РАЗВИТИЕ САМООРГАНИЗОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА В ПРОСТРАНСТВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗВИТИЕ САМООРГАНИЗОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА В ПРОСТРАНСТВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Осипова А.П. 1
1Оренбургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Личность может быть воспитана только личностью. Можно долго спорить о том, каким должен быть педагог дополнительного образования, но неизменно одно: педагогу должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке.

В настоящее время Россия переходит от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста, необходимым условием формирования которой является модернизация системы образования, как основы для динамичного развития экономики и общества.

В нормативно-правовых документах РФ сделан акцент на том, что одним из направлений развития образования является подготовка специалистов, способных соответствовать требованиям современной действительности.

Сегодня в числе наиболее востребованных в плане личностного развития оказываются качества самостоятельности и автономии, инициативности и ответственности.

Приоритеты самости человека, саморазвития, самоопределения, самообразования, самореализации и самоорганизации лежат в основе педагогической парадигмы современного дополнительного образования детей.

Дополнительное образование детей рассматривается нами как территория перспективного детства. Современное дополнительное образование детей как образовательное, социокультурное, воспитательное пространство детства является оптимальным пространством для приобретения навыков самоорганизации детей. При этом на основе общности интересов ребенка и взрослого более интенсивно и целенаправленно идет процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций.

Развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.

Исходя из этого, на сегодняшний день в сфере дополнительного образования назрела необходимость в разработке и применении систем развития самоорганизации школьников, поскольку новые производственные технологии нуждаются в специалистах, способных при минимуме затрат эффективно работать с большим объемом информации, адекватно реагировать на быстро меняющиеся условия и высокую скорость процессов жизнедеятельности, столь характерные для современной действительности.

В связи с этим стратегия дополнительного образования должна быть направлена на развитие личностного потенциала обучающихся, когда из ведомого, ситуативно зависимого обучающегося школьник превращается в субъекта самоорганизации во времени, умеющего ценить время, планировать, организовывать и контролировать свою жизнедеятельность.

Вышеизложенное актуализирует проблему, связанную с развитием самоорганизованной личности школьника.

В этой связи проявляется значимость исследования педагогических условий самоорганизации детей в пространстве дополнительного образования как среде развития личности ребенка. Результаты исследований и конкретные рекомендации по самоорганизации востребованы практиками различных областей деятельности: спортсменами, менеджерами, педагогами, врачами и др. Таким образом, явление самоорганизации представляет интерес не только как теоретическая, но и как практическая проблема.

Проблема самоорганизации привлекала внимание многих выдающихся специалистов, в том числе В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, Л.И. Божович.

В самоорганизации имеется множество подходов, разрабатывающих ее отдельные аспекты, однако единого определения и устоявшегося представления об этом явлении в науке пока не существует. Анализ различных определений самоорганизации, предлагаемых теми или иными исследователями, показывает, что их авторы подчеркивают те особенности самоорганизации, которые с их точки зрения являются наиболее существенными.

«Новый энциклопедический словарь» определяет самоорганизацию как целенаправленный процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы.

М.И.Дьяченко и Л.А.Кандыбович рассматривают самоорганизацию как интегральную совокупность природных и социально приобретенных свойств, воплощенную в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения и реализуемую в упорядоченности деятельности и поведения. Они считают самоорганизацию показателем личностной зрелости, а в качестве основного признака высокой самоорганизации выделяют активное самосоздание себя как личности. При этом одним из показателей развития самоорганизации, по их мнению, является соответствие жизненных выборов (профессии, друзей и т.д.) индивидуальным особенностям личности. Тогда как несовпадение избранной профессии и имеющихся способностей, принятие стиля жизни и деятельности, не обеспеченных личностными качествами, общественным положением, – все это признак отсутствия или слабой самоорганизации личности.

В.И. Андреев полагает, что «способность к самоорганизации проявляется в четком планировании своей жизни, своих дел как на день, неделю, месяц, год, так и на перспективу. Это способность рационально использовать свои силы и свое время».

