ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Васина Т.К. 1
1Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Детские капризы и шалости – неотделимая часть детства. Дети еще только «врастают» в принятые нормы, приспосабливаются к ним, ищут свое место, жизненное пространство – а это не обходится без колебаний, неприятностей, столкновений и конфликтов. Но порой кроме безобидного обычного озорства мы встречаемся с озорством некрасивым, небезобидным. Оно вредит, обижает. Мы слышим жалобы на детскую агрессивность, на издевательства одних детей над другими, группы детей над одним или, наоборот, одного над группой. Таких жалоб в последнее время все больше! Жалуются родители, жалуются учителя. В чем причина? В последнее время тема агрессии и агрессивности стала широко обсуждаемой на различных уровнях. И среди психологов и социальных педагогов проводится множество конференций, симпозиумов по данной теме. Проблеме изучения агрессии посвящено много исследований. Повышенная агрессивность младших школьников является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом.

Латинское слово «агрессия» означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре приводится следующее определение: «Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт» [2, с.9].

Агрессия – явление социальное, а именно форма поведения, усвоенная в процессе социального научения. Понимание агрессии может быть достигнуто при обращении внимания на то, каким путем агрессивная модель поведения была усвоена, на факторы, провоцирующие ее проявление, на условия, способствующие закреплению данной модели поведения.

Изменения, происходящие сегодня в современном обществе в различных сферах жизни, экологическое и экономическое неблагополучие, социальная нестабильность, неблагоприятные семейно-бытовые отношения, чрезмерная занятость родителей, особенно болезненно отразились на преобладающей части младших школьников.

Агрессивное поведение вызвано суммацией целого ряда факторов:

- ухудшением социальных условий жизни детей;

- кризисом семейного воспитания;

- невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей;

- увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка.

Никакое другое поведение так не раздражает взрослых и детей, как агрессивное. Это одно из немногих состояний, когда родители стараются привести ребенка к специалисту как можно раньше. Агрессивность проявляется в широком диапазоне от резких высказываний до физических действий, являя собой тот редкий случай, когда больной ребенок вызывает вместо сочувствия всеобщее раздражение и нередко – ответную агрессию, даже со стороны специалистов [1].

Главной задачей для социальных педагогов, учителей, психологов является доскональное изучение условий, вызывающих это агрессивное поведение.

Основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике агрессивного поведения у подростков: работа с подростками, работа с родителями подростков, организация совместной деятельности детей и родителей. Реализация данных направлений позволяет изменить позицию ребёнка в семье и в школе; нейтрализовать негативные факторы, идущие от внешней среды. Теория и практика свидетельствуют, что специально организованная программа профилактических занятий позволяет ослабить и преодолеть нарушения поведения у младших школьников [3].

Таким образом, на современном этапе развития общества перед социальным педагогом появляется ряд задач, связанных с воспитанием младших школьников с агрессивным поведением. В условиях изменения жизненных ценностей особенно трудно приходится школьникам с ещё не устоявшимися нравственными понятиями. Специфика этого возраста делает младших школьников чувствительными к различным социальным деформациям и ошибкам в воспитании. Как правило, дети с высоким уровнем агрессии нуждаются в понимании и поддержке взрослых, потому что их агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящие вокруг них события. Таким детям необходимо специально организованная профилактическая работа.

Литература

  1. Агрессивность в младшем школьном возрасте[Электронный ресурс] / - Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2012/06/18/agressivnost-v-mladshem-shkolnom-vozraste (дата обращения 15.01.2018).

  2. Краткий психологический словарь [Текст] / Под общ. ред. А.В. Петровского. – Ростов н/Д.: Феникс, - 2009. – 378 с.

  3. «Социально-педагогическая деятельность по профилактике агрессивного поведения детей» [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://diplomba.ru/work/102520 (дата обращения 15.01.2018).

Просмотров работы: 87