РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Якунин В.В. 1
1ФГБОУ ВО "НИ МГУ им. Н.П. Огарёва"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) является неотъемлемой частью такого более широкого понятия, как уровень развития мировой экономики. Именно от объемов экспорта и импорта товаров и услуг каждого региона зависит то, насколько развиты экономические отношения между странами и субъектами разных уровней.

Термин ВЭД в Российской Федерации закреплен законодательно. Федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» определяет категорию «внешнеэкономическая деятельность» как «предпринимательскую деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них» [1].

В научной литературе очень популярно определение профессора Л. Б. Вардомского: «Внешнеэкономическая деятельность – это определенная совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и коммерческих функций экспортоориентированных предприятий и организаций с учетом выбранной внешнеэкономической стратегии, способов, форм и методов работы на рынке иностранного сотрудничества» [2].

Внешнеэкономическая деятельность любого развитого государства определяется как часть внешней политики страны. В этой связи ВЭД, так или иначе, подвергается регулированию со стороны органов власти. Многообразие мер государственного регулирования внешней торговли в научной литературе дифференцируют на два больших блока в зависимости от определенных факторов. Общая классификация мер представлена на рисунке 1.

Важным способом государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является государственное стимулирование и поддержка внешней торговли. В этой связи выделяют несколько основных способов [3]:

1) Государственная финансовая поддержка осуществляется на возвратной и платной основе. Ее осуществление предполагает существование отдельной строки бюджета Российской Федерации. Средства предоставляются, в основном, в форме кредитов для защиты от политических и коммерческих рисков, поддержки эффективных инвестиционных проектов, а также для предоставления льготного кредитования.

2) Налоговое регулирование предполагает, прежде всего, отсрочку платежа по налогу на прибыль. С этой помощью у предприятий высвобождаются денежные средства для увеличения финансового оборота.

3) Меры таможенно-тарифного регулирования подразумевают под собой более упрощенную процедуру таможенного контроля для отдельных видов предприятий, а также отсрочку уплаты пошлин.

 

Направленность действия на экономические процессы

     

Характер воздействия на экономические процессы

 
         
                     

Протекционизм

 

Либерализация

 

Административные методы

 

Экономические методы

     
                     

Защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции

 

Снятие, снижение ограничений по внешней торговле

 

Квоты, лицензии, эмбарго и т.д.

 

Таможенные пошлины, акцизы, сборы и т.п.

     
     
     
     

Рис. 1. Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ

4) Специальные меры поддержки включают в себя разного рода информационную, маркетинговую, техническую и т. п. помощь экспортерам продукции.

Наконец, среди мер общеэкономического характера большое значение имеют наведение порядка в ценообразовании продукции, а также услуги естественной монополии. Кроме того, в эту группу мер поддержки включают политику установления курса рубля к иностранным валютам и т.п.

От теоретической части перейдем к анализу современного состояния внешнеэкономической деятельности Республики Мордовия для дальнейшего выявления направлений развития этого сектора экономики. И, прежде всего, важно сказать, что ВЭД для субъекта РФ является очень важной областью социально-экономического развития, так как она способствует удовлетворению немалой части потребностей региона.

В таблице 1 [4] достаточно подробно представлена структура всего внешнеторгового оборота за последние 5 лет. Отметим, что внешнеторговый оборот республики за 2016 год составил 287,6 млн. долл. США (121,0 % к 2015 году), в том числе: экспорт – 158,4 млн. долл. США (139,7 %), импорт – 129,2 млн. долл. США (104,0 %). Положительное сальдо – 29,2 млн. долл. США.

Таблица 1 – Внешнеторговый оборот Республики Мордовия

Показатель

2012

2013

2014

2015

2016

Внешнеторговый оборот, млн. долл. США

425,2

299,3

228,3

237,6

287,6

Экспорт, млн. долл. США

146,5

136,0

114,2

113,4

158,4

Импорт, млн. долл. США

278,7

163,3

114,1

124,4

129,2

Как видно из таблицы, период 2012 – 2014 годов сопровождался стремительным спадом объемов внешней торговли. Тем не менее, 2015 год вновь показывает неплохие результаты. И если в долларовом выражении это не так заметно, то в переводе указанных сумм на рубли станет ясно, что объем внешнеторгового оборота за 2015 год превышает значение 2012 года.

В 2016 г. на экспорт больше всего республика отправляла подвижной состав и его части, древесину и изделия из нее, кремний легированный, алюминий и изделия из него, черные металлы, продукты переработки овощей и фруктов, электрические машины и оборудование.

Основным партнером Мордовии по экспорту среди стран СНГ стал Казахстан (16,9% от общего объема экспорта и 42,3% экспорта в страны СНГ), который получал из республики электрические машины и оборудование, каучук, резина и изделия из них, стекло и изделия из него.

Что касается экспорта из Республики Мордовия в страны дальнего зарубежья, то здесь лидирует Куба (15,1% общего объема экспорта и 25,1 экспорта в страны дальнего зарубежья), куда республика поставляет подвижной состав и его части.

