ТОВАРОВЕДНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ «КРИСТАЛЛ» ГОРОДА МУРОМА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ТОВАРОВЕДНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ «КРИСТАЛЛ» ГОРОДА МУРОМА

Кононова Н.Е. 1
1ГБПОУ ВО Муромский промышленно гуманитарный колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Ювелирное искусство - один из древнейших и широко распространенных видов декоративно - прикладного искусства. В нем находит воплощение присущее человеку стремление к красоте. Для ювелирного искусства характерно тонкое понимание особенностей материала, умелое выявление его декоративных свойств и высокое мастерство художественного исполнения. Мастера-ювелиры стремятся к тому, чтобы ожил камень, заиграл металл, засверкало стекло.

По указу Петра 1 в январе 1725 года в Петергофе была создана первая в России гранильная фабрика. В 1726 году в Екатеринбурге была построена шлифовальная фабрика, которая изготовляла ценные камнерезные изделия. В 1787 г был построен Калевано-Воскресенский шлифовальный завод, а несколько позже вблизи Екатеринбурга - мраморный завод. На этих заводах перерабатывались местные декоративные яшма и мрамор.[5 c.45]

Целью данной работы является провести экспертизу качества ювелирных товаров и изучить весь ассортимент ювелирных изделий и сделать их анализ, реализуемых в торговой сети «Кристалл».

Задачи:

  • узнать ассортимент и классификацию ювелирных изделий;

  • изучить материалы для производства ювелирных товаров и факторы, их формирующие;

  • узнать какие требования к качеству нужны для ювелирных товаров;

  • как упаковывают ювелирные товары;

  • провести экспертизу качества ювелирных изделий реализуемых в торговом предприятии.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что спрос на качественные ювелирные изделия постоянно растет, ювелирные изделия являются товаром сложного ассортимента, и отличаются большим разнообразием. [5 c.45]

Глава 1. Товароведная характеристика и анализ показателей ассортимента

1.1 Материалы для производства ювелирных товаров и факторы, их формирующие

Главными факторами, формирующими потребительские свойства ювелирных товаров, являются материалы и способы производства. Материалами для производства ювелирных изделий служат металлы и их сплавы, ювелирные камни, декоративные и поделочные материалы. [6 c.49]

К основным драгоценным металлам относят золото, серебро и платину. Драгоценные металлы имеют красивый внешний вид, высокую устойчивость к химическим и атмосферным воздействиям, отличаются мягкостью, тягучестью, пластичностью, способностью сплавляться с другими металлами, что обусловливает широкое применение их в ювелирном производстве. Как правило, в чистом виде драгоценные металлы для изготовления ювелирных изделий не применяют из-за их недостаточной твердости и износостойкости. Применяют сплавы с разным содержанием драгоценного металла, которое выражают пробой. В нашей стране действует метрическая система проб, указывающая содержание драгоценного металла в 1000 частей (по массе) сплава. [3 c.485]

Из цветных металлов и их сплавов в ювелирном производстве чаще используют сплавы меди - латунь, мельхиор, нейзильбер. Из черных металлов и их сплавов для производства ювелирных товаров используют стали. Ювелирные камни подразделяют на природные и искусственные. Природные камни могут быть минерального и органического происхождения.

1.2 Ассортимент и классификация ювелирных изделий

Ювелирные товары делят по назначению на следующие группы:

· Предметы личных украшений.

· Предметы туалета.

· Принадлежности для курения.

· Предметы для сервировки стола.

· Письменные принадлежности.

· Предметы для украшения интерьера.

· Принадлежности для часов.

· Сувениры.

Предметы туалета.

К группе предметов туалета относят пудреницы, зеркала, флаконы для духов, булавки для шляп, запонки, зажимы для галстуков и др.

Принадлежности для курения.

Портсигары, сигаретницы, порттабаки, пепельницы, спичечницы, мундштуки составляют группу принадлежностей для курения.

Предметы для сервировки стола.

К предметам для сервировки стола относят столовые и чайные приборы: ложки, вилки, ножи, рюмки, бокалы, стопки, графины для вина, чайники, кофейники, чашки с блюдцами, подстаканники. Предметы для сервировки стола, входящие в ассортимент ювелирных магазинов, изготавливают из серебра, мельхиора, нейзильбера и томпака с последующим серебрением или золочением, а также из нержавеющей стали, рога, кости, хрустального стекла и фарфора. [9 c.38]

Письменные принадлежности.

Письменные принадлежности, изготавливают из серебра, мельхиора, поделочных камней, папье-маше, кости и др. К таким принадлежностям относят чернильницы на подставке, пресс-папье, ножи для резки бумаги, стаканы для карандашей, настольные блокноты и бювары, письменные приборы с одной или двумя авторучками на каменной подставке. [47 c.85]

Предметы для украшения интерьера.

В ассортименте ювелирных магазинов значительное место занимают художественные изделия из камня, кости, рога, лаковые изделия из папье-маше. Они являются декоративными предметами, украшающими наш интерьер (вазы, скульптуры, ларцы, декоративные настенные украшения и др.).

Принадлежности для часов.

Изделия этой группы разделяют на две подгруппы: принадлежности для наручных часов (браслеты для часов и ремни) и принадлежности для карманных часов (бортовые цепочки, ремни и шатленки).

Сувениры.

Сувенир – это памятная вещь, связанная с воспоминаниями и сохраняемая на память. Сувениры изготавливают в честь больших событий: олимпиад, спартакиад, космических полетов т.д. Сувениры подразделяют на несколько групп: памятные детали; нагрудные значки; гербы; ключи; брелоки-сувениры и тд.

