ОЦЕНКА РИСКА ОТЧИСЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОЦЕНКА РИСКА ОТЧИСЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Дунаева К.И. 1, Монанкова Д.Ю. 1
1Среднерусский институт управления – филиал РАНХиГС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Процедура исключения из высшего учебного заведения неприятна ни администрации, ни студенту. Для руководства это долгий, трудоемкий процесс, требующий оформления длинного списка документов и строгого соблюдения установленного законодательством порядка отчисления из вуза. Самому виновнику чрезвычайного происшествия тоже придется пережить не самые счастливые моменты в жизни, так что ситуацию лучше не доводить до точки кипения и точно знать, за что могут отчислить из университета.

Студенты, обучающиеся по договору оплаты очных и заочных отделений следует быть особо внимательными и контролировать сроки, в пределах которых нужно вносить деньги за обучение.

За один день просрочки, конечно, не исключат, но если своевременно не отреагировать на извещение деканата о необходимости погасить долг и не сделать взнос, отчисления из вуза за неуплату не избежать.

Отчисление студента, обучающего с оплатой стоимости обучения, за невыполнение условий договора на подготовку специалиста с высшим образованием по инициативе университета, предусматривается в случаях нарушения студентом (либо лицом, оплачивающим обучение студента), в том числе, условий оплаты.В отношении студентов, обучающихся с полным возмещением затрат и имеющих задолженность по оплате за обучение, действует следующий порядок:

  • управление бухгалтерского учета ежемесячно подает информацию о студентах, имеющих задолженность по оплате за обучение, в соответствующие деканаты и студенческий отдел управления кадров;

  • деканат соответствующего факультета, на котором обучается студент, имеющий задолженность, не допускает его до участия в зачетно-экзаменационной сессии и (при наличии возможности) устно информирует о последствиях данной ситуации;

  • студенческий отдел управления кадров уведомляет студента (если он является заказчиком договора) или заказчика по договору на обучение о наличии такой задолженности и о приостановлении исполнения обязательств по обучению студента до погашения задолженности в установленный уведомлением срок;

  • в случае если оплата не поступает в установленный срок, управление кадров на основании согласованной с ректором служебной записки декана соответствующего факультета, готовит приказ об отчислении студента за неисполнение договора (в приказе должна присутствовать фраза «договор считать расторгнутым»).

По статистике 21% студентов российских университетов «не дотягивает» до получения диплома, прервав обучение.1

Серьезная причина для отчисления из высшего учебного заведения – это трудные семейные обстоятельства или возникшие материальные сложности. Однако встречается такое не так уж часто – этот фактор отмечают лишь 7% студентов, покинувших вуз.

Далеко не всегда у студентов коммерческого отделения высшего учебного заведения есть возможность закончить свое обучение.

Причин может быть очень много: несданная сессия, нехватка денег, отчисление по каким-либо другим причинам.

Отчисление студента за неуплату обучения возможно только в случае расторжения договора на оказание платных образовательных услуг, в том числе в судебном порядке.

В этом случае, декан факультета в течение 2 недель с начала семестра учебного года направляет студенту, его законным представителям и организации, являющейся заказчиком по договору, Письмо-уведомление о возможном расторжении договора на обучение. Письмо-уведомление отправляется посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении на адрес.

Доля российских студентов, отчисленных из вузов в 2016-2017 академическом году по различным причинам, составила 16,8%. Об этом RT рассказали в Центре социологических исследований Министерства образования и науки России. 2

Как отмечает заместитель директора по научной работе центра Александр Арефьев, 5,8% отчисленных студентов были переведены в другие учебные заведения или на другие программы.

Подавляющее большинство учащихся прекращают обучение из-за неуспеваемости или же сами уходят из вуза.

«11% были отчислены прежде всего из-за неуспеваемости, а также на добровольной основе, то есть бросили учёбу, или в связи с прекращением её оплаты по контракту», — объяснил он.

