СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ АПК РЕГИОНА. - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ АПК РЕГИОНА.

Карачковская О.И. 1
1Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Орловский филиал)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день приоритетными направлениями социально-экономической политики государства являются создание условий, способствующих повышению уровня жизни населения на основе обеспечения высоких и устойчивых темпов экономического роста во всех отраслях экономики. Важнейшую роль в формировании эффективной региональной экономики играет развитие АПК и его центрального звена – сельского хозяйства.

В современных условиях сельское хозяйство является одной из наиболее инвестиционно - привлекательных отраслей реального сектора экономики России. Несомненно, это стимулирует производителей уделять пристальное внимание разработке стратегии развития своего бизнеса, а также диверсифицировать его на инновационно - альтернативной основе. В связи с этим важная роль отводится грамотному бизнес - планированию, позволяющему предпринимателю поэтапно рассматривать производство своей продукции, оценивать перспективы ее прибыльной реализации и нивелировать возможные негативные последствия ведения бизнеса. Однако сельхозтоваропроизводителю, в частности, главе К(Ф)Х или ИП в сфере АПК зачастую трудно переломить устоявшиеся ментальные стереотипы и перейти на производство новой альтернативно значимой продукции. Именно поэтому актуальным остается вопрос стимулирования развития субъектов малого агробизнеса путем оказания государственной поддержки, в том числе на грантовой основе.1

За период реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012—2016 годы производство сельхозпродукции в хозяйствах всех категорий увеличилось по сравнению с 2013 г. на 49,4%. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК», Госпрограмма на 2012-2016 гг. создали финансово-экономическую основу для гармоничного развития всех секторов экономики. В 2016 г. Сельскохозяйственные организации Орловской области стали основными производителями сахарной свеклы (99,3%), семян подсолнечника (98,2), зерна (82,1), скота и птицы на убой (70), молока (61,1%). По данным Орелстата, в 2016 г. хозяйствами населения, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями было произведено 35,6% валовой продукции сельского хозяйства региона.2

Рост объемов производства сельскохозяйственной продукции и повышение ее конкурентоспособности неразрывно связаны с уровнем инвестиционной привлекательности АПК области. Активизация частного бизнеса в аграрном производстве позволила увеличить объем инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве в 2012 г. до 6,1 млрд руб., что составляло 33% общего объема инвестиций в экономику области. В рамках подпрограммы «Развитие инвестиционной деятельности в Орловской области на период до 2020 года» государственной программы «Развитие предпринимательства и деловой активности и Орловской области», утвержденной постановлением Правительства на Орловской области №353 от 08.10. 2016, предусматривается: создание положительного инвестиционного имиджа Орловской области; формирование специализированной структуры по привлечению инвестиций и работе с инвесторами, включая Центр государственно-частного партнерства; организация индустриальных парков; содействие развитию приоритетных направлений инвестиционной деятельности .

В целях снижения рисков и повышения эффективности инвестиционных проектов реализуются мероприятия, направленные на создание индустриальных парков, в которых комплексно решаются вопросы, связанные с формированием земельных участков, постановкой их на кадастровый учет, а также созданием энергетической, инженерной, транспортной и инженерной инфраструктуры инвестиционных проектов.

Созданы индустриальные парки «Орел», на территории которого действует более 30 резидентов, и «Зелёная роща», расположенный в Мценском районе и имеющий более 140,5 га свободных земель для строительства новых производств. Концепцией индустриального парка предполагается размещение на его территории 15-20 крупных и средних высокотехнологичных компаний, интегрированных в производственные кластеры. Намечается также создание социальной инфраструктуры для комфорта инвесторов, строительство жилого блока, гостиницы, зоны отдыха. Значительную роль в формировании благоприятного инвестиционного климата играет налоговое стимулирование инвестиционных процессов. Законом Орловской области от 06.10.2009 №969 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Орловской области» с изменениями на 08.12.2014 г.3 В соответствии с действующим законодательством о налогах о налогах и сборах предусмотрено льготное налогообложение в отношении субъектов инвестиционной деятельности по налогам на имущество и прибыль организаций. Сложности с кредитованием капиталоёмких инвестиционных проектов обусловили необходимость повышения доступности кредитных ресурсов. Для этого заключены соглашения о сотрудничестве с ОАО «Внешэкономбанк», Министерством регионального развития Российской Федерации, Центром развития государственного-частного партнерства.