1.3 Требования к качеству ювелирных товаров

Качества ювелирных изделий из сплавов драгоценных металлов проводят внешним осмотром. При контроле проверяют правильность оформления этикеток и формы изделия, наличие на каждом изделии соответствующего сопроводительным документам клейма госинспекции пробирного надзора и именника предприятия-изготовителя и тд. Изделия осматривают невооруженным глазом на фоне листа белой бумаги при дневном свете или освещении лампы дневного света. Осмотр пробирного клейма, именника и вставок проводят с использованием 6х или 10х лупы. Оттиски клейма госинспекции пробирного надзора и именника изготовителя должны быть четкими. [43 c324]

Парные изделия (серьги, запонки) должны соответствовать друг другу по размерам, форме, виду огранки, цвету вставок. На поверхности изделий не должно быть вмятин, царапин, пятен, потертостей, ухудшающих внешний вид изделий. Эмалевые покрытия изделий должны быть гладкими, блестящими, без сколов и трещин. Вставки должны быть закреплены в оправе неподвижно. Возможность выпадения вставок должна быть исключена. Концы клапанов и корнеров должны быть плотно прижаты к поверхностям вставок. Контроль качества закрепки вставок производится визуально, встряхиванием и легким покачиванием вставки (со стороны площадки) закругленным деревянным стержнем. Поверхность вставок должна быть блестящей, полированной. Ребра граней вставки должны быть четко выражены. Все элементы огранки верха должны быть визуально симметричны элементам огранки низа и т.д. Работу замков и шарнирных соединений проверяют пятикратным опробованием их в действии. Массу изделий из сплавов драгоценных металлов определяют взвешиванием на технических весах. [37 c.546]

Требования к качеству ювелирных изделий подразделяют на группы:

— к материалам и к конструкции;

— к размерам;

— к отделке, массе изделий.

Качество ювелирных товаров должно соответствовать требованиям ГОСТ. Поверхность изделий должна быть чистой, ровной, защитно-декоративные покрытия — без подтеков, царапин, пятен, отслоений и посторонних включений.

В процессе проведения контроля качества контролер регистрирует значение того или иного показателя качества в проверяемом образце, а затем найденное значение сравнивает со значением, приведенным для этого же показателя в нормативных или нормативно-технических документах. [86 c.499]

1.4 Маркировка, упаковка и хранение ювелирных товаров

Государственное пробирное клеймо — специальный знак, чеканящийся на изделиях или накладывающийся немеханическим способом государственными инспекциями пробирного контроля. Он означает, что изделие проверено в государственной инспекции и имеет пробу не ниже указанной в клейме. Государственное пробирное клеймо состоит из знака удостоверения и знака пробы.

Проба — количество чистого драгоценного металла в сплаве. Как известно, существует несколько систем проб — золотниковая, лотовая, каратная и метрическая. Для России основной системой является метрическая.

Для ювелирных изделий в России установлены следующие пробы:

• для золотых: 375, 500, 585, 750, 958 и 999.-я;

• для серебряных: 800,830, 875, 925, 960 и 999-я;

• для платиновых: 850, 900 и 950-я;

• для палладия: 500, 850-я;

Инспекции пробирного надзора при клеймении ювелирных изделий пользуются государственными пробирными клеймами установленного образца. Пробирные клейма по своему назначению подразделяются на две группы: основные и дополнительные.

Основные пробирные клейма удостоверяют соответствие изделия требованиям пробирного надзора. Дополнительные клейма служат для клеймения легко отделяемых частей и разъемных, либо для клеймения украшений, не соответствующих заявленной пробе.

Основными клеймами являются следующие:

1. Клеймо в виде лопатки — для золотых изделий и изделий из платины.

2. Клеймо в виде фигуры с выпуклыми противоположными горизонтальными сторонами — для серебряных изделий.

3. Клеймо прямоугольной формы с усеченными углами — для клеймения платиновых изделий.

4. Клеймо усечено-овальной формы — для палладиевых изделий.

5. Клейма двусторонние, круглые — для золотых, серебряных, платиновых и палладиевых изделий и часов с подвешенными к ним пломбами.

На изделия из драгоценных металлов допускается нанесение дополнительного клейма предприятия-изготовителя, содержащего не более четырех знаков. На реставрированных изделиях из драгоценных металлов рядом со знаком - именником предприятия-изготовителя ставится буква «р.» (реставрация).

Допустимые отклонения от заявленных предприятием-изготовителем проб (при которых инспекция может производить клеймение ювелирных изделий) следующие:

• по золотым изделиям — не более ±5 пунктов пробы;

• по серебряным изделиям — не более ±15 пунктов пробы;

• по платиновым изделиям — не более ±10 пунктов пробы;

• по палладиевым изделиям — не более ±15 пунктов пробы;

• по сусальному золоту и сусальному серебру — не более ±5 пунктов пробы;

• по золотым зубным дискам — не более ±2 пунктов пробы.

Оттиск пробирного клейма, как правило, должен быть поставлен с правой стороны от именника изготовителя.

Именник представляет собой заключенное в рамку сочетание цифр и букв сокращенного названия предприятия и года выпуска изделия.

Все ювелирные украшения из драгоценных металлов, предъявляемые в инспекцию пробирного надзора, должны иметь оттиск именника предприятия-изготовителя изделий.

Рисунок 1 - Эскизы государственных пробирных клейм: 1 - для золотых; 2 - для серебряных; 3 - для платиновых; 4 - для палладиевых изделий.

Рисунок 2 - Схематическое изображение госуд. пробирного клейма для изделий из золотых сплавов 750-й пробы: шифр территориальной инспекции пробирного надзора; 2 - знак удостоверения; 3 - знак пробы.

Все ювелирные изделия обязательно должны иметь пробу. Основные виды проб: золотниковая, метрическая, каратная. Она указывает состав металла, а именно: процентное содержание чистого золота, серебра, платины, палладия и т.д. Таким образом, если на ярлыке имеются цифра 585, то золота в этом сплаве 58,4 % Цифра 750 означает 78%-ное содержание золота и т.д. В европейских ювелирных заводах принята другая классификация пробы, в каратах. [88 c.815]

Золотниковая проба применялась в России до 1927 г. и определялась числом золотников драгоценного металла в фунте сплава (золотник составлял 4,266 г золота, фунт равен 96 золотникам или 409,5 г).

