СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ СТУДЕНТОВ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ СТУДЕНТОВ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

Казанцева Ю.В. 1, Масленникова М.А. 1
1Среднерусский институт управления-филиал РАНХиГС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В системе профессионального образования в ближайшие годы за счет сокращения численности обучающихся в силу демографических процессов будет наблюдаться высвобождение ресурсов. Вместе с тем, снижение численности молодежи в возрасте 17 - 25 лет на 12 - 15 % в 2016 году по сравнению с уровнем 2010 года привело и к сокращению предложений в наиболее гибком и активном сегменте на рынке труда [1, с. 14]. Это означает необходимость, прежде всего, формирование предложения высокопроизводительных рабочих мест, а также возникновение радикального повышения качества подготовки кадров для работы с высокой производительностью. Выраженной тенденцией развития кадрового потенциала организаций и предприятий становится создание собственных центров и программ для обучения персонала. При этом, 66 процентов работодателей предпочитают доучивать и переучивать своих работников на базе собственных образовательных подразделений. В целом такое положение отвечает мировой тенденции повышения роли внутрифирменной подготовки сотрудников.

Отмечается, что к 2020 году все студенты будут учиться по индивидуальным учебным планам, включающим значительную долю самостоятельной работы с использованием информационных технологий. Наряду с этим в регионах будут развиваться два типа сетей организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и получения прикладных квалификаций, а также гибкие модульные программы переподготовки и повышения квалификации [2, с. 125]. С одной стороны, будут создаваться территориально доступные многопрофильные колледжи с гибкими вариативными образовательными программами. С другой стороны, ведущие отраслевые компании будут также совместно с государством развивать сети организаций, реализующих образовательные программы прикладных квалификаций, и организации среднего профессионального образования в конкретных отраслях. Укрупнение вузов и организаций среднего профессионального образования приведет к сокращению их общего числа. Негосударственное образование будет развиваться в условиях честной конкуренции с государственным сектором за счет допуска аккредитованных программ к бюджетному финансированию. Это приведет к повышению качества образовательных услуг в этом секторе и в образовании в целом. Оно будет обеспечивать не менее 30 % общего контингента профессионального образования.

Статистика показывает, что филиальная сеть системы российского высшего образования за 20 лет увеличилась вдвое, причем в основном за счет появления частных образовательных организаций, а численность обучающихся в них студентов составила шестую часть от общего числа.

Тем не менее при минимизации формальных бюрократических процедур контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере образования и процедуры оценки качества образования не начали работать на должном уровне: за период 2010–2012 годов процент отказов в государственной аккредитации составил менее 2% от числа поданных заявлений, а количество отозванных лицензий по результатам контрольно-надзорных мероприятий за этот же период – четыре [4, с. 8526].

Таким образом, за последние годы в Российской Федерации сложилась образовательная сеть, в которой значительную часть составляют филиалы московских и крупных региональных вузов и филиалы негосударственных вузов с небольшим числом студентов. Большая доля контингента, прежде всего в филиалах вузов, обучается по заочной форме обучения по образовательным программам в области экономики, юриспруденции, управления и социологии.

Если поставить перед собой задачу нарисовать типовой портрет филиала государственного вуза, то он будет выглядеть примерно следующим образом: до 30 штатных преподавателей, не более 200 студентов-очников и 1000 заочников, более 70 % реализуемых образовательных программ относятся к сфере юриспруденции, экономики и управления [5, с. 203]. Филиал негосударственного вуза: до 20 штатных преподавателей, не более 50 студентов-очников и 500 заочников, около 90 % реализуемых образовательных программ относятся к сфере юриспруденции, экономики и управления, программы подготовки магистров и аспирантов не реализуются.

Для сравнения: среднее число студентов в российском университете составляет около 6000, а в первой сотне университетов США из популярного рейтинга Times Higher Education – около 30 000.

Требования Закона «Об образовании» предоставляют возможность ежегодно не менее 60 % выпускников поступить на бюджетные места в системе высшего образования. С учетом внебюджетного приема, по данным ВШЭ, фактически поступают в вузы 85–87 % выпускников школ [3, с. 130].

Чтобы раскрыть данную полностью тему, нами также было проведено исследование среди студентов, для выявления социальных рисков. Цель исследования – выявить типы социальных рисков у студентов, и тем самым определить, что же студенты понимают под понятием “Социальные риски”. В проводимом мероприятии было опрошено 50 студентов в возрасте от 18 до 22 лет. Исследование проводилось среди студентов высших учебных заведений города Орла. В опросе принимали участие как лица мужского, так и женского пола, т.к в опросе гендерный признак не играет роли.

Необходимо отметить основные теоретические аспекты социальных рисков в целом.

Начнем с определения, понятие социальные риски может быть определено как:

  1. риски, в преодолении которых участвует все общество, а большая часть членов общества подвержена им;

  2. вероятности всеобщих потерь, затрагивающих элементы качества жизни людей и минимизируемых при условии реализации социальной ответственности всех членов общества.