По мнению Н.П. Поповой, самоорганизация в профессиональной деятельности представляет собой способность личности, выражающуюся в умении использовать собственные интеллектуальные и эмоционально-волевые черты для решения профессионально значимых задач.

В работах Ю.А. Цагарелли самоорганизация личности рассматривается как процесс сознательного и целенаправленного конструирования своей личности, исходя из имеющихся эталонных представлений и результатов самооценки. При этом в качестве образно-концептуальной модели самоорганизации может выступить эталон (модель) специалиста или идеальные представления о профессиональной и общественной значимости результатов деятельности.

Отметим самые распространенные в педагогике определения самоорганизации: это «деятельность и способность личности, связанные с умением организовать себя» (К.К.Платонов); «организация человеком собственного труда, своего времени в процессе труда и отдыха» (Н.В.Кузьмина). В предложенных выше определениях четко прослеживается наличие принципиально разных подходов к рассмотрению процессов самоорганизации. Дальнейший анализ литературы позволяет выделить четыре основных подхода к определению сущности понятия «самоорганизация»: личностный, деятельностный, интегральный (личностно-деятельностный) и технический.

Личностный подход, при котором самоорганизация понимается как личностное образование (Губайдулина Т.А., Дьяченко М.И. и Кандыбович Л.А., Егорова Т.А., Копеина Н.С. и др.). В этом случае выделяют и изучают свойство или комплекс личностных свойств, которые образуют или детерминируют такое психологическое качество как организованность (личностная самоорганизация). Личностный подход к исследованию самоорганизации, исходящий из того, что характеристики системы самоорганизации человека существенно зависят от общего уровня его психического развития – интеллектуального, волевого, эмоционального, нравственного, и направленный на изучение личностных предпосылок самоорганизации, в психологической теории представлен довольно широко.

Деятельностный подход, рассматривающий самоорганизацию как процесс, состоящий из определенных этапов (операций, функций, умений, навыков). Целью данного направления исследований (Донцов В.Н., Елканов С.Б., Елманова В.К., Кузьмина Н.В., Мурачковский Н.И., Сороковой А.Г., Устинова Я.О. и др.) является изучение структуры процесса самоорганизации, связей между компонентами (функциями) структуры и их влияния на успешность организации самостоятельной деятельности.

Успешно развивается технический подход к самоорганизации, изучающий и разрабатывающий приемы и техники, повышающие эффективность организации человеком собственной деятельности.

Значительное место в техническом подходе занимают методы научной организации умственного труда (НОУТ), самоменеджмента (персонального менеджмента) и тайм-менеджмента (управления временем). Элементы технического подхода используются во всех других направлениях самоорганизации для повышения уровня организации человеком собственной деятельности.

Отметим, что в других работах исследователей самоорганизация выступает как интегративное личное свойство, деятельностное образование, проявляющееся во всех сферах (интеллектуальной, волевой, эмоциональной) жизнедеятельности человека: «Самоорганизация - осознанная совокупность мотивационно-личностных свойств, согласующихся с индивидуальными (природными) особенностями субъекта, оптимально воплощаемыми в приемах и результатах деятельности» (Н.С. Копеина).

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме самоорганизации позволяет сделать вывод о наличии различных подходов к её изучению: деятельностного, рассматривающего самоорганизацию с позиций категориального аппарата деятельности (В.Н. Донцов, Н.В. Кузьмина, В.А.Якунин), личностного, согласно которому данное понятие является личностным образованием (М.И. Дьяченко, Н.С. Копеина, Л.Н. Засорина) и личностно-деятельностного, позволяющего определять самоорганизацию как качество личности, "призванное формировать себя как субъекта деятельности" (К.А. Абульханова-Славская).

Анализ понятия "самоорганизация" в разных источниках позволяет установить, что различные подходы к определению сущности изучаемого понятия зависят от её объекта, то есть в одном случае самоорганизация понимается как умение и комплекс умений, входящих в структуру деятельности, в другом - как свойство или комплекс личностных свойств.