Метрическая проба принята к использованию в 1922 г., но фактически начала применяться с 1927 г. Метрическая проба означает количество драгоценного металла в 1000 весовых единицах сплава и обозначается трехзначным числом. Так, золото 583-й метрической пробы означает, что в 1000 г имеется 583 г химически чистого золота, остальные 417 г — это лигатурные металлы.

На золотых импортных изделиях указаны каратные пробы и слово «gold». Если же на изделиях маркировка «gold-feld», то это означает, что изделие из определенного сплава с золотым напылением; при этом производитель указывает пробу золота и толщину напыления.

Так, золото 583-й метрической пробы означает, что в 1000 г имеется 583 г химически чистого золота, остальные 417 г — это лигатурные металлы.

Таблица 1- Соотношение метрической, золотниковой и каратной проб золота

Метрическая

Золотниковая

Каратная

375

36

9

583

56

14

750

72

18

958

92

23

1000

96

24

При покупке бриллиантов, у покупателя может возникнуть вопрос, что означают цифры и буквы, указанные на маленьком бумажном ярлычке изделия. Ярлык представляет собой бумажную бирку размером 30х40 мм, которая крепится к ювелирному изделию суровой нитью с пломбой. Ярлык должен содержать следующую информацию:

  • изготовитель

  • наименование ювелирного изделия

  • артикул

  • наименование драгоценного металла и проба

  • масса изделия

  • качественные характеристики бриллианта (ов)

  • их размер

Изделия из драгоценных металлов художественной работы, пустотелые, с эмалью и другие в случае невозможности наложения на них оттиска клейма клеймят на подпаянных пластинках из того же материала размером с клеймо. Клеймо не должно ухудшать товарный вид изделия. Образовавшиеся в процессе клеймения вмятины, царапины и другие дефекты должны быть исправлены предприятием-изготовителем без повреждения клейма. [64 c.95]

На этикетках к изделиям с драгоценными камнями указывают количество закрепленных вставок, их качественную характеристику и массу в каратах (см. раздел Драгоценные камни, настоящего издания). Этикетку пломбируют металлической или пластмассовой пломбой миниатюрного размера. [90 c.33]

Изделия, конструкция которых не позволяет прикрепить несъемную этикетку, маркируют без опломбирования этикеток. В этом случае массу и ее соответствие этикетке проверяют в магазине. При этом на изделие навешивают дополнительную этикетку магазина с подписью ответственного лица. [312 c.55]

На этикетках изделий из недрагоценных металлов розничной ценой свыше 10 руб. и серебряных галантерейных изделий указывают наименование предприятий или товарный знак, артикул, пробу (для изделий из серебра), характеристику вставок (название материала), розничную цену изделий, номер стандарта, штамп ОТК. Данные маркировки допускается указывать на первичной упаковке вместо этикетки. [33 c.155]

Изделия из хрустального и обыкновенного стекла без оправы маркируют путем наклейки на донышко бумажных ярлыков с названием завода и указанием сорта изделия.

У изделий из фарфора на донышке ставят обжигом нестираемое клеймо с обозначением названия завода и сорта изделия. На лаковых изделиях из папье-маше обычно на каждой вещи (под миниатюрой) ставят номер изделия, место и год производства, фамилию исполнителя. [33 c.156]

Упаковка ювелирных товаров.

Упаковка ювелирных товаров бывает индивидуальной или групповой, т. е. товарной, которая предназначена для хранения в ней изделий до и после продажи, и транспортной, которая служит для удобства транспортирования и сохранения качества товара.

Индивидуальная или групповая упаковка может быть в виде полиэтиленовых мешочков, а также в виде картонных коробок и карт-этикеток.

Изделия из золота, платины и палладия обеспечиваются футлярами предприятиями - изготовителями их предварительно закрывают в тонкую бумагу. Первичную упаковку с вложенными в нее изделиями обандероливают и пломбируют.

Изделия из серебра для сервировки стола и украшения интерьера завертывают поштучно в упаковочный материал или вкладывают в полиэтиленовые мешочки и помещают в транспортную. На упаковке изделий с полудрагоценными и поделочными камнями указывают цвет или материал ювелирных вставок, а на боковой стороне упаковки - массу брутто.

Кроме того, в каждую индивидуальную или групповую упаковку и тару вместе с изделиями из золота, платины, палладия и серебра для сервировки стола и украшения интерьера вкладывают упаковочную ведомость, которая содержит соответственно все данные, указанные на индивидуальной упаковке, упаковочной и транспортной таре. [33 c.777]

В зависимости от вида, количества и массы ювелирных изделий тара для их транспортирования может быть деревянной или картонной.

На ящиках с бьющимися изделиями (из хрусталя, стекла, керамики и др.), которые могут подвергнуться порче в пути, должны быть нанесены несмывающимися красками предупредительные надписи "Не бросать", "Верх" или рисунок рюмки, что означает "Осторожно - стекло!".

Масса транспортной упаковки с вложенными в нее ювелирными изделиями не должна превышать 10 кг, кроме случаев, предусмотренных договором о поставке.

1.5 Характеристика торгового предприятия

Магазин находится по адресу: г. Муром ул. Карлла д.76, в каждом магазине работают 4 продавца, режим работы, которых два через два. Режим работы магазина: с 8 - 00 до 22 - 00 часов без перерыва на обед и без выходных дней.

Пример: Торговая марка: Ювелирный дом «Кристалл».

Лицо рекламной компании 2016-2017 гг.: – Инна Маликова и группа «Новые самоцветы».

Количество магазинов: 50.

Количество владельцев дисконтных карт: более 600 000 человек.