Количество вузов в России по статистике значительно сократилось. Если в 2014 году было 2486 вузов, то в 2016 осталось 1450. Эта тенденция будет продолжаться.

Самый высокий проходной бал был в институте Школа студии им. Немировича-Данченко при Московском Художественном театре им. Чехова – 276. Второе место занял Московский государственный институт международных отношений – 268 баллов. Третье Московский государственный университет имени М. В.Ломоносова – 265 баллов.

Студенческие отчисления — популярная тема исследований за рубежом. Изучение проблемы отсева показало, что исключение не всегда является результатом недостаточного усердия со стороны студента.

Институциональные факторы также влияют на успешность обучения, а высокий уровень отчислений в конкретном университете не обязательно говорит о хорошем качестве образования, которое он предоставляет.

Статистика поступления в вузы 2017 имеет склонность к увеличению числа школьников, поступивших в техникум или колледж, по сравнению с вузом. Результаты опросов родителей учеников о выборе места учебы после школы (%).

Таблица 1 – Показатели уровня приема абитуриентов в ВУЗы России

Регион

Всего зачислено

Средний балл ЕГЭ

 

Средняя стоимость обучения, руб. в год

Число вузов

в Мониторинге

Бюджетные и платные места, чел.

% бюджетного приема

Бюджетные и платные места

Бюджетные места

Платные места

 

Москва и Московская область

82,559

58.5%

72.1

76.7

65.6

 

204,720

62

Санкт-Петербург

40,178

58.4%

71.5

76.1

65.1

 

160,905

31

Новосибирская область

14,061

50.2%

65.1

69.6

60.5

 

107,922

13

Краснодарский край

8,797

53.5%

67.5

69.4

65.3

 

96,637

8

Ленинградская область

307

76.9%

52.5

68.3

   

61,333

1

Калужская область

1,797

65.6%

66.3

67.7

63.5

 

115,314

3

Курская область

3,485

51.0%

63.0

67.7

58.1

 

83,021

5

Воронежская область

8,167

61.7%

64.6

67.0

60.7

 

96,808

6

Орловская область

4,027

71.9%

63.3

65.2

58.3

 

92,394

4

Рязанская область

3,680

52.7%

62.6

65.2

59.7

 

89,115

4

Республика Крым

3,089

85.7%

63.6

65.1

54.9

 

112,550

1

Тульская область

3,283

62.3%

62.5

64.9

58.5

 

103,727

3

Ульяновская область

4,090

61.5%

60.7

64.2

55.0

 

84,894

6

Приморский край

7,245

61.6%

59.9

62.8

55.2

 

139,222

7

Ростовская область

12,084

73.5%

61.7

62.7

58.9

 

100,585

14

Волгоградская область

5,863

67.3%

60.3

62.6

55.6

 

94,754

8

Владимирская область

1,685

70.7%

61.4

62.5

58.7

 

102,013

2

Липецкая область

1,891

82.0%

61.0

61.5

59.0

 

80,596

3

Брянская область

2,304

71.1%

61.4

61.4

61.4

 

76,827

4

Развитие высших учебных заведений движется к своему максимальному сближению со сферой экономики. Происходит сокращение количества вузов, в том числе и путем их слияния. Количество студентов снизится в 2018–2019 году до 4295,4 тыс. человек. Что является минимумом за прошедшие годы, а подъем планируется к 2029–2030 годам.

Ежегодное сокращение количества вузов основывается на проверках конкретных организаций. Регулярно рассматривается ежегодный отчет о работе вуза. По статистике он должен выделяться среди остальных, достойными показателями.

При рассмотрении перспектив учебных заведений изучается статистика выпускников вузов по специальностям, статистика образования в вузах, статистика зарплат вузов.

1Официальный сайт Национальный университет «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.hse.ru/

2 Официальный сайт «Министерство образования и науки России» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://минобрнауки.рф/

Просмотров работы: 1277