ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Хохлова О.Д. 1
1МГУ им. Н.П. Огарёва
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран. Развитие производства предприятий малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Под предпринимательством, или предпринимательской деятельностью понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли. Часто предпринимательскую деятельность называют бизнесом.

Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют возможность проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития.

Этот процесс требует больших затрат, поиска новых творческих идей их воплощения в новом предприятии и получения конкретного результата в виде товара, продукта, услуги, технологии, приносящих предпринимательский доход.

Для наглядности, проанализируем несколько показателей развития малого предпринимательства в ПФО за период 2013-2016 гг. (таблица 1)

Т а б л и ц а 1 - Число малых предприятий ПФО, единиц

Наименование территории

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Приволжский федеральный округ,

в том числе:

336152

358532

374237

368803

Республика Башкортостан

32445

38899

40834

41603

Республика Марий Эл

6996

7603

8706

9504

Республика Мордовия

6258

7146

6794

7103

Республика Татарстан

45930

47900

49617

48804

Удмуртская Республика

20006

196 27

20268

21602

Чувашская Республика

14185

13975

14589

15805

Пермский край

36440

34227

35344

35506

Кировская область

17748

19928

22070

23601

Нижегородская область

41274

38350

38604

35802

Оренбургская область

17249

18064

18892

19301

Пензенская область

12733

17301

17475

16203

Самарская область

47760

52004

53271

46905

Саратовская область

23396

27691

30670

30906

Ульяновская область

13732

15817

17103

16054

Число малых предприятий в ПФО в 2016 г. относительно 2013 г. выросло на 10 %. Наибольший рост за этот период отмечается в таких регионах как Республика Марий Эл, Кировская область, Саратовская область. Наименьшие темпы роста отмечены в Республике Татарстан и Удмуртия. Снижение показателя за исследуемый период можно проследить в Пермском крае, Нижегородской и Самарской областях. В целом за последние два года по ПФО количество субъектов малого бизнеса сократилось на 25 % [5].

Далее рассмотрим динамику среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников малых организаций в регионах ПФО за 2012–2016 гг. (таблица 2) [5].

Как видно из таблицы 2, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников малых предприятий почти всех регионах ПФО увеличивается в исследуемом периоде. Лидером по уровню заработной платы на 2016 года является Пензенская область. На втором месте - Республика Марий Эл, на третьем – Кировская область.

Таблица 2 – Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников малых предприятий ПФО, рублей

Наименование территории

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Республика Башкортостан

20265

22377

18322

19740

20645

Республика Марий Эл

16023

18360

15596

16328

18352

Республика Мордовия

15187

18101

14703

15004

17508

Республика Татарстан

23234

26035

25003

23943

21882

Удмуртская Республика

18241

21053

16431

16277

19112

Чувашская Республика

17187

19388

16294

17488

18449

Пермский край

21821

24716

17735

18571

21388

Кировская область

16932

19291

17218

17725

19028

Нижегородская область

20959

23573

15099

16118

17119

Оренбургская область

19271

21593

16106

16388

17777

Пензенская область

19126

20645

19242

20354

24059

Самарская область

20800

23470

16383

17036

18518

Саратовская область

18803

20668

14371

14667

16325

Ульяновская область

17107

19187

16438

16730

18336

Основными проблемами, тормозящими развитие малого предпринимательства в республике Мордовия, являются [4]:

  1. слабо ориентированную нормативно-правовую базу;

  2. недостаточное ресурсное обеспечение субъектов малого предпринимательства. Это касается не только финансовых ресурсов, но и информационных, имущественных. Данная проблема включает:

- отсутствие доступа к стартовому капиталу для начала собственного дела;

- отсутствие средств для реализации перспективных инвестиционных проектов;

- недостаточно развитый институт государственной гарантийной поддержки субъектов малого предпринимательства. – неразвитая система информационной поддержки малого предпринимательства;

  1. наличие на практике административных барьеров во взаимоотношениях власти и бизнеса на всех уровнях, что определенным образом сдерживает развитие малого предпринимательства.

  2. отсутствие квалифицированных кадров;

  3. низкий уровень развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Ввиду острой необходимости развития малого предпринимательства в стране и регионах как основного двигателя экономики и повышения конкуренции, государство и региональные органы власти разрабатывает различные программы, направленные на поддержку предпринимательства. Основными целями государственной политики в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации являются [1]:

1) развитие субъектов малого предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства;

3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства;

4) оказание содействия субъектам малого предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

5) увеличение количества субъектов малого предпринимательства;

6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

7) увеличение доли производимых субъектами малого предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

8) увеличение доли уплаченных субъектами малого предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Как показывает мировой и отечественный опыт, одним из наиболее эффективных методов государственной поддержки малого предпринимательства является программно-целевой метод. Одно из направлений, которое необходимо развивать, – малое инновационное предпринимательство [2].