Ювелирные магазины «Кристалл» - это магазины, представляющие на российском рынке ювелирные изделия российских и иностранных производителей из золота, серебра, а также украшения с драгоценными и полудрагоценными камнями. Основная особенность всех магазинов «Кристалл» - широкий ассортимент и гибкая ценовая политика. Среди российских поставщиков «Кристалла» представлены такие марки как «Ника», «Sokolov», «Санис», «Камея», «Мастер бриллиант» и другие. Импортные украшения – это ювелирные коллекции Roberto Bravo, Rebecca, Sauro, Nuovegioie, Hot Diamonds, Style Avenue.

Краткий перечень ассортимента:

  • Изделия с драгоценными камнями

  • Изделия из золота без вставок и со вставками из искусственных камней

  • Изделия с полудрагоценными камнями

  • Обручальные кольца

  • Часы и принадлежности к ним

  • Ювелирная галантерея

  • Изделия из серебра

  • Сувениры

  • Столовое серебро

Стиль. Оформление магазинов сети «Кристалл» выдержано в едином стиле. Он определяется как «элегантно-современный». Хорошо узнаваемый стиль фасад дает сети устойчивую образную ассоциацию в сознании покупателя. Вывески на фасадах имеют штатную неоновую подсветку. Торговая мебель и демонстрационное оборудование поддерживают современную линию интерьера и усиливают элегантную ноту благодаря округлым формам. Проектирование магазинов «Кристалл» отличает пристальное внимание к деталям на каждом этапе разработки магазина, особенный подход к функциональному зонированию, маршрутизации и освещению.

1.6 Характеристика ассортимента в магазине «Кристалл»

Среди стран-производителей основное место в ассортименте занимают ювелирные изделия с драгоценными камнями, произведенные только в России (100 %). Изделия турецкого и испанского происхождения поставляют российские поставщики.

Ассортимент ювелирных изделий по половозрастному признаку приводится в таблице 2.

Таблица 2 - Структура торгового ассортимента ювелирных изделий реализуемых ООО "Кристалл" по половозрастному признаку

Наименование ювелирных изделий

Кол-во видов ювелирных изделий

Удельный вес ювелирных изделий с драгоценными камнями в ассортименте предприятия, в %

Детские

8

6,6

Женские

68

56,8

мужские

44

36,6

Итого

120

100

Из данных таблицы видно, что в ООО "Кристалл" ассортимент ювелирных изделий наиболее преобладают женские ювелирные изделия, предназначенные для взрослого населения, их удельный вес составляет 56,8% в ассортименте ювелирных изделий в данном магазине. [50 c.465]

Ассортимент ювелирных изделий по содержанию золота (пробы) приводится в таблице 4.

Таблица 4 - Структура торгового ассортимента ювелирных изделий реализуемых ООО "Кристалл" по содержанию золота (пробы)

Проба ювелирных изделий

Кол-во видов ювелирных изделий

Удельный вес ювелирных изделий с драгоценными камнями в ассортименте предприятия, в %

500

8

6,6

585

106

88,3

700

5

4,2

900

5

4,2

Итого

120

100

Из данных таблицы видно, что наиболее представлены ювелирные изделия 585 пробы – 88,3%

Ассортимент ювелирных украшений с драгоценными камнями в зависимости от драгоценных камней, приводится в таблице 5.

Таблица 5 – Структура ассортимента ювелирных изделий, реализуемых ООО "Кристалл" в зависимости от применяемых драгоценных камней

Вид камня

Кол-во видов ювелирных изделий

Удельный вес ювелирных изделий в ассортименте предприятия, в %

Бриллиант

10

8,0

Изумруд

6

4,8

Гранат

3

2,4

Сапфир

4

3,2

Рубин

5

4,0

Циркон

30

25

Бирюза

4

3.2

Итого

120

100

Из данных таблицы видно, что наиболее представлены драгоценные камни как циркон – 25%, янтарь – 13,4%, фианит – 13,4% и бриллиант – 8%.

Изучение структуры торгового ассортимента ювелирных изделий колец с драгоценными камнями и без по торговым маркам приводится в таблице 6.

Таблица 6 - Структура торгового ассортимента ювелирных изделий реализуемых ООО "Кристалл"

Наименование изделий с драгоценными камнями

Кол-во видов

Удельный вес изделий в ассортименте предприятия, в %

Кулоны

15

12,5

Серьги

26

21,7

Кольца

40

33,3

Колье

8

6,7

Цепочки

10

8,3

Браслеты

18

15

Брелки

3

2,5

итого

120

100

Из данных таблицы видно, что в ООО "Кристалл" наиболее представлены серьги и кольца, их удельный вес в ассортименте ювелирных изделий в данном магазине составляет 21,7 и 33,3 % соответственно.

Ассортимент женских ювелирных украшений с драгоценными камнями по размеру колец приводится в таблице 7.

Таблица 7 - Структура торгового ассортимента ювелирных изделий по размеру, реализуемых магазином ООО "Кристалл"

Размер ювелирных изделий с драгоценными камнями

Кол-во видов колец с драгоценными камнями и без камней

Удельный вес ювелирных изделий в ассортименте предприятия, в %

15

2

1,7

16

7

5,8

17

15

12,5

17,5

8

6,6

18

34

28,3

18,5

10

8,3

19

25

20,8

19,5

5

4,2

20

9

7,5

21

5

4,2

Итого

120

100

Из данных таблицы видно, что наиболее представлены в магазине кольца 18 размера – 28,3 %.

