ИНТЕРНАТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИНТЕРНАТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Давлетшина А.С. 1
1Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из актуальных современных социально-педагогических проблем России остается социальное сиротство, которое обусловлено наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей в силу различных причин. Решением компетентных органов такие дети помещаются в интернатные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данные учреждения создаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Интернатные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к институтам социализации. Под институтами социализации понимаются конкретные учреждения, организации и социальные институты, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта [1, С.220].

В настоящее время в Российской Федерации система интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представлена следующими видами учреждений:

  • дома ребенка;

  • социальные приюты для детей и подростков;

  • детские дома;

  • детские дома семейного типа;

  • школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  • специальные (коррекционные) школы интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Часто в интернатные учреждения поступают дети с низким уровнем владения нравственными и культурными нормами. Причиной данного социально-педагогического диагноза является воспитание ребенка в неблагополучной семье, в которых неблагополучные родители ведут аморальный образ жизни, имеют низкий уровень нравственно-культурного развития. Это семьи, в которых ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению [5].

Цель интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – создание условий для успешной социализации детей, находящихся в этих учреждениях; осуществление их социальной защиты; осуществление мероприятий реабилитационного, медицинского и социального характера; организация получения детьми общего образования [2, С.206].

Интернатные учреждения в России для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, функционируют на основе следующих принципов: демократизма, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов воспитанников, автономности и светского характера образования [3, с.184 - 186].

Воспитательная работа педагогического коллектива интернатного учреждения выполняет ряд важных функций, которые имеют свою специфику. Назовем те функции, которые имеют первостепенное значение:

1) компенсирующая родительскую заботу – заключается в заботе о здоровье, психологическом самочувствии; создании условий для доверительных взаимоотношений, взаимопонимания; уважении и любви к ребенку; контроле за получением образования; подготовке детей к самостоятельной жизни;

2) развивающая – направлена на создание условий для полноценного развития воспитанников, чего они были лишены в дезадаптированных семьях, стимулирование позитивных изменений в их личностном развитии, поддержку процессов раскрытия и самовыражения их способностей;

3) защитная – направлена на охрану прав воспитанника, нейтрализацию негативных воздействий дезадаптированных семей и факторов окружающей среды на личность ребенка и его развитие, повышение уровня социальной защищенности воспитанников в условиях их пребывания учреждении интернатного типа, в экстремальных условиях дезорганизации и деструктивных тенденций в обществе;

4) корректирующая – заключается в осуществлении педагогически и психологически целесообразной коррекции развития, поведения, общения воспитанника, испытавшего различные виды депривации, с целью позитивного влияния на формирование его личности;

5) регулирующая – связана с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности воспитанника, имеющего серьезные проблемы в личностном развитии, на развитие детского и взрослого коллективов.

В условиях семейного воспитания путь становления ребенка проходит с опорой на целый ряд позитивных факторов, которые составляют преимущества семьи. В условиях учреждения интернатного типа трудности, с которыми сталкивается ребенок в процессе социализации, удваиваются. Это происходит потому, что сама организация жизнедеятельности детей в интернатном учреждении устроена таким образом, что у ребенка формируется преимущественно только одна ролевая позиция  позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль удерживает ребенка в инфантильной иждивенческой позиции и блокирует проявление потенциальных возможностей, развитие способностей.

В связи с ограничением социальных контактов воспитанников интернатных учреждений процесс их социализации затруднен. Он существенным образом зависит от тех норм, принятых в социальном окружении ребенка-сироты, которые регулируют требования к нему и обеспечивают формирование его личности. Ребенок, воспитывающийся в интернатном учреждении, воспринимает складывающиеся отношения между детьми и взрослыми в этом типе воспитательного учреждения как эталонные нормы отношений, при этом в качестве такой нормы выступает особое положение воспитанников в обществе, что деформирует восприятие этими детьми других социальных норм и создает трудности для адекватного социального развития.

Условия организации жизнедеятельности детей в интернатных учреждениях создают внешние трудности для успешной социализации, однако у воспитанников существуют и внутренние трудности, которые связаны с особенностями их психического развития. Такие дети отличаются крайней обидчивостью, конфликтностью, агрессивностью, негативными реакциями. Для многих характерна неуверенность в себе, тревожность, затруднение вступления в контакт с другими людьми. Специалисты отмечают характерные для них двигательное беспокойство, снижение волевой активности, выражение самозащиты в виде аффективных, разрушительных тенденций. Согласно исследованиям, дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях с раннего возраста, испытывают эмоциональные и сенсорные лишения, что изменяет их психическое развитие, поэтому контингент таких учреждений принято относить к группе высокого риска по структурированию психических расстройств и поведенческих девиаций.

В целом, дети, воспитывающие в интернатном учреждении, лишенные материнской ласки и опоры, отстают в нервно-психическом, психосоциальном, физическом развитии. Эти изменения личного характера обычно остаются на всю жизнь [4, С.306].

Деятельность специалистов в интернатном учреждении начинается с определения социального статуса ребенка. Наиболее целесообразным методом изучения личности ребенка в первые недели пребывания его в интернатном учреждении является наблюдение. Далее путем изучения документов и тестирования, специалисты узнают ребенка, выделяют проблемы, которые предстоит решить. К традиционным методам работы специалистов в учреждениях интернатного типа относятся также беседы. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются понятия и представления детей, их чувства и намерения, оценки и ценностные позиции.

Сложный воспитательный процесс в интернатном учреждении требует от специалистов глубокого познания не только текущих проблем ребенка, но и раскрытия тенденций развития как отдельного ребенка, так и всего коллектива, в котором он находится. Одна из главных воспитательных задач при этом — формирование у воспитанников гуманных отношений, которые выражаются в бескорыстной моральной помощи всем, кто в этом нуждается, в уважении другого человека, чуткости, эмоциональности, отзывчивости на чужое горе и чужую радость, бережном отношении к достоинству человеческой личности.

Таким образом, интернатные учреждения призваны выполнять функцию института социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, замещая родительскую заботу и восполняя пробелы в воспитании детей.

Литература

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений [Текст] / Г.М. Андреева. — Москва: Аспект Пресс. – 2001. – 290 с.

  2. Галагузова, М.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. – 2003. – 416 с.

  3. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник для бакалавров [Текст] / Л.В. Мардахаев. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 817 с. – Серия: Бакалавр. Углубленный курс.

  4. Мустаева, А.Ф. Социальная педагогика: Учебник для вузов [Текст] / А.Ф. Мустаева. – Екатеринбург: Деловая книга. – 2003. – 528 с.

  5. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей : учеб. пособие [Текст] / Т. И. Шульга. — Москва: Дрофа. – 2005. – 254 с.

Просмотров работы: 1094