ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ В ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ ВУЗЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ В ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Хакимов К.М. 1, Косован О.Л. 1
1Владимирский Государственный Университет имени А.Г. и Н.Г.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
У каждого человека своя цель для овладения иностранными языками: для одних предпочтительна устная речь, для других – письменная. Некоторые изучают язык в профессиональных целях, например, чтобы делать доклады на иностранных языках или чтобы вести переговоры. Другим достаточно выучить разговорный язык для общения с иностранцами. Но все считают, что овладение навыками говорения является основным фактором знания иностранного языка.

Говорение представляет собой вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное вербальное общение.

Термин «обучение устной речи» используется довольно часто; при этом имеется в виду, что обучают говорить на иностранном языке. Обучение говорению — лишь часть обучения устной речи, так как устная форма обучения включает в себя и говорение и аудирование. Конечно, оба эти процесса неразрывны как в бытовой жизни, так и в процессе обучения: обучение говорению немыслимо без обучения пониманию речи на слух. Тем не менее эти разные виды деятельности требуют специфичных путей обучения.

Целью обучения говорению является формирование у студентов таких коммуникативных умений как:

1) понимание иноязычного высказывания в соответствии с конкретной ситуацией, речевой задачей или коммуникативным намерением;

2) осуществление речевых поведений с учётом понимания национально-культурных особенностей иностранного языка.

Это означает, что по окончании любого типа ВУЗа учащийся должен быть способен:

1) общаться в условиях непосредственного общения, понимать и реагировать (вербально и невербально) на устные высказывания партнера в тематических и ситуационных рамках, обозначенных программой для каждого типа учебного заведения;

2) связно высказываться о себе и окружающем мире, о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом свое отношение к воспринятой информации или предмету высказывания.

Для реализации вышеперечисленных умений занятия на иностранном языке должны быть нацелены не только на усвоение фонетики, грамматики, лексики, стилистики и других аспектов языка, но и на формирование языковых навыков и развитие речевого умения.

Говорение может протекать в диалогической или монологической форме либо в сложном переплетении диалога и монолога. Каждая из этих форм обладает психологическими и лингвистическими особенностями, учет которых необходим при обучении говорению. Это связано с тем, что формирование умений монологической и диалогической речи предполагает дифференцированную организацию материала и различные приемы работы с ним.

Наиболее простой разновидностью устной речи является диалог, т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. Для разговорной речи характерны реплики, которыми обмениваются люди, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, уточнения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомо­гательных слов и междометий, особое значение интонаций, жестикуляции и т.д. Особенности этой речи в значительной степени зависят от степени взаимопонимания собеседников, их взаимоотношений. Основными этапами обучения диалогической речи на уроке являются:

1) презентация ситуации с помощью словесного объяснения или технических средств обучения;

2) презентация диалога в звуковой и графической форме;

3) усвоение языкового материала диалога;

4) усвоение способов связи реплик в диалоге;

5) воспроизведение диалога;

6) расширение возможностей диалога-образца за счет изменения компонентов ситуации.

Вторая разновидность устной речи - монолог, который произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам, слушающим его: это рассказ учителя, развернутый ответ ученика, доклад, рецензия и т.п. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог.. Обучение монологической речи проходит в три этапа.

1) на первом вырабатываются языковые автоматизмы. Выработка навыков быстрого и безошибочного пользования фонетическим, лексическим, грамматическим материалом происходит на основе ассоциативной речи, речи-высказывания, хоровой и условно-коммуникативной.

2) на втором этапе учат выбору языковых средств, соответствующих цели коммуникации. В центре внимания находится выражение содержания с помощью адекватного лексико-структурного материала. Здесь вырабатывается умение свертывать чужое высказывание и использовать преимущественно речевой материал в готовом виде.

3) третий этап направлен на развитие умений инициативной речи. Сознание говорящего концентрируется на содержании высказывания. Среди признаков монологической речи выделяются также непрерывность (высказывание не ограничивается одной фразой), последовательность, логичность речи, относительная смысловая законченность, коммуникативная направленность высказывания.

Цель обучить говорению требует и соответствующего метода ее достижения. Коммуникация является таким методом для говорения в значении общения. Важно подчеркнуть, что нельзя обучать говорению, не обучая общению, не создавая на уроках условий речевого общения.

Любая речевая практика обусловлена ситуацией, т.е. «условиями, в которых осуществляется данное высказывание». Ситуативность как принцип в общих чертах означает, что все обучение говорению совершается на основе и при помощи ситуаций. К тому же определение понятия «ситуация» в коммуникативном методе значительно отличается от известных определений.

Описывая разные направления, пути изучения иностранных языков, можно сказать, что усвоение иностранного языка идет путем прямо противоположным тому, которым идет развитие родного языка. Учащийся усваивает родной язык неосознанно и ненамеренно, а иностранный — начиная с осмысления и преднамеренно.

Наряду с изменением направления овладения иностранным языком меняется и плотность общения. При этом в условиях общения на иностранном языке также сужаются сферы общения, уменьшается (часто до одного человека — учителя иностранного языка) количество партнеров общения, фиксируется недостаточно свободное наложение своей мысли и понимание чужой, в связи с малым количеством уже усвоенных, актуализируемых языковых средств (лексических, грамматических, фонетических) и скованностью, неотработанностью способов формирования и формулирования мысли при помощи этих средств.

Литература

1) Пути улучшения преподавания ин/яз. Суворова С.П. – М. «Мысль», 1970.

2) Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному языку. М., 1985.

3) Шубин У.П. Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам. М., 1972.

4) Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков М., 1981.

5) http://doshkolnuk.com/

6) http://www.scienceforum.ru/

Просмотров работы: 200