В Мордовии действует ряд предприятий, деятельность которых связана с инновациями. Среди них:

- ООО «СОФТРИД» (разработка прикладного программного обеспечения различной направленности, веб-приложений; консалтинг в области разработки программных систем; производство «коробочных» программных продуктов; производство программных продуктов «на заказ»; интеграция программного обеспечения интеллектуальных систем);

- ООО «НОВИСОФТ» (автомобильные, туристические, портативные спутниковые навигаторы);

- ООО «Композитные Технологии» (предложение высоковольтного композитно-алюминиевого провода или «АК», что является новым продуктом для двукратного увеличения мощности существующих сетей передачи электроэнергии и сооружения новых линий передачи. Система внешних композитных систем шпунтовых свай Water Pro TM);

- ООО «НПЦ Манометр» (выпуск приборов для измерения малых давлений, тягонапоромеров и технических манометров класса точности 1.0, 1.5 и 2.5);

- ООО «Информационные технологии в строительстве Саранска» (проек­тирование, реализация и сопровождение в строительстве технологии «Умный дом» и систем, интегрирующих радиосенсорные и компьютерные технологии для обеспечения сохранности оборудования, инструментов и материалов);

- ГОУ ВПО Научно-исследовательский сектор Мордовского госуниверситета (разработка и производство ионизаторов воздуха-люстр Чижевского, ряда ионизаторов воздуха под общим названием «Аэроион-25», ионизаторов воздуха «Пальма» с вращающимся излучателем (ионизирущим электродом));

- ООО «Феникс-пласт» (производство пластмасс и синтетических смол в первичных формах);

- ООО «Новые Композитные Материалы» (изготовление стеклокомпозита методом пултрузии, используя при этом стекловолокна, пропитанные термоактивными смолами);

- ЗАО «ТРАНСВЕТ» (разработка, производство, реализация светильников для горэлектротранспорта и ж/д транспорта) и др. Для развития малого бизнеса в Мордовии необходимо также совершенствовать систему поддержки малого предпринимательства на местном уровне. Конкретными мерами по развитию малого бизнеса на местном уровне и созданию благоприятного предпринимательского климата могут являться:

- проведение единой политики по развитию и поддержке малого пред­принимательства на всей территории муниципального образования;

- организация фонда нежилых помещений в муниципальных образованиях для размещения субъектов малого предпринимательства;

- предоставление рассрочки оплаты права аренды нежилого помещения для субъектов малого предпринимательства (например, на условиях: срок не более двух месяцев с единовременной оплатой первого взноса в размере 50% установленной суммы);

- оказание информационно-консультационных услуг, включая упрощение процедуры регистрации и получения адреса местонахождения;

- создание системы предоставления малым предприятиям услуг централизованного бухучета и аудита на льготных условиях;

- продвижение товаров, работ, услуг местных предприятий;

- помощь в установлении деловых контактов, внешнеэкономических связей;

- формирование сети институтов финансирования, кредитования, страхования;

- открытие торговых домов, ярмарок, бирж и иных структур, обеспечивающих взаимодействие разработчиков, производителей и потребителей новой продукции и технологий.

Одной из актуальных проблем в развитии малого и среднего бизнеса является проблема неналоговых платежей, взимаемых многочисленными органами власти, контролирующими и надзорными органами, муниципальными и государственными предприятиями и учреждениями, в частности, при обращении предпринимателей за получением разрешений и справок, необходимость получения которых установлена нормативными актами. Примерами таких услуг могут служить многочисленные платежи при выделении земельных участков, получении разрешений на торговлю и строительство, присвоение статистических кодов и т.д [3].

Особую проблему в создании эффективно действующего механизма поддержки малого и среднего бизнеса представляет его комплексность. Важным для бизнеса является получение всех необходимых консультаций и услуг в режиме «одного окна». Во многом решению этой проблемы способствовало внедрение на региональном и муниципальном уровне проекта «МФЦ для бизнеса».

В целях повышения доступности получения государственных и муниципальных услуг для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей необходимо разработать концепцию организации деятельности МФЦ, ориентированную на взаимодействие с представителями бизнес-сообщества.

Комплексный подход к оказанию услуг в сфере предпринимательства должен включать в себя не только предоставление государственных и муниципальных, но и сопутствующих услуг. Так, в окнах МФЦ может быть организовано предоставление таких услуг как:

- оказание консультационной поддержки (в части создания бизнеса - регистрация, системы налогообложения, ОКВЭД, лицензирование, памятка по проверкам контролирующих органов);

- организация возможности комплексного получения услуг в рамках жизненной ситуации «Открытие своего дела»;

- оказание юридических услуг (консультирование по вопросам правового характера, составление проектов правоустанавливающих документов (уставы, протоколы, решения, заявления);

- составление бизнес-планов и технико-экономических обоснований;

- предоставление услуг коммерческих банков в части оформления заявок на заключение кредитных договоров, открытие расчетного счета, платежные переводы, кредиты.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, что в Мордовии сформирован большой потенциал развития малого предпринимательства, создана система мер поддержки малого бизнеса. Важную роль играет развитие малого инновационного предпринимательства, поэтому важно закладывать основы эффективной структуры экономики с наличием высокотехнологичных наукоемких отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке. Необходимо продолжать проведение последовательной политики по поддержке малого бизнеса, основанной на потребностях предпринимательского сектора и целях государства и региона в данной области.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Глинский В. В. О государственном регулировании малого предпринимательства в России / В. В. Глинский, Л. К. Серга // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2016. – № 19. – С. 2 – 8.

  2. Зубова Л. Г. Малое инновационное предпринимательство в ведущих российских университетах: состояние и факторы различия / Л. Г.Зубова, О. Н. Андреева, О. А. Антропова // Инновации. – 2013. – № 6. – С. 54–63.

  3. Кузнецова А. Ю. Проблемы развития и основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия / А. Ю. Кузнецова, Н. В. Девятаева // Молодой ученый. – 2012. – № 5. – С. 175 – 177.

  4. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в Мордовии – Интервью с председателем ГКУ «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия» Александром Салмовым от 19.04.2013 г. // ИА «Бизнес Мордовии». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bm.binkrm.ru/index.php/faces/6911-19.

  5. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия [Электронный ресурс] : официальный сайт. – Режим доступа: http://mrd.gks.ru/

Просмотров работы: 87