Самоорганизация не сводится к распространенным представлениям о ней как об умениях самоконтроля и саморегуляции, появляющихся в результате внешних образовательных воздействий. При организации деятельности педагога, направленной на создание организационно-педагогических условий в образовательном процессе происходит развитие самоорганизации учащихся, опирающееся на внутренние возможности ученика.

На протяжении развития дополнительного образования детей, доказано, что в его сфере возможно создание оптимальных условий и возможностей для каждого ребенка, в которых он мог бы при постоянном стимулировании творческой активности, максимально обнаружить и развить личностные склонности, способности, задатки, разрешить нравственные конфликты, осознать собственное отношение к себе, к миру в контексте своего личного жизненного пути.

Мы придаем особое значение дополнительному образованию, так как деятельность в учебных группах, детских творческих объединениях по интересам позволяет ребенку найти себя, развить в себе неизвестные ранее способности и, что самое главное, прививает желание самосовершенствоваться.

Самоорганизация - это сложное качество, которое проявляется в свободе от внешних влияний и принуждений, это способность подчинять свое поведение собственным взглядам, это готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь. Говоря о формировании у детей самоорганизации, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи.

Первая из них заключается в том, чтобы развить у детей самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания и в учении, и в практической деятельности.

Саморганизация детей в пространстве дополнительного образования детей - процесс образования и развития малых неформальных групп, объединений, организаций, социумов с целью реализации основных образовательных, социокультурных, гражданских, культурно-досуговых потребностей детей.

Характеризуя современное дополнительное образование детей, видим, что это гибкая, динамичная, многоуровневая система, основанная на индивидуальном подходе к воспитаннику, открытая для социально-педагогического партнёрства. Сфера дополнительного образования детей, в силу своей личностной персонифицированной ориентированности на каждого ребенка, направленностью на индивидуальные образовательные траектории, может успешно решать задачу подготовки поколений для жизни в информационном обществе.

Каждый ребенок, став участником образовательной деятельности в детском объединении дополнительного образования детей, может сохранить положение ученика как потребителя услуги, но у него есть все основания стать субъектом: образования (содержания и процесса); индивидуальных достижений и результатов (образованности); совокупных результатов и достижений; контроля и оценки как самоконтроля и самооценки; системы внутреннего оценочного исследования качества программ, условий, деятельности педагогов и учреждения.

Задачей педагога дополнительного образования является организация образовательного процесса, позволяющего ребенку, подростку заявить о себе, проявить себя в своей неповторимости, творческой индивидуальности.

Нужны педагогическая поддержка самоорганизации детей, т.е. такая организация обучения, воспитания и развития, которая полностью основывается на обращении к внутренним силам и способностям ребёнка (подростка) и его САМОпроцессам, проявляемым в действии: САМОпознание, САМОнаблюдение, САМОоценка, САМОлюбие, САМОразвитие, САМОкритика, САМОкоррекция, САМОпрогноз, САМОорганизация, САМОуправление, и другие.

Дополнительное образование детей, это компетентностное образование, которое может выступить действительным приоритетом инновационного развития общества только в случае, если личностные ориентации воспитанников направлены на сознательный выбор продуктивных стратегий жизненного пути, осуществляемый в самообразовательной деятельности, взаимодействии и общении, что предполагает достаточно высокий, т.е. собственно компетентностный уровень самоорганизации личности.

Мы считаем, что перейти к полноценному осуществлению субъект-субъектной модели дополнительного образования детей можно лишь на основе современного, синергетического миропонимания. Учение о самоорганизации, ставшее достоянием общенаучной методологии, распространяясь и на педагогику дополнительного образования детей, дает новую трактовку процессам личностного развития, позволяя рассматривать ребенка как активного деятеля собственного развития, воспитания и обучения. Педагогика не может оставаться более технологией воздействия на «человеческий материал» с целью получения результата, нужного государственной системе или производству. Личность сама в определенной степени является «заказчиком» своего будущего состояния, она является субъектом собственного образования. Именно такой подход, отвечающий современным представлениям о гуманизме, является на сегодняшний день наиболее перспективным в сфере дополнительного образования детей.

Просмотров работы: 2452