Продажа-это процесс, во время которого продавец должен убедить покупателя в том, что товар имеет для него большую ценности, чем та цена, которую он должен за него заплатить. Современный потребитель стал более профессионален. Для того чтобы покупатель захотел купить именно ювелирное изделие, он должен быть убежден не только в том, что приобретает самый лучший товар, но также в том, что вкладывает свои деньги наилучшим образом. В наши дни конкурентов стало значительно больше, а бороться с ними стало куда труднее. Сегодня приходиться конкурировать не только ценами, качеством сервисом, профессиональной подготовкой персонала. Но и с магазинами другого профиля, которые, как и ювелирные магазины, рассчитывают на кошелёк покупателя. Поэтому ювелирный магазин должен постоянно заботиться об обновлении своего ассортимента, совершенствовании форм и методов обслуживания, заниматься внедрением новинок, удовлетворяя тем самым постоянно меняющийся вкус требовательных и хорошо проинформированных покупателей. [50 c.465]

1.7 Показатели ассортимента ювелирных изделий

Таблица 7 - Показатели полноты ассортимента ювелирных изделий

Вид изделия

Пд

Пб

Кп

Серьги

110

154

0,71

Цепочки

135

165

0,82

Подвески

93

103

0,90

Колье

12

15

0,80

Броши

6

8

0,75

Браслеты

85

97

0,87

Пирсинг

6

8

0,75

Кольца

865

929

0,93

Часы

22

25

0,88

Зажим д/галстука

5

7

0,71

Браслеты д/часов

9

11

0,80

Итого:

1348

1522

0,89

Из таблицы видно, что наибольшую полноту имеют такие виды ювелирных изделий, как кольца, подвески.

Полнота ассортимента — это количество видов, разновидностей и наименований товаров в группе однородной продукции. Показатель полноты может быть действительным и базовым.

Рассчитаем коэффициент полноты (Кп) по формуле:

Кп = Пд/Пб. (1)

Кп = 1348/1522=0,89

Широта ассортимента — количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.

Действительная широта (Шд) ассортимента равна 1348 шт., базовая (Шб) - 1522 (принята за три даты наблюдения). Коэффициент широты (Кш) вычисляется по формуле:

Кш = Шд / Шб. (2)

Кш = 1348/1522=0,89.

Новизна ассортимента— способность удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Новизна ассортимента характеризуется степенью обновления - количеством новых товаров в общем перечне (Н) и коэффициентом новизны (Кн), который выражается через отношение количества новых товаров данной разновидности (Н) к действительному количеству разновидностей товаров (Шд)

Кн = Н/Шд. (3)

Кн = 247/1348 = 0,18

1.8 Управление ассортиментом товаров

Улучшение ассортимента товаров — одно из требований потребителей. Ассортимент, предлагаемый изготовителем, в большей мере определяется требованиями однородности в производстве, применяемыми сырьевыми материалами, технологическими знаниями и т.д., тогда как ассортимент, интересующий покупателя, диктуется ситуацией потребления и взаимозаменяемостью товаров. Розничные торговцы привлекают внимание покупателей своим ассортиментом или ассортимент может быть широким, разнообразным, предназначенным для разных групп покупателей. Основными характеристиками ассортимента являются: широкий выбор, глубина, розничные торговые марки, внимание к покупателям. [56 c.5]

Таким образом, по полученным результатам видно, что ассортимент магазина находится на стадии развития, нужно стремиться к дальнейшему его улучшению, большей оптимальности и рациональности структуры.

Выделяют следующие виды ассортимента товаров:

1) промышленный ассортимент товаров. Под промышленным ассортиментом понимают ассортимент товаров, вырабатываемый отдельной отраслью промышленности или отдельным промышленным предприятием;

2) торговый ассортимент товаров. Под торговым ассортиментом товаров понимают ассортимент товаров, представленный в торговой сети;

3) простой ассортимент товаров. Под простым ассортиментом понимают ассортимент товаров, представленный такими видами товаров, которые классифицируются не более чем по трем признакам;

4) сложный ассортимент товаров. Под сложным ассортиментом понимают ассортимент товаров, представленный такими видами товаров, которые классифицируются более чем по трем признакам;

5) укрупненный ассортимент товаров. Под укрупненным ассортиментом подразумевают ассортимент товаров, объединенных по общим признакам в определенные совокупности товаров.

6) развернутый ассортимент товаров. Под развернутым ассортиментом подразумевают ассортимент товаров, представленный большим количеством разновидностей товаров.

При учете ассортимента товаров необходимо учитывать структуру ассортимента товаров. Под структурой ассортимента товаров понимают соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товара в наборе. Как правило, для наглядности структура ассортимента выражается в процентах. [80 c.65]

Выводы и предложения магазину:

Во время прохождения практики в ювелирном салоне «Кристалл» были изучены направления развития, обновления ассортимента, информация о новых перспективных образцах изделий и о поставщиках.

Таким образом, по полученным результатам видно, что ассортимент магазина находится на стадии развития, нужно стремиться к дальнейшему развитию.

Предлагается салону «Кристалл»:

  • Расширить ассортимент золотых изделий, создать витрину с залежавшими изделиями по более низкой цене, как золотых, так и серебряных;

  • Предоставлять покупателям дисконтные карты или накопительные карты;

  • Также предлагать дополнительные услуги: увеличение или уменьшение колец, укорочение браслетов или цепей;

  • Предлагать товары на выгодных условиях для покупателя;

  • Постоянно совершенствовать свои интересы в области продажи ювелирных изделий.

Глава 2. Экспертиза качества ювелирных товаров

2.1 Методы проведения экспертизы

Экспертиза качества ювелирных изделий – это проверка соответствия конкретного изделия требованиям, установленным стандартами и другими нормативными документами. Экспертизе могут быть подвергнуты не только ювелирные украшения, но и предметы быта, сувениры (медали, нагрудные значки и т.д.).

Товароведная экспертиза ювелирных изделий состоит в оп­ределении количественных и качественных показателей. [89 c.410]

Для определения количественных характеристик необходимо взвешивание. Единицей массы при взвешивании драгоценных ме­таллов служит грамм. Взвешивание проводится на электронных весах с точностью до 0,01 г. В международной торговле при опре­делении массы драгоценных металлов может быть использована тройская (аптекарская) унция, равная 31,103477 г. [12 c.5]

Для драгоценных камней единицей измерения массы является карат ("кар" или "с"). Вес одного метрического карата равен 0,2 г (200 мг). Карат в свою очередь делится на 100 частей, которые называются пойнтами, соответственно 1 пойнт равен 2 мг. Пойнт применяют для измерения массы мелких ограненных и не огранённых камней. Исключение составляет жемчуг. Для измерения массы жемчужин используют гран. Один гран равен 0,25 кар, или 50 мг.

