ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Габасов Р.Р. 1
1Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одним из самых значимых в поведении как отдельной личности, так и больших социальных групп, является устойчивый набор понятий и смыслов, в соответствии с которыми строится всё существование группы или индивида. Ценностная ориентация - это фундаментальная основа бытия любого общества. Это набор определённых изначальных понятий, который и объединяет людей в единые общности по тому или иному набору признаков. Но общество состоит из отдельных людей. И ценностная ориентация это ещё и набор понятий, по которым каждая личность существует в рамках общества. Отклонение от общепринятых норм и ценностей обществом не одобряется. Общность ценностных ориентаций - это те самые духовные скрепы, которые делают большую группу разрозненных людей единым народом. Положение личности в обществе во многом определяется именно ценностными ориентациями. Этот набор понятий и принципов не может вступать в противоречие с общепринятыми в определённой общественной среде. Ценностная ориентация - это, фактически, основная характеристика личности. Кроме личных качеств, таких как пассионарность, харизматичность и креативность, именно она во многом определяет судьбу и общественный потенциал каждого отдельного индивида. Невозможно недооценить то значение, которое имеет формирование ценностных ориентаций молодого поколения. Без определённого набора стержневых качеств человек попросту не будет успешен, какой бы путь для себя не выбрал. Если человек с детства имеет потенциал лидера и заряжен на достижение успеха любой ценой, то очень велика вероятность, что своего успеха в жизни человек добьётся. Он преодолеет все препятствия и сокрушит всех конкурентов. Если формулировать очень коротко, то ценностная ориентация - это судьба. От того, каким образом она будет сформирована, зависит непосредственным образом и будущее человека, и всё, чего он достигнет в своей жизни: благосостояние, карьера, общественное влияние. Ценностные ориентации также могут выступать основой инновационнойдеятельности. Теория и практика нововведений показывают, что инновации не замкнуты в сфере человеческой деятельности, они носят всеобщий характер. Поэтому механизмы возникновения и восприимчивости инноваций не могут найти исчерпывающего объяснения в рамках тех или иных специализированных форм знаний: в технических науках, в экономических исследованиях и т. Д. Всеобщий характер инноваций требует изучения субъектов инноваций от единичного работника до общества в его целостности, от человека, формирующего инновации в своей собственной деятельности, до общественного воспроизводства в целом. Одним из важнейших аспектов исследования выступает человек – субъект инноваций. Человек всегда находится между стремлением формировать инновации, изменять, совершенствовать свою деятельность, свои отношения и т. Д. И страхом перед инновациями, их деструктивными последствиями. Для реализации активности личности и ее инновационной деятельности сейчас имеются большие возможности. Этому способствует ряд изменений, происходящих в жизни и отражающихся в мышлении человека. Главное из них - снятие ограничений в профессиональной деятельности, это позволяет воспринимать значительно более широкий круг внешних явлений. Уменьшение предвзятых, а главное, навязываемых мнений и суждений и увеличение потока ин­формации обеспечивает необходимую свободу действий, своевременное реагирование на внешние изменения. Как следствие этого индивид приобретает очень важные способности: готовность к реагированию на неожиданности, готовность к принятию самостоятельных решений, требующих риска, готовность нести за них ответственность, критичность в оценке своих и чужих действий. В условиях социальной нестабильности в качестве важного фактора эффективности и гармоничности деятельности выступают изменения в мышлении во взаимосвязи с изменением мотивов поведения учителя и его ценностных ориентации. Преобладание положительной мотивации определяет и стиль поведения индивида: он в большей степени учитывает объективные условия деятельности, активно ищет выход из сложных ситуаций, адекватно реагирует на неудачи, оказывается более изобретательным в создании программы достижения цели. Всякое взаимодействие людей определяется целью. Как бы ни было сложно устроено сообщество, в любом из них мож­но выделить два крайних случая: цели либо совпадают, либо противоположны. Все остальные случаи лежат между ними. В случае совпадения целей наилучшим способом взаимодействия является сотрудничество. При таком взаимодействии возникает положительный психологический климат, мнение каждого ценится. Группа, построенная по такому принципу, легко перестраивается, способна приспосабливаться к изменениям и реагировать на новшество. Если цели противоположны, возникает конфликтная ситуация, которая может быть разрешена либо с помощью компромисса, либо с помощью взаимодействия типа подавления-подчинения. Успешно решив одну задачу, индивиды не в состоянии перестроиться для решения другой задачи без определенной ломки. Сообщество начинает работать в режиме самосохранения и воспроизводить старые отношения. В этом контексте инновационная деятельность связана с необходимостью изменения привычной социальной среды. Установление новых социальных связисвязано с преодолением агрессивности среды, с трудностями внедрения но­вого, завоевания статуса в педагогическом сообществе. Учитель сталкивается с серьезными препятствиями в реализа­ции своих мотивов, стремлений, ценностных ориентации. Такую ситуацию нельзя решить через предметно-практичес­кую и познавательную деятельность: выход из нее возможен через «переживание» (по терминологии Ф. Е. Василюка), понимаемое как особая форма внутренней деятельности по перестройке субъективного отношения к происходящему, благодаря переоценке личностных позиций, переосмысле­нию жизненных целей. Это сложная форма «внутренней работы», которая может быть осуществлена только самим человеком, переживающим кризис, и в зависимости от его индивидуальных особенностей имеет индивидуальные границы. Инновационная деятельность во многом определяется успешностью вхождения в особую культурную среду, снятия «культурного шока». Термин «культурный шок» был введен К. Обергом, который исходил из идеи, что вхождение в новую культуру сопровождается неприятными чувствами (потеря друзей и статуса, отверженность, удивление и дискомфорт при осознании различий между культурами), путаницей в ценностных ориентациях и собственной личностной идентичности. Симптомами «культурного шока» могут оказаться недостаток уверенности в себе, тревожность, раздражительность, бессонница, психосоматические расстройства, депрессия. Таким образом, рассмотрение социокультурных аспектов инновационной деятельности показывает необходимость учета основных закономерностей и тенденций возникновения, развития и освоения инноваций как основы всеобщей культуры. Особенно важно подчеркнуть, что для присвоения различных форм культуры большое значение имеют социокультурные особенности личности как субъекта инноваций (активность, ценностные ориентации, установки, креативность и т. д.) и ценностные ориентации могут выступать основой инновационной деятельности.

Список использованных источников:

1. Абульханова-Славская КА Диалектика человеческой жизни. - М, 1977.

2. Абульханова-Славская КА, Стратегия жизни. - М., Мысль, 1991.

3. Альтшуллер Г.С Алгоритмы изобретения. - М, 1969.

4. Ангеловски К. Учителя и инновации. - М, 1991.

5. Лнтипов В.В., Сосновский БА Психологические механизмы дезадап-тации и адаптации к меняющимся социальным условиям // Психология че­ловека в условиях социальной нестабильности. - WL, 1994.

6. Анцыферова Л.И. Психология повседневности, жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал. Т. 14, 1993. - №2.

7. Арламов АА Условия и критерии эффективности внедрения достиже­ний педагогической науки в школьную практику; Авторефдисс- кавдпед. наук. - М, 1985.

8. Батшцев Г.С Философская концепция человека и креативности в на­следии СЛ.Рубинштейна // Вопросы философии, 1989. - № 4.

9. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М, 1979.

10. Бердяев Н.А. Смысл творчества // Философия творчества, культура и искусства - М., 1994. - T.I.

Просмотров работы: 421