МЕТОДЫ КОГНИТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МЕТОДЫ КОГНИТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Земляникин Н.Е. 1, Косован О.Л. 1
1Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Когнитивная лингвистика - это направление лингвистической теории, которое связывает языковые явления с более широким кругом различных феноменов, относящихся к мыслительной деятельности человека, например с памятью, вниманием, категоризацией и другими. Дело в том, что человеческий язык - это нечто двуединое, он одновременно является способом хранения различных знаний и способом обмена такими знаниями между двумя и более людьми.

Когнитивной лингвистике предшествовал двадцатилетний период поисков выхода из кризиса мирового языкознания. Если раньше лингвисты по преимуществу имели дело с языком как результатом языковой деятельности, то теперь возникла необходимость изучать язык «внутри нас», язык, который хранится в мозгу человека и который служит средством получения, обработки и хранения информации. Как особое направление отечественного языкознания когнитивная лингвистика сформировалось к 1980-м гг. под влиянием когнитивных концепций американских исследователей Джорджа Лакоффа, Чарлза Филмора, Рональда Уэйна Лангакера, Уоллеса Чейфа.

Лингвокогнитивные исследования исходят из положения, что: 1) структуры сознания и структуры языка пребывают в активном взаимодействии; 2) структура значения языкового знака есть структура представления знаний; 3) каждым языковым знаком можно эксплицировать целые пласты знаний. Языковой знак — важнейшее средство проникновения в тайну речемыслительных процессов. Языковой знак выполняет роль «золотого ключика», открывающего тайники концептуального знания. Языковой знак можно уподобить включателю: он включает концепт в нашем сознании, активизируя его в целом и запуская его в процесс мышления. Главное положение когнитивной методологии состоит в том, что через изучение семантики языковых знаков можно проникать в концептосферу людей, можно выяснять, что было важно для того или иного народа в разные периоды его истории, а что оставалось вне поля его зрения, в то время как для другого народа это оказывалось существенным. На основе этого методологического положения были разработаны методы когнитивной лингвистики, которые теперь уже позволяют обнаруживать особенности не только национального, но и группового мышления и все разнообразие индивидуально — авторских концептосфер.

С нашей точки зрения, можно говорить, по крайней мере, о следующих направлениях в когнитивной лингвистике, которые определились на сегодняшний день (называем типичных представителей данных направлений):

культурологическое - исследование концептов как элементов культуры в опоре на данные разных наук (Ю.С.Степанов). Такие исследования обычно де-факто междисциплинарные, не связаны исключительно с лингвистикой, хотя могут выполняться и лингвистами (что и позволяет рассматривать данный подход в рамках когнитивной лингвистики); язык в этом случае выступает лишь как один из источников знаний о концептах (например, для описания концепта используются данные об этимологии слова, называющего этот концепт);

лингвокультурологическое – исследование названных языковыми единицами концептов, как элементов национальной лингвокультуры в их связи с национальными ценностями и национальными особенностями этой культуры: направление «от языка к культуре» (В.И.Карасик, С.Г.Воркачев, Г.Г.Слышкин, Г.В.Токарев);

логическое – анализ концептов логическими методами вне прямой зависимости от их языковой формы (Н. Д. Арутюнова, Р. И. Павилёнис);

семантико-когнитивное – исследование лексической и грамматической семантики языка как средства доступа к содержанию концептов, как средства их моделирования от семантики языка к концептосфере (Е.С.Кубрякова, Н.Н. Болдырев, Е.В. Рахилина, Е.В.Лукашевич, А.П.Бабушкин, З.Д.Попова, И.А.Стернин, Г.В.Быкова);

философско-семиотическое - исследуются когнитивные основы знаковости (А.В.Кравченко).

Каждое из этих направлений можно считать уже достаточно оформившимся в современной лингвистике, все они имеют свои методические принципы (объединяет их все прежде всего теоретическое представление о концепте как единице сознания) и все они имеют своих сторонников среди лингвистов-когнитологов, их представляют достаточно известные научные школы.

Когнитивная лингвистика – направление, в центре внимания которого находится язык как общий когнитивный механизм. В сферу жизненных интересов когнитивной лингвистики входят «ментальные» основы понимания и редуцирования речи с точки зрения того, как структуры языкового знания представляются («репрезентируются») и участвуют в переработке информации. Задача когнитивной лингвистики – определить, каковы «репрезентации» знаний и процедуры их обработки. Обычно полагают, что репрезентации и соответствующие процедуры организованы модульно, а потому подчинены разным принципам организации (Демьянков 1994:21).

В отличие от остальных дисциплин когнитивного цикла, в когнитивной лингвистике рассматриваются те и только те когнитивные структуры и процессы, которые свойственны человеку как homoloquens. На первом плане находятся системное описание и объяснение механизмов человеческого усвоения языка и принципы структурирования языковых знаний.

В связи с этим когнитивная лингвистика решает ряд задач:

1.репрезентация ментальных механизмов освоения языка и принципов их структурирования;

2.когнитивный механизм продуцирования;

3.когнитивный механизм восприятия.

Работы многих отечественных и зарубежных исследователей в области когнитивной лингвистики, дают возможность для формулирования основных положений, на основе которых может строиться коммуникативно-когнитивном обучении иноязычному речевому общению. Основным аспектом при коммуникативно-когнитивном обучении является формирование, развитие и совершенствование знаний, необходимых для сознательного овладения структурно-системными и функционально-семантическими характеристиками изучаемых языковых единиц, правил их употребления в собственных речевых высказываниях. При формировании и развитии коммуникативных навыков и умений в процессе коммуникативно-когнитивного обучения необходимо учитывать поэтапность становления в языковом и когнитивном сознании. Методическая система коммуникативно-когнитивного обучения иностранных студентов иноязычной речевой деятельности должна содержать этапы «подключения» обучающихся к иной языковой картине мира, т.е выводить их лингвокогнитивный уровень владения иностранным языком. И так, современная когнитивная лингвистика – это направление языкознания, которое изучает когнитивные структуры средствами языка. Лингвистический анализ выступает как средство, метод доступа к когнитивным структурам в сознании человека.

Основные категории когнитивной лингвистики – концепт, категоризация, концептуализация, концептосфера.

Список литературы:

  1. Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. 1998

  2. Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С.Кубрякова, В.З.Демьянков, Ю.Г.Панкрац, Л.Г.Лузина. М., 1996.

  3. Залевская А.А. Когнитивный подход к слову и тексту // Языковое сознание: содержание и функционирование. XIII международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. - Москва, 2000. -С.91.

  4. Введение в когнитивную лингвистику / Под ред. М.В.Пименовой 2004.

Просмотров работы: 329