Для алмазного сырья и самородного золота основными ко­личественными характеристиками, кроме массы, служит еще и размерность. Так, золото классифицируется на мелкое (размер зерна менее 2 мм), крупное (размер зерна более 2 мм), самородки (масса более 2 г). В свою очередь самородки по массе разделяют на мелкие, средние, крупные и уникальные (например, известный самородок "Плита Холтермана", массой 285 кг). Размерность ал­мазного сырья может характеризоваться условными ситовыми классами. [34 c.13]

В международной практике используют два вида классифика­ции бриллиантов (ограненных алмазов) по массе: количественный и весовой. В основу первого положено количество камней в расчете на 1 кар (например, 100, 50, 25 шт./кар), в основу второго - масса камня в десятичном исчислении (0,01, 0,05, 1,00 кар),

По массе бриллианты всех форм подразделяют на три группы:

- мелкие (до 0,29 кар включительно);

- средние (от 0,30 до 0,99 кар включительно);

- крупные (1,00 кар и более).

При экспертизе качества драгоценных металлов обычно опре­деляются те же показатели, что и при идентификации, т.е. хими­ческий состав сплава и его проба. [27 c.99]

Цель экспертизы: предоставление объективной независимой оценки качества ювелирного изделия. Экспертиза проводится на основании заявления заказчика высококвалифицированным специалистом в данной области.

Заявки на экспертизу могут быть как разовые, так и долгосрочные. При наличии долгосрочной заявки разовая может быть принята по электронной почте или посредством подачи заявки онлайн через сайт торгово-промышленной палаты. [67 c.37]

Заказчиком услуги на проведение экспертизы может быть физическое лицо, юридическое лицо и индивидуальный предприниматель.

Экспертиза ювелирных изделий проводится в случаях:1. Обнаружения дефекта изделия в процессе производства или эксплуатации.2. Производитель желает подтвердить качество своей продукции для повышения доверия покупателей.

3. По заявкам судебных и следственных органов. В этом случае экспертиза применяется в уголовном процессе, как на предварительном следствии, так и во время разбирательства дела в суде.

Процедура проведения экспертизы потребительских свойств ювелирных изделий представляет собой последовательность определенных действий эксперта. Количество, порядок этих действий, а также их содержание определяются задачами экспертизы, особенностью изделий, состоянием изделий на момент экспертизы. [50c.46]Основными этапами экспертизы являются:

1. Рассмотрение заявления и осмотр ювелирного изделия, по результатам которого принимается решение, будет ли проводиться экспертиза или нет.

2. Экспертиза проводится внешним осмотром, констатируя наличие клейм пробы Инспекции пробирного надзора и именника изготовителя, органолептическим методом (на основе анализа восприятия органами чувств внешнего вида) устанавливается наличие дефекта, выявляются следы эксплуатации, их взаимосвязь и влияние на образование имеющихся дефектов, а также лабораторным способом, прибегнув, по необходимости, к услугам аккредитованной испытательной лаборатории.

3. Фотосъемка ювелирного изделия (если необходима).

4. По результатам выполненной экспертизы оформляется акт, имеющий доказательную силу в суде. В акте указывается наименование объекта экспертизы, подробное описание, наличие и происхождение дефекта, нормативно - техническая база, в соответствии с которой проводилась экспертиза, выводы, относительно качества проверенного изделия.Стоимость и сроки проведения ювелирной экспертизы Стоимость и сроки проведения экспертизы зависят от объема работ и формируются с учетом количества времени, затраченного экспертом. [45 c.4]

2.2 Идентификация и фальсификация ювелирных товаров

Идентификация ювелирных изделий.

Определяется как установление соответствия состава сплава или пробы драгоценных металлов оттискам именника и пробирного клейма в ювелирном изделии, массы камней изделия маркировке, огранки бриллиантов — требованиям ТУ. Идентификация сплавов драгоценных металлов — это установление соответствия состава сплава или пробы драгоценных металлов оттискам именника и пробирного клейма в ювелирном изделии. Большинство применяемых в современной технике драгоценных металлов представляют собой сплавы, состоящие из нескольких составляющих и примесей. Сплав одного металла с другим независимо от количественного состава может усилить или ослабить положительные свойства металла. Для получения необходимого качества к драгоценным металлам добавляют недрагоценные металлы. [2 c.41]

Идентификация кристаллической структуры сплавов драгоценных металлов осуществляется в зависимости от технологии изготовления. Так, при смешивании металлов в любых пропорциях в жидком состоянии они образуют непрерывный ряд, при частичном смешивании — прерывный ряд. Объемная крестообразная ковка и прокатка приводят к расплющиванию зерен, продольная ковка и прокатка — к вытягиванию зерен, а волочение — к их сдавливанию по сечению в одном направлении. Холодная обработка изменяет не только структуру сплавов, но и их физические свойства. При слабой ковке плотность сплавов увеличивается, а при значительной ковке — уменьшается. Содержание драгоценных металлов в сплавах выражается пробами (числом единиц массы драгоценного металла в 1000 единиц массы сплава). В настоящее время в большинстве стран применяется метрическая и каратная системы проб. Постановлением Правительства РФ от 18 июня 1999 г. № 643 “О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов” для ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов установлены следующие пробы: платиновые — 950, 900, 850; золотые — 999, 958. [10 c.55]

Ассортиментная идентификация ювелирных изделий предполагает установление принадлежности товара к классификационной группировке товарной номенклатуры или соответствия параметров товара информации, указанной на ярлыке, этикетке или других документах. По назначению ювелирные изделия подразделяются на изделия для украшения, предметы туалета, предметы украшения интерьера, принадлежности для курения, сувениры. В зависимости от применяемого материала различают ювелирные изделия из драгоценных и недрагоценных сплавов, камня, кости др. По характеру производства ювелирные изделия подразделяют на серийные и единичные. Ассортимент ювелирных изделий можно классифицировать также по видам, конструкции, отделке, комплектности и др. [53 c.72]

Фальсификация ювелирных изделий.

