СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ ОПЕКУНА (ПОПЕЧИТЕЛЯ). - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ ОПЕКУНА (ПОПЕЧИТЕЛЯ).

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Семья является самым главным социальным институтом развития и социализации человека. Именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для адаптации в обществе. Все изменения, которых происходят в обществе будь то демографические изменения или социальные, все они неизбежно влекут за собой нарушения в семейной структуре, которые приводят к девиациям во взаимоотношениях супругов, родителей и детей. Данный феномен обусловлен большими социально-экономическими последствиями, которые отразились на увеличении числа разводов, неполных семей, бездомных и беспризорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот.

На учете в федеральном банке данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, находятся сведения о 71,4 тыс. детей – эта цифра меньше на 18%, чем в конце 2014 года (87,6 тыс. детей), и на 33% меньше, чем в конце 2013 г. (107 тыс. детей).

За весь 2015 год передано на воспитание в замещающие семьи более 42 тысяч детей, под предварительную опеку – почти 19 тысяч детей. Всего детей, которые были устроены в семьи – 63 335: это 98,9% от числа переданных на воспитание в семьи граждан за весь 2014 год. При этом за 10 месяцев 2015 г. было выявлено 47 203 детей, оставшихся без попечения родителей (за весь 2014 г. – 61 621 детей).

В настоящее время в республике Башкортостан в городе Уфе проживает 224 тысячи детей в возрасте от 0 до 18 лет. На учете и сопровождении органов опеки находятся 2714 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Около 87% детей, состоящих на учете, устроены в замещающие семьи. Количество вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 2013 года сократилось более чем на 30% и в последние годы остается примерно на одном уровне. В 2016 году выявлено 279 детей, оставшихся без попечения родителей. Сокращается количество детей, состоящих в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. С 2013 года этот показатель сократился на 35%. Также за этот период почти в 2 раза уменьшилось число воспитанников интернатных учреждений города. В 2016 году в замещающие семьи устроено 430 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [3].

По данным органов опеки и попечительства г. Уфы в настоящее время на учете и сопровождении органов опеки находятся 2236 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Около 88% детей, состоящих на учете, устроены в семьи граждан.

На протяжении нескольких лет уменьшается количество вновь выявленных детей-сирот. По сравнению с 2016 г. данный показатель сократился на 15%. Всего в 2017 г. выявлено 238 детей. В 2017 году в семьи граждан устроен 491 ребенок. Несмотря на сокращение банка данных, в 2017 году на 5% выросло число детей, устроенных в приемные семьи и переданных на усыновление (в 2017 г. – 160, в 2016 г. – 152 ребенка). Одним из важнейших направлений деятельности органов опеки и попечительства города является работа по возврату детей в кровные семьи из учреждений. Всего 2017 году в кровные семьи было возвращено 110 детей, из них 92 – из учреждений (18 – из-под опеки).

На сегодняшний день в г. Уфе на сопровождении по сохранению ребенка в кровной семье и после возврата в кровную семью находится 213 семей, в которых воспитывается 367 детей. С начала 2017 года на сопровождение взято 106 семей (185 детей) [4].

Нередко можно наблюдать тот факт, что опыт многих стран показывает, что содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в интернатных учреждениях не приносят желаемого результата. Поэтому в настоящее время очень важен вопрос семейного жизнеустройства детей-сирот, детей-оставшихся без попечения родителей. Одной из приоритетных форм семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является опекунская семья.

Опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия. Попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации [2].

Однако необходимо учитывать тот факт, что наряду с положительной динамикой процесса передачи детей-сирот в опекунские семьи, при отсутствии психолого-педагогической подготовленности родителей, их социальной незрелости, несформированности общественного мнения, отсутствии специалистов дает и противоположный эффект: наблюдается число отказов от детей и соответственно их возврат в детские дома, увеличивается число случаев жестокого обращения над такими детьми, остаются нерешенными вопросы взаимоотношений замещающих родителей и детей. Одной из важных проблем опекунской семьи являются: низкий уровень психолого-педагогических знаний, в большинстве случаев отсутствие социально-педагогической культуры. В исследованиях И.В. Дубровиной, A.M. Прихожан, JI.M. Шипициной, Т.И. Шульги, показано, что основными причинами негативных взаимоотношений в опекунской семье, как правило, являются: неверная позиция опекунов, определяющая тип воспитания; отсутствие у опекунов необходимого уровня социально-педагогической культуры для улучшения взаимопонимания в семье. Все это обуславливает актуальность и необходимость социально - педагогического сопровождения опекунской семьи.

Термин сопровождение означает идти рядом с человеком, движущимся вперед, преодолевая трудности. Социально-педагогическое сопровождение представляет собой совместное движение (взаимодействие) социального педагога (сопровождающего, субъекта сопровождения) и воспитанника, его родителей (сопровождаемого, объекта сопровождения) на основе прогнозирования субъектом перспектив поведения и самопроявления в ситуации развития, направленного на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки [1, с. 4].

В регионах Российской Федерации специалисты органов опеки и попечительства организуют и осуществляют социально-педагогическое сопровождение семьи опекуна (попечителя).

Социально-педагогическое сопровождение семьи опекуна (попечителя) представляет собой осуществление плановой и внеплановой проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами (попечителями) прав и законных интересов детей, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения замещающими родителями требований к осуществлению своих прав, проведение консультаций, организация летнего отдыха, осуществление посреднической деятельности.

Консультативная деятельность социального педагога в процессе социально-педагогического сопровождения семьи опекуна (попечителя) заключается в том, что приняв в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, опекуны (попечители) задаются новыми вопросами, связанными с взаимной адаптацией, детским поведением и выстраиванием взаимоотношений. Очень много вопросов возникает по оформлению документов: регистрация по месту жительства, постановка на учет в детскую поликлинику по месту жительства, по льготам, заполнение финансового отчета. В этом случае деятельность социального педагога состоит в том, чтобы подсказать, куда можно обратиться, и кто может оказать более компетентную, профессиональную помощь.

Следующим направлением деятельности социального педагога в процессе сопровождения семьи опекуна (попечителя) является организация культурно-досуговой деятельности детей, воспитывающихся в опекунских семьях. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организуются различные мероприятия, акции, проекты, выдаются бесплатные путевки в санатории и летние оздоровительные лагеря и т.д.

Посредническая деятельность социального педагога в процессе сопровождения семьи опекуна (попечителя) заключается в: социальной помощи замещающей семье, организации ее жизнедеятельности; координации взаимосвязи семьи с организациями и учреждениями, социальными службами для решения вопросов социальной поддержки и защиты, а также с другими специалистами, которые играют значимую роль в процессе социально-педагогического сопровождения.

Таким образом, социально-педагогическое сопровождение семьи опекуна (попечителя) заключается в организации плановых и внеплановых выездов в семью опекуна (попечителя), проведении консультации, организации отдыха, досуга детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и осуществлении посреднической деятельности.

Литература

  1. Мардахаев, Л.В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации [Текст] Л.В. Мардахаев // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 6. – С. 4-10.

  2. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об опеке и попечительстве»).

  3. Государственный Доклад о положении детей и семей, имеющих детей в Российской Федерации за 2012 год [Электронный ресурс] Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection/69. - 14.09.17г.

  4. Управление по опеке и попечительству Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://opekaufa.ru/uchrezhdeniya/tsentry.html.

Просмотров работы: 149