УПРАВЛЕНИЕ ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ОНЛАЙН-ТЕХНОЛОГИЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

УПРАВЛЕНИЕ ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ОНЛАЙН-ТЕХНОЛОГИЙ

Рубцова А.В. 1
1Оренбургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современная альтернативная система взглядов на управление внеклассной деятельностью школьников позволяет использовать онлайн-технологии в качестве учебно-методического сопровождения подготовки учащихся к сдаче экзаменов или участию в предметных олимпиадах.

Одной из перспективных форм электронного обучения можно считать массовые открытые онлайн-курсы (англ. MOOC, рус. МООК), которые появились сравнительно недавно, но уверенно заняли одно из ведущих мест в сфере открытого образования. Оксфордский словарь английского языка определяет МООК следующим образом: «Учебный курс доступен через Интернет безвозмездно для очень большого числа людей. Тот, кто решает пройти МООК, просто заходит на веб-сайт и записывается на курс» [1].

Первые упоминания о них появились во второй половине ХХ века. Однако, в скором времени было зарегистрировано множество образовательных платформ, появившихся на свет благодаря поддержке ведущих ВУЗов России и Зарубежья. На этих образовательных платформах разместили свои курсы лучшие преподаватели мировых университетов, что привлекло к обучению через Интернет миллионы людей по всему миру.

Обобщение результатов исследований в данной области [2, 3, 4] позволило охарактеризовать МООК, выявить их основные достоинства и недостатки. Прежде всего, к достоинствам МООК можно отнести возможность общедоступного и бесплатного обучения, не смотря на географические и социальные границы, базовое образование и уровень первоначальной подготовки. Недостатки заключаются, преимущественно, в отсутствии индивидуального подхода к каждому обучающемуся, высокий процент их отсева вследствие низкой мотивации учения и отсутствия постоянного и обязательного внешнего контроля, например, со стороны преподавателя.

На сегодняшний день большинство преподавателей создают и сопровождают свои собственные онлайн-курсы. Одним из плюсов массовых открытых онлайн-курсов является наличие постоянной обратной связи между учителем и учеником. При возникновении трудностей обучающийся всегда сможет связаться с преподавателем с помощью форума и задать интересующие вопросы. Это дает больше шансов грамотно и правильно выполнять домашние задания, чего нельзя себе представить в традиционном учебном процессе, где ученик при выполнении домашнего задания чаще всего изолирован от общения с преподавателем. Так же на многих образовательных платформах общение на форумах предусматривает еще и обмен опытом с остальными пользователями курса.

Актуальность онлайн-образования является очевидной, потому что оно стирает географические и социальные границы.

Помимо инновационного применения, онлайн-курсы уже давно нашли место и в традиционном учебном процессе: их применяют в качестве электронного сопровождения школьных и университетских дисциплин при самостоятельном обучении.

Все отличительные особенности массовых открытых онлайн-курсов вытекают из одних и тех же характеристик, между которыми можно провести параллель, но именно они предопределяют МООК как новую ступень в образовании, а не просто самостоятельно развивающиеся интернет-ресурсы.

Если внимательно рассмотреть все отличительные особенности, то можно определить, что MOOК – это технология, которая состоит из четырёх основополагающих компонентов (таблица 1).

Таблица 1  Компоненты MООК

Компонент

Расшифровка значения компонента

Массовый

Курсы рассчитаны на значительные целевые аудитории.

Открытый

Курс может пройти любой желающий, в независимости от уровня подготовки и базового образования.

Онлайн

Обучение происходит в режиме онлайн, т.е. необходим только выход в Интернет.

Курс

Само слово «курс» предполагает собой электронный образовательный контент, направленный на сопровождение конкретной учебной дисциплины и взаимодействие пользователей.