Для формирования позитивного имиджа региона региональные делегации участвуют в крупных выставочных и презентационных мероприятиях, в частности в ежегодной российской агропромышленной выставке «Золотая осень». Ежегодно проводится Орловский экономический форум, в котором принимают участие представители федеральных и региональных органов государственной власти, гости из стран ближнего и дальнего зарубежья, руководители и менеджеры инвестиционных компаний. 4

В рамках областных программ широко применяется финансовое стимулирование инвестиционной деятельности на региональном уровне разработан целый комплекс мер поддержки, как действующих предприятий, так и новых инвестиционных проектов в АПК.

На базе Орловского аграрного университета, входящего в четверку лучших аграрных вузов России из 56, в настоящее время совместно с Департаментом сельского хозяйства развивается современный лабораторный центр практического консультирования. Одновременно в регионе реализуются и будет продолжена работа по развитию знаковых проектов федерального уровня, в том числе крупнейший в России селекционно-гибридный центр ООО «Знаменский СГЦ», который обеспечивает поставку высококачественного племенного молодняка почти в 50 субъектов РФ. Интенсивное развитие свиноводства в рамках реализации инвестиционных проектов ООО «Знаменский СГЦ» и ЗАО «Орелсельпром» позволило с 2006 по 2012 г. увеличить численность свиней в области на 37,2% и довести ее на конец 2012 г. до 326,6 тыс. Вместе с тем, используемые механизмы государственной поддержки пока не оказывают существенного влияния на эффективность отрасли (см. таблицу).

Таблица 1 - влияние субсидий ни рентабельность реализации продукции в ссльхозорганизациях Орловской области, %

 

2012

2013

2014

2015

2016

Рентабельность продукции без субсидий

- 4,1

8,7

10,2

12,4

14,7

Рентабельность продукции с субсидиями

8,0

16,8

23,2

29,5

35,3

За период реализации Госпрограммы на 2012—2016 гг. объем государственной поддержки сельского хозяйства Орловской области за счет средств федерального бюджета составил 8805 млн руб., за счет средств областного бюджета — 1450,3 млн руб. Наибольшая доля в государственной поддержке сельского хозяйства приходилась на субсидии для возмещения части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам — 52%, по кредитам на срок до 1 года — 14,4, на компенсацию части затрат на приобретение средств химической защиты растений — 11,1%.

Подводя итоги можно выделить составляющие, анализ и улучшение которых позволит увеличить ВВП Орловской области. В первую очередь это поддержка частного агропромышленного бизнеса, который в свою очередь даст новые рабочие места и увеличит суммарную производительность региона. А так же поддержка государственного сектора, которая будет содержать грамотное налоговое регулирование отрасли в целом и самое главное – достаточное для эффективного производства финансирование со стороны государства Орловской области.

Использованные источники:

  1. Суровцева Е.С., Сухочева Н.А. Бизнес-планирование развития К(Ф)Х на грантовой основе // Экономика сельского хозяйства России. – 2017. - № 7. – С. 12-19.

  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ 17 ноября 2008 года. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134

  3. Закон Орловской области от 6 октября 2009 года N 969- О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Орловской области (с изменениямина: 08.12.2014) URL: http://docs.cntd.ru/document/895220236

  4. Попова О.В., Долгова С.А. Тенденции развития агропромышленного комплекса России в контексте импортозамещения // Среднерусский вестник общественных наук том 11. №2. 2016. С. 136-145

1 Суровцева Е.С., Сухочева Н.А. Бизнес-планирование развития К(Ф)Х на грантовой основе // Экономика сельского хозяйства России. – 2017. - № 7. – С. 12-19.

2 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ 17 ноября 2008 года. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134

3 Закон Орловской области от 6 октября 2009 года N 969- О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Орловской области (с изменениямина: 08.12.2014) URL: http://docs.cntd.ru/document/895220236

4 Попова О.В., Долгова С.А. Тенденции развития агропромышленного комплекса России в контексте импортозамещения // Среднерусский вестник общественных наук том 11. №2. 2016. С. 136-145

Просмотров работы: 91