Ведущие экспортеры Мордовии (по итогам 2016 г.) – АО «Рузхиммаш», ЗАО «Плайтерра», ООО «Хелиос-Ресурс», ООО ТД «ВЦМ», ООО «Мордовская заготовительная компания», ООО «Карпай», ООО «Мордоввторсырье», ОАО «Ламзурь», ГУП РМ «Лисма», ООО «Ромодановосахар».

В 2016 году больше всего республика импортировала электрические машины и оборудование, продукты неорганической химии, готовые корма для животных, пластмассы и изделия из них.

Первое место по объему поставляемой продукции в 2016 г. занял Китай (удельный вес в общем объеме импорта составил 51 %). Импортируемая продукция – электрические машины и оборудование.

Среди стран ближнего зарубежья основным торговым партнером республики по импорту была Республика Беларусь (39,3% от объема импорта из стран ближнего зарубежья), которая поставляет в Мордовию пищевые продукты животного происхождения.

По итогам 2016 г. заметный вклад в импортирование своей продукции за рубеж внесли предприятия Мордовии: ООО «Хелиос-Ресурс», АО «Рузхиммаш», ЗАО «Плайтерра», ГУП РМ «Лисма», ОАО «Агрофирма «Октябрьская», ООО «Еврошоп Руссланд», ОАО «Биохимик», ООО «Карпай».

Таким образом, текущее состояние ВЭД Республики Мордовия, не смотря на серьезный спад, находится на неплохом уровне. Важно отметить, что этих результатов регион не смог бы достичь без должного государственного регулирования внешней торговли.

Так, на нормативном уровне внешнеэкономическая деятельность, по большей степени, регулируется федеральным законодательством, однако некоторые положения закреплены в следующих нормативных актах:

– Конституция Республики Мордовия;

– Закон РМ от 12 ноября 2001 года № 42-З «О Правительстве РМ»;

– Стратегия социально-экономического развития РМ до 2025 года;

– Республиканская целевая программа «Развитие РМ на 2013-2019 гг».

Организационный механизм госрегулирования ВЭД в Республике Мордовия, прежде всего, представлен Министерством экономики, торговли и предпринимательства. В частности, в нем функционирует отдел межрегионального и международного сотрудничества.

Кроме того, предпринимательство республики поддерживается следующими организациями:

– Союз «Торгово-промышленная палата Республики Мордовия»;

– ООО «Корпорация развития Республики Мордовия»;

– АУ «Агентство инновационного развития РМ».

Отдельные вопросы в сфере ВЭД регулирует Консультационный совет по работе с участниками внешнеэкономической деятельности, который функционирует при Мордовском посте таможни.

Тем не менее, республике еще есть куда стремиться в аспекте развития внешней торговли, в том числе ее регулирования. В этой связи, органы власти могут выбрать один из трех стандартных подходов.

В первую очередь, это инерционный, или консервативный, сценарий. Его суть заключается в сохранении сложившихся трендов и внешних условий. Его реализация не предполагает коренных изменений в долгосрочном периоде при умеренных темпах роста экономики страны в целом. В этой связи может наблюдать ухудшение существующей ситуации в экономике, уменьшение спроса на продукцию, а также это может затронуть геополитическую обстановку, которая в настоящее время не самая лучшая.

Второй тип – это инновационный сценарий развития. Он характеризуется усилением инвестиционной направленности и предполагает превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста как в регионе, так и в государстве в целом. Сценарий опирается на создание современного конкурентоспособного сектора высокотехнологичного производства, а также модернизацию уже существующих секторов экономики. Темпы роста могут быть значительно выше, чем в первом варианте.

Целевой сценарий – третий тип развития экономики региона. Он предполагает активную политику региона, направленную на снижение негативных последствий геополитической обстановки в государстве в целом, а также создание условий для устойчивого долгосрочного роста. Целевой сценарий характеризует развитие экономики в условиях повышения доверия частного бизнеса, применения доверительных мер стимулирования, которые связаны с расходом бюджета на развитие инфраструктуры, а также поддержанию кредитования наиболее уязвимых секторов экономики, увеличению финансирования развития человеческого капитала. Темпы роста при таком сценарии несколько ниже инновационного пути, однако они вполне соответствуют уровню мировой экономики.

Также целевой сценарий отражает именно те интересы региональной экономики, которые доминируют в настоящее время, поэтому он более реален в осуществлении, чем инновационный путь развития.

Исходя из всего вышесказанного, следует отметить, что реализованное должным образом государственное регулирование внешнеэкономической деятельности Республики Мордовия в аспекте правильного выбора стратегии дальнейшего развития позволит субъекту не только сохранить уже существующие результаты внешней торговли, но и перейти на более высокий уровень, который будет сопровождаться расширением рынков сбыта и поставляемой на них продукции.

Список литературы

  1. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации от 8.12.2003 № 164-ФЗ. – Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»

  2. Вардомский Л. Б. Внешнеэкономическая деятельность регионов России : учебное пособие / Л. Б. Вардомский, Е. Е. Скатерщикова. – М. : КноРус, 2010. – 448 с.

  3. Денисов С. А. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности / С. А. Денисов. – СПб. : Троицкий мост, 2013. – 220 с.

  4. Регионы России. Социально-экономические показатели [Электронный ресурс] : Официальный сатй Федеральной службы государственной статистики. – Режим доступа : http://www.gks.ru. – Загл. с экрана

Просмотров работы: 69