ПРОЯВЛЕНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУППАХ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОЯВЛЕНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУППАХ

Перемышлина Е.С. 1
1Самарский Национальный Исследовательский Университет им. С.П. Королёва
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время получение стресса является проблемой большинства людей, как в России, так и во всём мире. Человека везде подстерегают угрозы стресса: на учебе, на работе, в социальных взаимоотношениях, взаимодействиях. Одной из таких опасностей является синдром эмоционального выгорания или СЭВ. СЭВ – это определенная реакция организма, возникающая при длительном воздействии профессиональных стрессов. В 2005 году на Европейской конференции ВОЗ было определено, что стресс, полученный человеком на работе - это очень значимая проблема для одной трети трудоспособных стран Европейского союза, а стоимость решения проблем с психическим здоровьем в связи с профессиональными стрессами составляет 3-4% валового национального дохода. Исходя из этих данных, отчетливо видны масштабы проблемы развития СЭВ.

СЭВ - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в эмоциональном, умственном истощении, апатии к происходящему, физическом утомлении, личной отстраненности и снижения удовлетворенности исполнением работы, «опустошении» человека в физическом и в эмоциональном плане. В литературе в качестве синонима синдрома эмоционального выгорания, используют термин "синдром психического выгорания", также его могут называть «синдромом профессионального выгорания», что и позволяет рассматривать это явление как последствие деформации личности под влиянием профессиональных переживаний.

Проявление СЭВ распространено в разных профессиональных группах. Среди профессий, в которых СЭВ встречается наиболее часто (это от трети до 100% работников – на разных стадиях СЭВ), следует отметить представительный социономических профессий (по классификации Е.А. Климова -профессии "Человек-Человек") - врачей, учителей, спасателей, психологов, работников правоохранительных органов, социальных работников. Отметим, что СЭВ распространен в совершенно разных профессиях, представители которой обладают различными обязанностями (спасатели, социальные работники). Конечно, они отчасти похожи, но скорее в метафорическом смысле.

Абсолютное большинство врачей психиатров, психотерапевтов, наркологов имеют признаки СЭВ различной степени выраженности; 7,8% - резко выраженный синдром, ведущий к нарушениям психики. Среди психологов и психотерапевтов признаки СЭВ различной степени выраженности выявляются в 73% случаев; в 5% определяется выраженная фаза истощения (последняя фаза СЭВ), которая проявляется эмоциональным истощением, «опустошением». Масштабы данной проблемы огромны, потому что эмоциональному выгоранию могут быть подвержены не только вышеперечисленные профессии. На эмоциональную деформацию влияют следующие факторы: личностный фактор (показатель склонности личности к сильным эмоциональным реагированиям и переживаниям, и как следствие, к формированию отстраненности от переживаний (сопротивлению)) ролевой фактор (формируется распределением на работе ролей, системы ответственности), организационный фактор (относится к системе организации труда в коллективе). [6]

Эмоциональное выгорание медицинских работников – это закономерное явление. Ведь работа в медицине предусматривает и тесное общение с контингентом, требующим повышенного внимания и заботы, и соответственно большие эмоциональные усилия, прикладываемые для этого. Особенно это касается специфических категорий больных: онкобольных, людей с ограниченными возможностями, носителей СПИД, пациентов ожоговых и травматических центров, психически больных людей. Ведь уход за ними, общение требует невероятных эмоциональных (а иногда и физических) усилий, что представляет особую сложность. Профессии медработников, где уровень выгорания довольно высок – это медицинские сестры, врачи, психиатры и психотерапевты, сотрудники «тяжелых» отделений.

В 2016 году Кафедрой социологии социальной сферы и демографии Самарского Университета совместно с общественной организацией "Самарский областной профессиональный союз работников социальной защиты населения" и психологами Центров Социального обслуживания г. Самары был разработан исследовательский проект "Профилактика синдрома эмоционального выгорания у специалистов учреждений социального обслуживания населения Самарской области". Участниками проекта стали 9 районов Самары, 6 областных городов и 8 муниципальных районов. В выборку проведенного исследования вошли 250 специалистов социального обслуживания. [2] По результатам исследования этого явления у специалистов срочных услуг ЦСО г. Самары по диагностике Бойко выяснилось, что почти 100% работников находятся на какой-либо стадии СЭВ. На первой стадии СЭВ "нервное (тревожное) напряжение" находится каждый четвертый специалист Центров социального обслуживания (ЦСО), при этом почти у 1/5 специалистов данная фаза находится на этапе формирования, а у каждого десятого уже сформирована. На второй фазе резистенции (сопротивления), где человек пытается оградить себя от неприятных впечатлений, находятся семь из десяти специалистов срочных услуг ЦСО Самарской области, у каждого пятого фаза уже сформирована, а более чем у трети находится на этапе формирования. Возможно эта фаза имеет такое колоссальное распространение, потому что каждый социальный работник пытается по возможности отгородить себя от негативных эмоций и переживаний, получаемых на работе. Специалисты стремятся избежать стресса, который может случиться в результате повышенной включенности в происходящее, в каждую ситуацию. Это повлечет за собой большие негативные последствия для организма, личности, и окружающих людей, не только для клиентов, но и для своей семьи, друзей, самых близких и родных людей. В последней фазе "истощение" находится почти четверть специалистов ЦСО. У каждого десятого она уже сформирована, более чем у 15% находится на стадии формирования. Можно предположить, что эти люди уже встречались с проблемами физиологического и эмоционального характера, со значительным ухудшением общего состояния организма и снижением работоспособности в своей профессиональной деятельности [3, 4]

