того же возраста, особенно если личность не подготовлена к восприятию предъявляемых требований. Интенсивное проявление потребности в самовоспитании происходит в подростковом возрасте.
Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.
Самовоспитание личности сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, т. е. к формированию установок, полезных для человека и для общества.
Самая главная особенность юношеского возраста состоит в осознании человеком своей индивидуальности, неповторимости, формировании личностных качеств будущего специалиста, способствующих развитию у него внутренней свободы, в становлении самосознания, формировании «образа Я», включающем три взаимосвязанных компонента: познавательный, эмоциональный и поведенческий.
Подростковый возраст рассматривается как этап развития личности, процесс перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по особым правилам, установленным для него взрослыми к самостоятельной жизни. В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье. Одно из наиболее примечательных явлений, связанное с подростковым возрастом-это сильная тяга к самовоспитанию. Активный процесс самовоспитания начинается именно в этом возрасте и обычно продолжается в той или иной форме в течение всей последующей жизни человека. Говоря о начале самовоспитания в подростковом возрасте, мы имеем в виду тот факт, что, достигнув возраста 12-13 лет, дети впервые начинают задумываться над возможностями интеллектуального и личностного самосовершенствования и предпринимать для достижения этой цели сознательные, целенаправленные усилия.
Подросток не выступает в качестве пассивного объекта воспитательных воздействий. У него формируется внутренняя позиция к этим воздействиям, в зависимости от которой он может или активно работать над своим совершенствованием (саморазвитием) или оставаться пассивным.
Самовоспитание подростка и юноши нуждается в участии и поощрении со стороны взрослых, ведь именно они создают для этого основные возможности. Взрослым – и родителям, и педагогам – следует активно поддерживать стремление детей, к самовоспитанию начиная с появления первых его признаков.
А. Н. Леонтьев утверждает в этой связи, что «внутренне (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет». Тем самым он подчеркивает, что в качестве инициатора того или иного контакта с миром выступает сам человек как существо, обладающее внутренним источником активности. Эта мысль также позволяет укрепиться в представлении о том, что углубление процесса саморазвития и продвижение индивида по ступеням своего совершенствования невозможно без укрепления его субъектности во взаимодействии с окружающим миром, культурой и людьми.
Субъектность ученика выражается в том, что независимо от предлагаемого содержания программ, у него есть только своя ему соответствующая позиция, которая находится в определенном соотношении с этим содержанием. Он имеет свой арсенал умений, интересов, затруднений, ожиданий и предпочтений. Субъектность человека вызывает у него определенные потребности, стремления, особенности внутренней жизни и право на самостановление в различных областях.
На основании анализа был сделан вывод о том, что главными решающими факторами в самовоспитании являются потребности и наличие важных жизненных задач, планов. При этом принципиально трудно указать на какой-либо особый вид потребностей и задач, связанных исключительно с самовоспитательной активностью. Потребности не исчезают в связи с их удовлетворением, а наоборот, усиливаются, а реализация одних задач ведет к формулировке новых. Это потребности роста, потребности развития, задачи, направленные на достижение главных жизненных целей. Реализация задач в указанном направлении раньше или позже приводит к выделению особой задачи, целью которой является так называемое Я-идеальное, на котором основывается мотивация самовоспитательных начинаний, механизм возникновения самовоспитательной активности.
Установлено, что для самовоспитания на этапе идеализации характерны сознательные и в высшей степени самостоятельные добровольные идалотворческие действия, мотивированные стремлением к совершенствованию. Учитывая этот факт, а также ранее сформулированные определения, можно сделать общий вывод, что идеализация в самовоспитании охватывает совокупность специфических действий, благодаря которым субъект создает идеал собственной личности.
Таким образом, самовоспитание является важнейшей стороной воспитания, реализуемой под влиянием педагогов и социальной среды и на основе индивидуальных качеств человека. Формирование качеств человека происходит под влиянием, как воспитания, так и самовоспитания.
Литература:
1. Алексеев, Н. А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: монография / Н. А. Алексеев. Тюмень. : ТюмГУ, 1996. - 216 с.
2. Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. М.: издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996.- 496 с.
3. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2006.
4. Иванова, В. М. Аксиологические основания процессов самовоспитания и самоактуализации в конструировании инфраструктуры знаний [Электронный ресурс] / Иванова В. М. // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всерос. науч.-метод. конф., 29-31 янв. 2014 г., Оренбург / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Оренбург. гос. ун-т". - Оренбург,
5. Гершунский, Б. С. Философия образования для ХХI века / Б. С. Гершунский. М.: Пед. об-во России, 2002. -508 с. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №11(19), 2012
2014. - . - С. 2587-2594.