Также необходимо отразить существенные признаки социальных рисков:

  1. всеобщность – означает, что социальные риски принимает на себя каждый индивид и общество в целом;

  2. неизбежность – предполагает собой, что социальные риски инициируют проблемы, которые нельзя исключить полностью, решить до конца, а можно лишь минимизировать их, управлять ими с той или иной степенью результативности;

  3. социальная ответственность всех социальных и профессиональных групп общества (управление социальными рисками достигает успеха только при эффективном, партнерском, заинтересованном взаимодействии всех участников процесса).

Получается, что социальные риски – это возможность возникновения плохого развития событий; опасная ситуация, которая может нанести вред обществу; неустойчивое социальное положение конкретного человека или группы лиц; возможность остаться без работы, жилья, прочих благ; снижение заработной платы, нищета широких слоев населения; т.е это ситуация, которая порождает чувство незащищенности, и может породить социальную напряженность.

Что же понимают опрошенные студенты под социальными рисками?

Рисунок 1 Понятие социального риска

И так, мы можем наблюдать, что студенты понимают под “Социальными рисками” более широкое понятие, а именно неустойчивое положение в обществе, что можно объяснить тем, что данное определение может охватывать в себе множество аспектов, которые можно рассматривать под социальными рисками.

Далее, интересно рассмотреть, что же по мнению студентов является причиной возникновения социальных рисков. Ответ на данный вопрос также представлен в виде диаграммы.

Рисунок 2 Причины образования социального риска

Изучив полученные ответы, и систематизировав их в диаграмму, действительно, можно отметить, что кризис в экономике это очень важный аспект, который порождает не только социальные риски. Нами был рассмотрен вопрос какое же место занимает Россия в общемировом рейтинге по данным статистики МВФ. Россия значительно ухудшила свое положение, опустившись в мировом рейтинге ВВП на душу населения сразу на 20 позиций за последние четыре года. Об этом говорит текущая статистика Международного валютного фонда (МВФ). Если в 2012 году наша страна занимала в общемировом рейтинге 51-е место, то в 2016-м – уже только 71-е. Из-за кризиса нашу страну обогнали Литва, Латвия, Польша и Румыния. В пересчете на душу населения страна производит сейчас менее 740 долл. в месяц, это почти в два раза меньше, чем четыре года назад.

Далее нами был проведен более конкретный опрос, чтобы выявить какой риск имеет наибольшую степень выраженности среди студентов.

Таблица - Социальные риски, присущие студентам.

Вид социального риска

Процент опрошенных, %

1.Ухудшение физиологического состояния

25

2. Риск не создания собственной семьи

22

3. Риск рождения не здорового ребенка

18

4. Риск не реализации собственного жизненного плана, и установок

30

5. Риск не найти применения знаниям, полученным в ВУЗе

40

6. Риск не найти работу по специальности

55

7. Риск не найти работу, которая будет нравится и приносить удовольствие

45

8. Невостребованость проф.знаний полученных по специальности

45

9.Риск не достичь желаемого статуса и положения в обществе

30

10. Риск не определенности в жизни

20

Таким образом, по полученным данным, мы видим, что студенты высоко определяют степень социального риска молодежи в целом, однако по отношению непосредственно к себе показатели изменяются в меньшую сторону.

Наиболее ярко выраженными рисками, студенты считают ухудшение риск не найти применения полученным знаниям, профессиональные риски и риск не занять то место в обществе, которое хотелось бы. По отношению непосредственно к себе на первом месте находятся риски профессиональной сферы, на втором – риски, охватывающее здоровье.

Понятно, что в данном возрасте особенно выражены риски, связанные с процессом профессионального самоопределения и трудоустройства. Поскольку это в первую очередь связано с риском невостребованностью на рынке труда специалистов, только закончивших вуз, которые не имеют опыта работы.

Таким образом, в заключение проведенной исследовательской работы можно сказать, что социальный риск, требует от человека оценки собственных действий, выработки необходимых социальных качеств, а также учет и регулирование воздействия социальных факторов, при воздействии которых сохраняется вероятность негативного воздействия.

Нами был выявлен основной тип социальных рисков: проблема трудоустройства – риски в профессиональной сфере.

Своевременное предупреждение появления рисков среди студентов поможет снизить уровень социальной напряженности и повысить уровень комфорта жизнедеятельности, а как следствие, повысить эффективность обучения и труда, предотвратить появление новых рисков.

Список литературы:

  1. Арендачук, И.В. Социально-психологические риски в жизнедеятельности студента // Психология и педагогика на современном этапе. -2015.- № 6. С. 13-18

  2. Журавлева, И.В., Иванова Л.Ю., Ивахненко Г.А. Студенты: Поведенческие риски и ценностные ориентации в отношении здоровья // Вестник Института социологии. -2013.- № 1 (6).- С.112-129.

  3. Кочемасова, Л.А. Научно-исследовательская деятельность студента: риски и тенденции инновационного развития науки // В сборнике: Современные проблемы инновационного развития науки. -2016. С. 130-133.

  4. Пак, Л.Г. Проблемы и социальные риски процесса социализации современного студента // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие. -2012. - С. 8522-8529.

  5. Цибенко, Е.С., Злобин Э.В. Анализ и оценка риска отчисления студента из Вуза // Вопросы современной науки и практики. Университет им.Вернадского. -2014. -№ 1 (50). -С. 203-208.

Просмотров работы: 484