Синдром эмоционального выгорания у педагогов так же распространен, как и среди медицинских работников. Ситуация, в которой он развивается, несколько иная, хотя рождена той же необходимостью постоянного нервного напряжения в профессиональной деятельности. Ведь учитель, как заведено с давних времен, должен быть образцом, достойным подражания, воспитателем. Педагог обязан растить, воспитывать нравственно и умственно здоровое поколение, а также поддерживать свой идеальный образ среди учеников и коллег, всё это трудно поддерживать учителям всю свою жизнь. Эмоциональному выгоранию способствует и изначально завышенные требования к работникам, и маленький уровень заработной платы учителей, ведь труд педагога должен оплачиваться очень достойно, чего не наблюдается. Также «подливают масла в огонь» не всегда ясные и рациональные установки руководства, иногда – очень далекие от хороших отношения между коллегами и руководителями. Многие учителя отмечают, что те, кто дает приказания свыше, далеки от видения реальной ситуации. Это в свою очередь всегда вызывает сложности и проблемы, следовательно, признаки, симптомы эмоционального выгорания, что отражается и в работе с детьми, и в отношениях в семье и на работе в целом. [6] М. Джефферсон отмечает, что полностью искоренить проблему развития СЭВ у педагогов нереально. Однако процент людей, подверженных ему, может быть снижен за счет обучения мерам профилактики на педагогической практике на последнем курсе университета. Также он говорит о том, что нужно развивать у будущих учителей навыки работы с учениками, обучать их управлению своим поведением в реальной рабочей обстановке. Джефферсон считает, что снижение количества учителей, страдающих синдромом эмоционального выгорания, приведет к сокращению расходов учебного заведения, связанных с заменой персонала, также как и к сохранению основной массы работающих специалистов. [7]

Приведенные данные заставляют убедиться, что СЭВ представляет собой очень масштабную проблему в современном мире, ему подвергаются всё большее количество работников различных профессиональных групп. Бабанов С. А. выделяет три типа работников, которым в первую очередь угрожает синдром выгорания. Первый тип - педантичный, характеризуется добросовестностью, излишней аккуратностью, стремлением добиться образцового порядка. Второй тип - демонстративный – тип, стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Третий тип работников - эмоциональный, включающий впечатлительных и чувствительных людей. [1] Таким людям следует заранее, поступая на работу с людьми, знать о таком явлении как СЭВ, ведь «предупрежден, значит, вооружен», быть стойким и готовым не поддаваться этому синдрому. Следует уделить большее внимание этой проблеме, ведь обостряющиеся признаки СЭВ приводят к ухудшению и личного состояния работников, и их отношений, как с коллегами, так и с семьей, друзьями. А всё это имеет глобальные последствия для личности и всего её окружения.

Библиографический список

1. Бабанов С.А. «Синдром эмоционального выгорания» // Врач скорой помощи 2012. № 10. С. 59-65.

2. Профилактика синдрома эмоционального выгорания у специалистов учреждений социального обслуживания населения Самарской области: материалы и доклады региональной научно-практической конференции. – Самара. 24 июня 2016 г.

3. Логинова И.А. «Особенности работы с синдромом эмоционального выгорания у специалистов срочных социальных услуг».

4. Перемышлина Е.С., Логинова И.А. «Синдром эмоционального выгорания у специалистов центров социального обслуживания г. Самары»

5. Сидоров Павел «Синдром эмоционального выгорания» [Электронный ресурс] http://health.mpei.ac.ru/sindrom.htm

6. ProSindrom. Синдром профессионального выгорания [Электронный ресурс] http://prosindrom.com/psychopathological/sindrom-professionalnogo-vygoraniya.html

7. М. Джефферсон «К вопросу о синдроме эмоционального выгорания учителей»

Просмотров работы: 149