ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ

Салдайкина Н.В. 1
1Оренбургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно ФГОС общего образования, федеральному закону от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», государственной программе развития образования на период 2018 – 2025 годы приоритетной целью общего образования становится развитие учащихся способности к организации учебной исследовательской деятельности. Достижение планируемых результатов должно осуществляться в процессе изучения всех учебных предметов.

В различных научных исследованиях отражены вопросы управления учебной исследовательской деятельности: Белых Б. Л. «Управление исследовательской активностью школьника» [1], Леонтович А. В. «Исследовательская деятельность учащихся» [2], Чечель И. Д. «Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе» [3], Мокрецова Л. А. и Чуфенёва А. Ю. «Технологический аспект управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников» [4].

Как показал анализ психолого – педагогической литературы вопрос управления учебной исследовательской деятельности в концепции реализации ФГОС недостаточно изучен.

Одним из способов развития учебной исследовательской деятельности учащихся может служить использование игровых технологий в образовательном процессе. Игра наряду с трудом и учением один из основных видов деятельности человека.

Под понятием «игра» понимается вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову):

  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только результата (процедурное удовольствие);

  • творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание логическую и временную последовательность её развития.

В игре одновременно реализуются две функции - следование определенной роли и контроль над ее исполнением. Успешность развития самоконтроля зависит от организации игры, от того, выполняется ли роль без других участников, или при участии товарищей по классу. Эльконин Д. Б. писал, что «функция контроля еще очень слаба и часто еще требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость данной рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь рождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения».

При всём разнообразии игр для учащихся один из её видов не случайно называют «дидактической», так как она позволяет вызвать интерес у учащихся к учебной исследовательской деятельности. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством формирования у детей различных качеств, умений, навыков. В результате систематического её использования у детей развивается подвижность и гибкость ума, формируются такие процессы мышления, как сравнение, анализ, умозаключение и другие.

Специфика педагогической игры, в отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответ­ствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются образовательной направленностью.

Игровая педагогическая технология включает в себя обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Все образовательные технологии имеют свои концептуальные основы. Рассмотрим эти основы в игровой технологии:

1. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.

2. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности - дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

3. Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.

4. В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие определённые целевые ориентиры или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения материала.

При помощи умело построенной игры учитель во время работы с учащимися над учебной исследовательской деятельностью может добиться систематического условия и закрепления знаний, полученных на уроках.

Таким образом, способность педагога увлечь учащихся к учебной исследовательской деятельности зависит от правильного выбора методов обучения. Поэтому необходимо применять такие методические приёмы, которые привлекают внимание и могут заинтересовать каждого ученика. Педагогу необходимо создать эмоционально положительные отношения к предполагаемой деятельности.

Хорошо организованные игры имеют большой воспитывающий потенциал. Они помогают вырабатывать определённые качества личности: усидчивость, терпение, взаимоуважение, взаимопомощь, аккуратность. Всё это вместе взятое и позволяет активизировать мышление, формировать устойчивый интерес к организованности (умению не только командовать, но и разумно подчиняться). Именно эти качества требуются от учащихся, занимающихся учебной исследовательской деятельностью.

Список использованных источников:

  1. Белых, С. Л. Управление исследовательской активностью студента : Методическое пособие для преподавателей вузов и методистов / Под ред. А.С Обухова. – Ижевск. – 2008.

  2. Леонтович, А. В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей // Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников», серия «Сборники и монографии». – М. – 2006. – 114 с.

  3. Чечель, И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст] / Чечель И.Д. – М. : Сентябрь, 1998. – 320 с.

  4. Чуфенёва, А. Ю. Технологический аспект управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников [Текст] / А. Ю. Чуфенёва, Л. А. Мокрецова // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 12 (часть 11).

Просмотров работы: 181