Способы фальсификации ювелирных металлов и сплавов в основном следующие: - выдача изделий (или их частей) из недрагоценных сплавов за драгоценные (например, известны случаи, когда обозначенная на застежке цепочки проба Au 585 действительно соответствовала указанному содержанию драгоценного металла в сплаве, в то время как само изделие было выполнено из сплавов цветных металлов); - пониженное по сравнению с указанным в пробе содержание драгоценных металлов в ювелирном сплаве; особенно это характерно для изделий из серебра; - подделка государственных пробирных клейм; очень часто такие клейма проставлены нечетко, неаккуратно. Фальсификация ювелирных камней осуществляется более разнообразными способами, применяется очень часто, а распознается чрезвычайно сложно. Это связано с тем, что в единице массы драгоценных камней (бриллиант, сапфир, изумруд, рубин, жемчуг, александрит) заключена большая по сравнению с драгоценными металлами стоимость, а поэтому их доля в цене изделия часто выше. К тому же, камень закреплен в изделии, что затрудняет, а иногда делает невозможной его диагностику. [44c.432]

Фальсификация веса.

Иногда продавец при обсуждении цены оперирует понятием «общий вес драгоценных камней в ювелирном изделии». Важно понимать, что, например, кольцо с тремя бриллиантами общей массой 3 карата стоит значительно меньше, чем кольцо с бриллиантом массой 3 карата. Фальсификация цвета.

При фальсификации цвета чаше всего используются те же методы, что и при облагораживании ювелирных вставок. Облагораживание само по себе фальсификацией не является. Говорить о фальсификации в этом случае можно только в том случае, если облагороженный камень выдается за натуральный природный и за него запрашивается цена, как за не облагороженный. Кроме того, могут быть случаи грубого мошенничества, например, подкрашивание колеты фиолетовыми чернилами (что зрительно частично маскирует желтые и коричневые оттенки), нанесение специальных веществ на рундист с последующей маскировкой в оправе, подложка в оправу фольги и т. п. [56 c.21]

Фальсификация чистоты.

При фальсификации группы чистоты, используются в основном те же методы, что и при облагораживании ювелирных вставок. Например, лазерное сверление, промасливание, «залечивание» трещин с помощью различных полимеров и т. д. [77 c. 5]

Подмена природного камня искусственным или синтетическим аналогом. Бывают случаи, когда за драгоценный природный камень пытаются выдать его полный синтетический аналог, поскольку основные физические и химические показатели у ювелирных вставок данных групп совпадают. В этой ситуации методы экспресс-диагностики не позволяют провести однозначную идентификацию, требуется применение лабораторных методов исследования. Подмена природного камня на такой же природный, но с более низкими характеристиками цветности и чистоты. Этот вид подмены встречается для драгоценных ювелирных вставок, особенно для крупных бриллиантов. Подмена выявляется по размеру, форме и местоположению дефектов. Защитой может служить нанесение на рундист лазерной надписи, которая в увеличенном виде вносится в сертификат. Также может использоваться специальная технология «Джемпринт», при которой бриллиант фотографируется при большом увеличении и специальном освещении, и на фотографии запечатлевается уникальная структура отражения бриллианта, которая подобна отпечаткам пальцев у человека.[5 c. 40]

Подделка сертификатов. Также относится к грубой фальсификации. Здесь необходимо учитывать, что сертификат с исправлениями недействителен, следует проверять также наличие на документе всех необходимых реквизитов.

2.3 Экспертиза качества отдельных партий ювелирных товаров

Экспертиза ювелирных товаров проводится методами органолептической оценкой и лабораторными методами: определение физических свойств, химического состава и экологической безопасности изделий которые определяют качество ювелирных изделий. [54 c.85]

Исследование образцов этикеток ювелирных изделий

Для проведения экспертизы были взяты пять образцов этикеток ювелирных изделий различных магазинов:

Образец №1 ООО завод «Русские самоцветы»;

Образец №2 ювелирный дом «Яшма»

Образец №3 ювелирный дом «Березка»

Образец №4 ювелирный дом «Росювелирторг»

Образец №5 ювелирный дом «585»

Исследование маркировки отобранных образцов проводилось визуальным путем. Результаты представлены в таблице 8.

Таблица 8 - Анализ маркировки ювелирных изделий

Наименование показателей

Образец № 1

Образец № 2

Образец № 3

Образец№4

Образец №5

Наименоваие товара

Кольцо

Кольцо

Кольцо

Кольцо

Кольцо

Артикул

+

+

+

+

+

Наименование и местонахождение изготовителя

+

+

+

+

+

Товарный знак изготовителя

+

+

+

+

+

Проба

+

+

+

+

+

Вид камня

+

+

+

+

+

Обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован

ГОСТ Р 53196-2008 -

ГОСТ Р 53196-2008 -

ГОСТ Р 53196-2008-

ГОСТ Р 53196-2008 -

ГОСТ Р 53196-2008-

В ходе исследования информации, представленной на маркировке образцов ювелирных изделий» торговых марок «Березка», «Россювелирторг», «Яшма», «Русские самоцветы», «585» было выявлено, что образцы маркировки соответствует требованиям ГОСТ Р 53196-2008. [50 c.45]

Экспертное исследование качества колец

Оценка качества будет проводиться органолептическим методом. Эти показатели определяли в соответствии с ГОСТ Р 53196-2008 «Ювелирные изделия. Покрытия сплавами на основе золота».

