В методике преподавания иностранных языков помимо традиционных, появляются и нетрадиционные методы обучения, представляющие собой альтернативу классической системе.
Профессор Стенфордского университета Рон Аткинсон в 70-х годах предложил студентам такой оригинальный вариант запоминания – по созвучию со знакомыми и известными словами на родном языке. С подобранным словом или сочетанием нескольких слов необходимо составить предложение–ассоциацию, включающее перевод. Например, если словосочетание «шахматный удар» в английском языке «chess knock» (созвучно русскому «чеснок»), то предложения для запоминания может быть таким: «Нанес шахматный удар и съел чеснок». Метод удобен с точки зрения индивидуального подхода и необходимости свободно мыслить, а не зубрить вслепую. Разумеется, полноценно выучить язык без заучивания не получится, но данный метод будет хорошим подспорьем для пополнения словарного запаса [1].
Педагогическая практика показывает, что студенты неязыковых вузов часто испытывают затруднения при обучении иностранному языку и теряют интерес к его изучению. Предполагается, что нетрадиционные методы обучения будут способствовать формированию мотивации обучения иностранным языкам в неязыковых вузах. «Нетрадиционные методы обучения формируют у обучающихся способность к саморазвитию и самообразованию» [2].
Целью данной статьи является рассмотрение именно нетрадиционных методов. Одним из нетрадиционных методов при изучении иностранного языка является ассоциативный метод, направленный на более продуктивное овладение иноязычным лексическим материалом.
Общеизвестно, что информация в большинстве случаев всплывает в человеческой памяти ассоциативно. Другими словами, наши мысли или какой-то предмет вызывают ассоциации, которые обращают мозг к определённым участкам памяти – место хранения другой информации [3].
Эксперименты Аткинсона доказали высокую эффективность применения этого способа ассоциаций при запоминании иностранных слов. Согласно этому методу, к каждому слову придумывается своя словесная и визуальная ассоциация, которая всплывает сразу же после того, как человек сталкивается с таким словом.
Ассоциацией называют «возникшую в опыте индивида закономерную связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т. п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление другого».
Существует два основных подхода при обучении лексике при помощи метода ассоциаций: метод фонетических ассоциаций и метод наводящих ассоциаций. Метод фонетических (звуковых) ассоциаций основан на запоминании иностранных слов при помощи созвучных слов родного языка.
Ассоциативный метод – это метод наводящих ассоциаций – процесс преобразования слова в ассоциацию разными приемами. К таким приемам можно отнести:
1) прием символизации (зима – снежинка);
2) кодирование по созвучию (сфера – афера);
3) прием привязки к хорошо знакомой информации (планета Уран – руда уран)
4) образование слова из слога (-ник- – чайник);
5) прием образования ассоциации (все созданные образы соединяются в ассоциацию).
Приведенные ниже примеры позволят получить более наглядное представление о методе:
1. Das Buch (в каждой книге есть буквы) – книга.
2. Die Illustrierte (печатное издание с иллюстрациями, картинками) – журнал.
3. Die Liste (листаю список) – список.
4. Der Koch (кок, повар на корабле) – повар.
5. Der Junge (юнга, молодой моряк) – мальчик.
6. Der Käse (коза дает молоко, из которого делают сыр) – сыр.
7. Natürlich (натурально, студенческий жаргон – «в натуре») – естественно, конечно.
8. Der Elefant (слоны ели фантики) – слон.
9. Klavier spielen (у студентов воспринимается «клава», как клавиатура, но на клавиатуре не играют, поэтому это «клавиша, клавишный инструмент) – играть на пианино.
10. Das Vermögen (верное моё) – имущество.
При составлении ассоциации можно воспользоваться следующими советами:
1. Подключайте свою фантазию и старайтесь придумывать необычные, яркие сюжеты, которые будут легко запоминаться.
2. Лучше использовать короткие сюжеты и использовать в них больше действий со значениями, которые нужно запомнить.
3. Используйте в запоминании как позитивные, так и негативные эмоции и образы.
4. Используйте имена в запоминании, а если знакомых и родственников с такими именами нет, представьте, что они у вас есть.
5. Как можно чаще сами принимайте участие в этих сюжетах. Вспоминайте разные курьезные случаи, которые с вами произошли, подключайте своих друзей, родных и знакомых.
Метод наводящих ассоциаций – один из самых трудных для освоения в мнемотехнике.
Согласно данному исследованию можно сделать вывод, что, несмотря на повышенный интерес к ассоциативному методу, большинство студентов предпочитают именно механический способ изучения иностранного языка. Это вполне объяснимо, так как у многих из них не развито образное мышление, применение которого необходимо при ассоциативном подходе. И для них проще запомнить само слово, заучив его, чем придумывать ассоциацию.
Метод фонетических ассоциаций хорош тем, что быстро и легко позволяет запомнить сложные слова. Он требует большой концентрации и многократного повторения изученного слова, чтобы в памяти отложилось именно слово, а не ассоциация. Метод удобен с точки зрения индивидуального подхода и необходимости свободно мыслить, а не зазубривать вслепую. Конечно, полноценно выучить язык без заучивания не получится, но данный метод является хорошим подспорьем для расширения словарного запаса.
Список литературы:
[Электронный ресурс] http://lichnorastu.ru/effektivnyie-metodiki-izucheniya-inostrannogo-yazyika/ Дата обращения: 25.05.2017
Дюмина С.В. «Условия формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи как компонента личностных универсальных учебных действий» 2015. С. 286-290.
Горошко Е.И. «Языковое сознание» – СПб.: Алетейя, 2006. – 329 с.
[Электронный ресурс] Халилова Л. А. К вопросу о новом поколении учебников по иностранному языку (в системе школа-ВУЗ) http://www.rsuh.ru Дата обращения: 25.05.2017
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования: Федеральный закон Рос. Федерации от “9″ февраля 2016г. № 91.