ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЕ И СИНТАГМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ЯЗЫКЕ. - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЕ И СИНТАГМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ЯЗЫКЕ.

Малышева А.С. 1
1Владимирский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Начиная исследование парадигматических и синтагматических отношений, важно понять, какие науки в языке занимаются изучением этих терминов.

В случае парадигматических отношений, данным разделом науки является парадигматика. Она изучает не только это понятие, но и его классификацию, а также область, в которой оно действует.

В Лингвистическом энциклопедическом словаре под редакцией В.Н. Ярцевой указано несколько значений парадигматики:

  1. «один из двух аспектов системного изучения языка, определяемый выделением и противо­по­став­ле­ни­ем двух типов отношений между элементами и/или единицами языка — парадигма­ти­че­ских и синтагма­ти­че­ских»;

  2. «в более широком смысле — то же, что система языковая, понимаемая как совокупность лингвистических классов — парадигм; противо­по­став­ля­ет­ся синтагматике как синониму понятия лингви­сти­че­ско­го процесса и текста (Л. Ельмслев)».

Синтагматические отношения изучает синтагматика, которая включает в себя несколько понятий.

Обращаясь снова к Лингвистическому энциклопедическому словарю под редакцией В.Н. Ярцевой, можно выяснить, что синтагматика – это:

  1. «один из двух аспектов изучения системы языка, анализ особых — синтагматических — отноше­ний между знаками языка, возникающих между последовательно расположенными его единицами при их непосредственном сочетании друг с другом в реальном потоке речи или в тексте; этот аспект изуче­ния языка противо­по­став­ля­ет­ся парадигматике»;

  2. «синоним выраже­ния «синтагма­ти­че­ский план речи или текста», обозначающего линейный план отношений между наблюда­е­мы­ми единицами языка, посколь­ку синтагматика рассматривает эти единицы при их одновременной реализации в речи или тексте»;

  3. «чаще — учение о синтагма­ти­че­ских типах отноше­ний как отноше­ни­ях между единицами языка «по горизонтали» (в отличие от парадигма­ти­ки, изуча­ю­щей отношения «по вертикали»)».

Выделение парадигматических и синтагматических отношений связано с именем швейцарского лингвиста Фердинанда де Соссюра.

По мнению де Соссюра, основой синтагматического отношения является линейный характер языка, который не допускает произнесение двух элементов одновременно. Выстраиваясь поочередно в потоке речи, данные элементы составляют сочетания, которые называются синтагмами. Это понятие имеет отношение не только к словам, но и к сочетаниям слов, к сложным единицам любого рода и длины (сложные слова, производные слова, члены предложения, целые предложения). Член синтагмы получает значимость лишь в меру своего противопоставления либо тому, что ему предшествует, либо тому, что за ним следует, или же тому и другому вместе.

Для выявления синтагматических отношений разрабатываются специальные процедуры синтагматического анализа. По де Соссюру, они состоят из приёмов членения языковых после­до­ва­тель­но­стей и определения их состава, а также особых способов обнаружения влияния одной единицы на другую или же их взаимодействия, причём особенно чётко это проявляется в фонологии и морфологии, а также в морфонологии. Синтагма­ти­че­ский анализ направлен на установ­ле­ние отношения «состоять​/​складываться из» и на описание его результатов в однород­ных терминах.

Синтагматическое отношение составляет два или большее число членов отношения, в равной степени наличных в актуальной последовательности. Фердинанд де Соссюр сравнивает синтагматическое отношение с колонной, которая находится в определенном отношении с поддерживаемым ею архитравом (прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами).

Для ученого было важно принять во внимание то отношение, которое связывает целое с его частями. В книге, составленной по лекциям де Соссюра, «Курс общей лингвистики», примером проявления такого отношения является французское словосочетание «contre tous (против всех)». Лингвист хотел выяснить как, с одной стороны, «contre tous » относится к «contre», и к «tous», с другой стороны.

Фердинанд де Соссюр также считал, что синтагма относится не к речи, а к языку. Ведь язык включает в себя готовые выражения, в которых обычай воспрещает что-либо менять, несмотря на то, что в них можно различить значимые части. В «Курсе общей лингвистики» пример такой синтагмы - словосочетание «a quoi bon?(к чему?)». В общепринятом употреблении характер этих выражений зависит от особенностей их значения или их синтаксиса. Такие обороты не могут быть импровизированы; они передаются готовыми, по традиции.

К языку ученый относил такие типы синтагм, которые построены по определенным правилам. Данные типы существуют лишь в том случае, если в языке зарегистрировано достаточное количество их образцов.

Однако де Соссюр пришел к выводу, что в синтагматическом отношении действительно трудно, выбрать, куда можно отнести ту или иную синтагму, к речи или к языку. Это происходит, так как граница между фактом языка, запечатленным коллективным обычаем, и фактом речи, зависящим от индивидуальной свободы, стирается. Ведь в создании синтагмы могли участвовать оба фактора, и в таких пропорциях, определить которые невозможно.

Швейцарский лингвист нашел объяснение и для ассоциативных (парадигматических) отношений. Оно заключается в том, что слова вне процесса речи, имеющие что-либо общее между собой, ассоциируясь в памяти, образуют группы, внутри которых обнаруживаются весьма разнообразные отношения.

Ассоциативное отношение соединяет члены этого отношения в виртуальный, мнемонический ряд, члены которого всегда находятся в отсутствии. В данном случае, де Соссюр применяет к ассоциативному отношению аналогию с колонной дорического ордера. Она вызывает в мысли сравнение с другими ордерами (ионическим, коринфским), то есть с такими элементами, которые не присутствуют в данном пространстве.

Фердинанд де Соссюр утверждал, что наш ум может создавать столько ассоциативных рядов, сколько есть различных отношений, потому что образуемые в нашем сознании ассоциативные группы не ограничиваются сближением членов отношения, имеющих нечто общее. Любое слово всегда может вызвать в памяти, все, что с ним способно ассоциироваться.

Ещё одной особенностью членов, составляющих ассоциативную группу, является то, что они не даны в сознании ни в определенном количестве, ни в определенном порядке. Де Соссюр сравнивает это свойство с центром созвездия или точкой, где, сходятся другие, координируемые с ним члены группы, число которых безгранично.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что, один из этапов синтагматического анализа связан с установлением последовательности расположения единиц и определением неких абстрактных или конкретных позиций, закреплённых за той или иной составляющей синтагмы. Единицы, способные занимать одну и ту же позицию в анализируемой последовательности, а также выступать в качестве взаимозаменимых субститутов, считаются входя­щи­ми в один парадигма­ти­че­ский ряд. Следовательно, как полагал Фердинанд де Соссюр, к понятию ассоциативных отношений можно прийти не независимо от синтагма­ти­че­ских, совмещая один анализ с другим.

Список использованной литературы.

  1. «Курс общей лингвистики», редакция Ш. Балли и А. Сеше; пер. с франц. А. Сухотина, Екатеринбург, издательство Уральского университета, 1999г.

  2. Кубрякова Е.С., Парадигматика// Лингвистический энциклопедический словарь, 1990 год.

  3. Кубрякова Е.С., Синтагматика// Лингвистический энциклопедический словарь, 1990 г.

Просмотров работы: 2303