Таблица 9 - Требования к качеству по внешнему виду колец по ГОСТ Р Р 53196-2008 «Ювелирные изделия. Покрытия сплавами на основе золота»

Наимение показателей качества

По ГОСТ

№1

№2

№3

№4

№4

Внешний вид

Поверхности изделий должны быть: полированные, доведенными до блеска; На поверхностях не должно быть трещин, раковин и заусенцев, не должно быть вмятин, царапин, следов инструмента, волнистости. Изделий должны быть гладкими, блестящими, без сколов, трещин

+

+

+

+

+

Размеры

Кольца должны изготовляться согласно размерам и соответствующим им интервалам внутренних диаметров

+

+

+

+

+

Для оценки качества органолептическим методом были осмотрены 5 образцов колец различных изготовителей.

Таблица 10 - Органолептическая оценка 5 образцов по внешнему виду

Наименование товара

Внешний вид

Выводы о качестве образцов

Образец № 1

Кольцо «Русские самоцветы»

Кольцо изготовилось согласно размерам и соответствующим им интервалам внутренних диаметров, поверхность без трещин, раковин и заусенцев. Поверхность без дефектов.

Кольцо соответствует требованиям ГОСТ

Образец № 2

Кольцо

«Яшма»

Кольцо изготовилось согласно размерам и соответствующим им интервалам внутренних диаметров, поверхность без трещин, раковин и заусенцев. Поверхность без дефектов

Кольцо соответствует требованиям ГОСТ

Образец № 3

кольцо

«Березка»

Кольцо изготовилось согласно размерам и соответствующим им интервалам внутренних диаметров, поверхность без трещин, раковин и заусенцев. Поверхность без дефектов

Кольцо соответствует требованиям ГОСТ

Образец № 4

Кольцо

«Россювелирторг»

Кольцо изготовилось согласно размерам и соответствующим им интервалам внутренних диаметров, поверхность без трещин, раковин и заусенцев. Поверхность без дефектов

Кольцо соответствует требованиям ГОСТ

Образец № 5

Кольцо

«585»

Кольцо изготовилось согласно размерам и соответствующим им интервалам внутренних диаметров, поверхность без трещин, раковин и заусенцев. Поверхность без дефектов

Кольцо соответствует требованиям ГОСТ

Вывод: все 5 образцов соответствует с ГОСТ Р 53196-2008 «Ювелирные изделия. Покрытия сплавами на основе золота.

Заключение

Анализ ювелирных изделий в России показал, что последние годы произошли существенные изменения в его структуре, ежегодно увеличиваются объемы продаж, изменилась ассортиментная политика в направлении значительного увеличения доли отечественных товаров, произошло смещение интересов потребителей в сторону недорогой, но качественной продукции российских производителей. [87 c.11]

Продажа ювелирных изделий производится только при наличии на них оттисков государственных пробирных клейм РФ, а также оттисков именников изготовителей (для изделий российского производства).

Полезность ювелирных изделий, определяются потребительскими свойствами: функциональными, экологическими, эстетическими, эргономическими, надежностью и безопасностью потребителя. [88 c.65]

Это одна из немногих групп непродовольственных товаров, ценность которых во времени возрастает.

Для улучшения деятельности предприятия можно сделать предложения:

- также продолжать расширять ассортимент ювелирных изделий Российского производства;

- увеличить ассортимент ювелирных изделий для среднего покупателя.

Итак, делая вывод по результатам проведенного исследования, замечается следующая тенденция:

· большая часть потребителей ювелирных изделий - это женщины;

· цена является весомым показателем при выборе, какого либо изделия;

· потребители настаивают на качестве товара;

· большая часть потребителей при покупке выбирает золото.

· исходя из материального положения покупателя, выбираются различные производители украшений, как отечественного, так и зарубежного.

· как правило, при принятии решения о покупке украшений статус фирмы не имеет большого значения, но если фирма известна, то это создает положительное впечатление и даёт дополнительный плюс при выборе ювелирных изделий;

· реклама оказывает влияние на предпочтения и выбор украшений. Рекламируемый товар наиболее привлекателен в глазах потенциального покупателя. Реклама доводит до сведения покупателя информацию, которая может подвигнуть его на покупку.

К ювелирным изделиям относятся изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов, с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных, цветных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемые в качестве различных украшений. [32 c.15]

Расширение ассортимента ювелирных изделий привело к возникновению конкуренции на потребительском рынке. В связи с этим изготовители вынуждены повышать качество товаров и улучшать их внешний вид, уделять большое внимание сырьевым материалам, технологическим процессам изготовления изделий, способам хранения и условиям реализации. Самым важным критерием при выборе ювелирных изделий является ее проба, применяемые драгоценные камни. [32 c.16]

Список литературы

1. Айлова Г.Н, Васильева М.П., Петренко И.А., Рыженко Г.Н.. Товароведение и экспертиза металлохозяйственных и ювелирных товаров. Москва 2015г., 304 стр.

2. Бреполь Э. Теория и практика ювелирного дела. – Л.: Машиностроение, 2013; 383 стр.

3. Дронова Н.Д., Аккалаева Р.Х. Оценка рыночной стоимости ювелирных изделий. Серия «Оценочная деятельность». – М.: Дело, 2014. – 160 с.

4. Дронова Н.Д. Ювелирные изделия: Справочник – энциклопедия. – М.: Экономика, 2016; 72 стр.

5. Жикина Г.В. Товароведение непродовольственных товаров. – Минск: БГЭУ, 2014. – ч.1.

6. Карнилов Н.И., Солодова Ю.П. Ювелирные камни. – М.: Недра, 2015. 282 стр.

7. Логинов В. Д. Ювелирные товары и часы. – М.: Экономика, 2013; 181 стр.

8. Мельниченко Т. А. Товароведение ювелирных товаров и народного художественного промысла. Учебное пособие. Феникс 2013 г. 353 стр.

9. Моисеинко Н. С. Товароведение непродовольственных товаров часть 2. Ювелирные товары.- Ростов-на-Дону: 2013; 320 стр.

10. Орловский Э.И. Товароведение ювелирных товаров и часов. – М.: Экономика, 2013. – 176 с.

Просмотров работы: 1686