ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА ИЗ АЛКОГОЛЕЗАВИСИМОЙ СЕМЬИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА ИЗ АЛКОГОЛЕЗАВИСИМОЙ СЕМЬИ

Новохатская Е.В. 1, Новохатская Е.В. 2
1Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы,
2МБОУДО ЦППМСП "Журавушка"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Семья для каждого ребёнка является первым социальным институтом, в котором он получает опыт коммуникации с другим людьми, учится понимать их чувства, эмоции, настроение; проявлять сочувствие, заботу, внимание о близких. Поэтому очень важно, в какой семье воспитывается ребёнок. В семьях, отягощенных алкогольной зависимостью, дети переживают серьезные трудности личностного и межличностного характера. В.Д. Москаленко отмечает, что алкоголизм – это семейная болезнь, которая разрушает взаимоотношения в семье, препятствует выражению любви между супругами, между родителями и детьми [3, с 2].

Дети в таких семья получают мало внимания, непостоянство любви и заботы. Ребёнок может не понимать, почему родители то заботятся о нём, то оставляют без опеки, то движимые чувством вины проявляют повышенное внимание. Дети начинают приписывать такое отношение к своему поведению, пытаются различными способами добиться одобрения, что способствует формированию нестабильной самооценки и зависимости от мнения окружающих. Дети испытывают постоянные разочарования в связи с невыполненными обещаниями со стороны родителей (покупки, поездки), их сопровождает много негативных эмоций, большое количество насилия. Им часто приходится выполнять недетские роли (заботится о младших, добывать еду и деньги, оказывать эмоциональную поддержку непьющему родителю).

Ученые также отмечают, что в семьях с алкогольной зависимостью вырабатываются три основных правила или стратегии, которые передаются от взрослых к детям и становятся их жизненным кредо: «не говори», «не доверяй», «не чувствуй» [4, с. 19].

Дети боятся «высовываться» и просить о помощи из-за клейма, связанного с пьянством или другими наркотическими проблемами, а также из-за того, что они чувствуют себя предателями по отношению к своей семье. Даже дома они не могут говорить об истинном положении вещей. Кроме того, они учатся не доверять из-за несдерживаемых обещаний, непостоянства, вербального, физического и даже сексуального насилия, объектом которого они не редко являются. Дети настолько привыкли к обману и предательству, что научились подозрительности. Третье правило – «не чувствуй» - естественным образом вытекает из первых двух. То, что происходит с ними, может быть больно, грязно, стыдно и безнадежно. Но вместо того, чтобы чувствовать эту острую боль, маленькие люди учатся тому, как ее притуплять. Они вынуждены учиться прятать, отрицать или игнорировать свои чувства.

Таким образом, алкоголизация родителей приводит не только к душевной травматизации детей, но и серьезным образом сказывается на формировании их личности, негативные последствия которого ощущаются всю жизнь. Важнейшие особенности процесса взросления детей из алкогольных семей заключается в том, что:

- дети вырастают с убеждением, что мир – это небезопасное место и доверять людям нельзя;

- дети вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, чтобы быть принятыми взрослыми;

- дети чувствуют эмоциональное отвержение взрослых, когда по неосмотрительности допускают ошибки, когда не оправдывают ожидания взрослых, когда открыто проявляют свои чувства и заявляют о своих потребностях;

- дети, особенно старшие в семье, вынужденно берут на себя ответственность за поведение других людей. Их часто осуждают за действия и чувства их родителей;

- родители не разделяют чувств и поведения ребенка, и осуждение, направленное на поступки, отрицательно оценивает его личность в целом;

- дети чувствуют себя позабытыми, брошенными и никому не нужными;

- родители могут не воспринимать ребенка как отдельное существо, обладающее своей собственной ценностью, могут считать, что ребенок должен чувствовать, выглядеть и делать то же, что и они;

- самооценка родителей может зависеть от поведения ребенка. Родители могут относиться к ребенку, как к равному взрослому, не давая ему возможности быть ребенком;