Итак, появление МООК можно расценивать как один из способов разрешения противоречия между необходимостью непрерывного профессионального самосовершенствования, быстрого обновления содержания профессиональных компетенций в эпоху развития наукоемких технологий и довольно длительным процессом подготовки и переподготовки кадров в традиционных университетах. Таким образом, очевиден педагогический потенциал МООК для всех желающих, стремящихся к непрерывному самообразованию. Кроме того, можно говорить об основных возможностях использования MOOK

  • для организации самостоятельной внеаудиторной работы школьников с целью углубленного или самостоятельного изучения отдельных разделов дисциплины;

  • при смешанном обучении школьников, в формате «перевернутый» класс (Для данной модели обучения характерно чередование компонентов очного и дистанционного (электронного) обучения. При этом реализация электронного обучения осуществляется вне школы: учитель предоставляет доступ к электронным образовательным ресурсам для предварительной теоретической подготовки дома. На учебном занятии организуется практическая деятельность);

  • как способ ликвидации задолженности;

  • дополнительного онлайн-обучения с получением подтвержденного сертификата.

Основной целью таких курсов является обеспечение прямого доступа к различного рода материалам, без поступления в университет и дополнительных вступительных экзаменов. Такая форма обучения помогает уточнить понятие «дистанционное образование», потому что преподаватели и обучающиеся связаны между собой через открытые образовательные ресурсы

В первую очередь следует отметить доступность МООК для любого желающего, ведь всё, что необходимо для обучения  это доступ в Интернет и регистрация на выбранном пользователем курсе. Обучающийся может выполнять все задания в полном объеме и получить сертификат об окончании онлайн-курса или же просто слушать лекции и изучать материалы выбранной дисциплины, не выполняя дополнительных заданий и в любой момент покинуть курс, либо приостановить обучение без определенных серьезных последствий для него. Если рассматривать этот факт с обратной стороны, то можно отметить, что огромное количество обучающихся, которое обусловлено за счет такой доступности принудило разработчиков курса к внедрению на проекты форумов, чатов, скайп-конференций и т.п., для того, чтобы сделать контакт между преподавателем и обчающимся достаточно качественным и регулярным. Существует спорный момент, скрывающийся в последствиях массовости и популярности онлайн-образования. Зачастую проверка усвоения обычного материала проводится путем решения тестовых заданий обучающимся или при выполнении им домашнего задания. Однако существуют задачи творческие и на проверку критического мышления. Проверка такого рода работ происходит на горизонтальном уровне, т.е. их проверяют сокурсники, что не всегда может обеспечить объективную оценку работы обучающегося в силу ряда различных причин. Поэтому дебаты о присвоении сертификата и получении ученой степени ведутся во многих странах, в том числе, и в России. Тем более, что иногда сертификация пользователей может являться платной процедурой.

Эволюция онлайн-образования в России проходит по тому же пути, что и в других странах: от открытых образовательных ресурсов и платных дистанционных курсов к созданию российских интернет-площадок, предлагающих готовые онлайн-курсы и размещающие их на ведущих мировых платформах, таких, как например Coursera. В Российском образовательном интернет-пространстве массовые открытые онлайн-курсы существуют в рамках подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ), а также по программам подготовки бакалавриата, специалитета, магистратуры, для повышения квалификации преподавателей или специалистов других отраслей.

Список использованных источников:

1 Электронный Оксфордский словарь. – Режим доступа: https://en.oxforddictionaries.com/definition/us/MOOC

2 Золотухин, С.А. Преимущества и недостатки массовых открытых онлайн-курсов / С.А. Золотухин // Дискуссия. – 2015. – № 4. – С. 97-102.

3 Хусяинов, Т.М. Основные характеристики массовых открытых онлайн-курсов (МООС) как образовательной технологии / Т.М. Хусяинов // Наука. Мысль. – 2015. – № 2. – С. 21-29.

4 Young J.R. Beyond the MOOC Hype: A Guide to Higher High-Tech Disruption, The Chronicle of Higher Education, 2013, 92 p.

Просмотров работы: 269