- чувства, которые когда-то возникли у ребенка в ответ на ситуацию в семье, становятся движущими силами его дальнейшей жизни. Это вина, страх, обида, злость. Вырастая, дети алкоголиков не осознают этих чувств, не знают, в чем их причина и что делать с этими чувствами. Но именно сообразно с ними они строят свою жизнь, свои отношения с другими людьми, с алкоголем и наркотиками. Дети переносят свои душевные раны и опыт во взрослую жизнь. И вновь появляются те же проблемы, что были в доме их пьющих родителей;

- семья с алкоголезависимыми родителями опасна своим десоциализирующим влиянием не только на собственных детей, но и распространением разрушительного воздействия на личностное становление детей из других семей. Как правило, вокруг таких домов возникают целые компании соседских ребят, благодаря взрослым они приобщаются к алкоголю и криминально-аморальной субкультуре, которая царит в среде пьющих людей.

Таким образом, алкогольная зависимость одного или обеих родителей создает неблагоприятное и разрушающее воздействие на душевное равновесие ребенка, поэтому работа с ним должна носить комплексный характер. Е.М. Мастюкова считает, что коррекция нервно-психических нарушений у детей из алкогольных семей предполагает проведение лечебно-оздоровительных и психолого-педагогических мероприятий.

Комплексная лечебно-коррекционная работа включает организацию правильного режима, полноценного питания, физического воспитания, стимуляцию психического развития, логопедическую работу, медикаментозное лечение и психотерапию. Все эти мероприятия должны быть индивидуальны с учетом возраста, физического и нервно-психического состояния ребенка.

Важно следить за оформлением помещения, в котором находится ребенок. В специальных детских учреждениях, куда попадают дети родителей, страдающих хроническим алкоголизмом, имеют значение даже такие детали, как окраска стен, расцветка штор, оформление игровых комнат и т. д.

Также детям из семей зависимых важно слышать:

  1. Алкоголизм – это болезнь. Твой родитель болен. В этом нет твоей вины.

  2. Твои родители действительно любят тебя, хотя не всегда могут показать это.

  3. От тебя не зависит, будут ли твои родители употреблять алкогольные напитки.

  4. Ты можешь чувствовать себя хорошо, не смотря ни на что.

  5. Ты не одинок – есть много детей таких же, как и ты.

При работе с детьми педагог-психолог или же социальный педагог должен:

  1. Помочь отделить родителя от проявления болезни взрослого.

  2. Разговаривать, отвечать на вопросы о болезни, сделать эту тему открытой для обсуждения, так как дети стыдятся и стесняются говорить об алкоголизме родителей.

  3. Помочь ребёнку отделить самого себя от проблемы семьи.

  4. Помочь ребенку понять, что он не может повлиять на болезнь родителя.

  5. Спрашивать о его чувствах.

  6. Обучать его заботиться о себе, о своих потребностях.

Таким образом, дети из алкогольных семей несут в себе комплекс психологических проблем, связанных с определенными правилами и ролевыми установками такой семьи, что может привести к возможному попаданию их в группу риска, к воспроизведению родительского опыта, связанного с зависимым поведением. Поэтому необходимыми условиями успешной работы с детьми является системность и регулярность психолого-педагогических мероприятий, где дети узнают, как справляться с негативными эмоциями, что можно и нужно доверять другим людям, смогут справиться с чувством вины, а также приобрести разнообразные жизненные навыки.

Литература

  1. Алексеева И. Комплексная помощь алкоголизированной семье // Вопросы социального обеспечения. – 2008. – № 13. – С. 17-20.

  2. Мастюкова Е.М. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме: пособие для психологов и педагогов / Е.М. Мастюкова, Г.В. Грибанова, А.Г. Московкина. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 115 с.

  3. Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь. В семье зависимость от алкоголя и наркотиков. – М.: ПЕР СЭ, 2014. – 335 с.

  4. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 272 с.

  5. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 283 с.

  6. Рассказова И.Н. Особенности личности и социально-психологической адаптации подростков, из семей отягощенных алкогольной зависимостью // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2008. - № 1. - С. 21-26.

Просмотров работы: 261