СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Петрашова И.С. 1, Покопцева С.А. 1, Трошин А.А. 1
1Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Наряду с общими для всех сфер деятельности видами рисков существуют специфические риски, свойственные только тому или иному виду человеческой деятельности.

Сфера высшего образования, т. е. система подготовки специалистов, не является исключением из правил.

В соответствии с законом «Об образовании в РФ» под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения1, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства,а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Изучение рисков в образовании носит междисциплинарный характер. Это связано с тем, что научное понимание категории риска активно разрабатывается в экономической науке, где и сосредоточена большая часть исследований по управлению рисками.

Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями должно базироваться на следующих основных принципах:1) ориентация обучаемых на сферу трудовой деятельности, где возможна их профессиональная реализация с учетом психических и физических возможностей1;

2) обучение конкурентоспособным профессиям;

3) единство процесса профессионального образования, медико- психологической реабилитации, социализация личности, возможности ее интеграции и реинтеграции в общество2.

Таблица 1 - Сведения об инвалидах–студентах профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования (на начало учебного года, человек)

 

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена

Принято студентов-инвалидов

4524

6091

5447

4993

5185

4456

4308

5268

5882

Численность студентов

14871

15910

14400

13548

14306

12359

12369

14788

16796

Выпуск специалистов

2953

4008

3374

3265

3099

2533

2475

2895

3157

Образовательные организации высшего образования

Принято студентов-инвалидов

5770

7204

6670

5599

5530

5194

5179

5966

6087

Численность студентов

24994

23248

22939

20080

18919

16779

16768

1804

19538

Выпуск специалистов

2463

3040

3080

3783

2712

2500

2561

4120

3139

Таким образом, мы видим, что численность принятых студентов-инвалидов в профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена и образовательные организации высшего образования, практически не отличается, разница составляет всего 205 человек.

Материалом для анализа рисков послужили результаты интервью с экспертами в Орле и Курске, опроса преподавателей и студентов, а также данные о молодых инвалидах Орловской области, нуждающихся в профессиональном образовании разного уровня. Для выявления особенностей и проблем интеграции (с точки зрения студентов-инвалидов), а также мотивов и стратегий абитуриентов-инвалидов проведено 11 интервью со студентами, 21 интервью со старшеклассниками в Орле и Курске.

Таблица 2 - Признаки особого отношения к студентам-инвалидам, по мнению их однокурсников (в %, можно выбрать несколько вариантов ответа)

 

Орел

Курск

Стараются оказать моральную поддержку

48

72,2

Сторонятся

40,8

8,3

Помогают с учебой

26,4

41,7

Подшучивают

21,6

5,6

Помогают с передвижением

21,6

16,7

Существует неприязнь

17,6

8,3

По данным опроса преподавателей и студентов, отношение к инвалидам как к обычным студентам чаще проявляется в интегрированной среде Курского государственного университета; и учащиеся, и преподаватели этого вуза намного чаще оценивают такие отношения в студенческих группах как обычные.

Анализируя данные, можно сказать о том, что существует определенная зависимость между характером обучения инвалидов в средней школе, возможностью получения высшего образования и дальнейшей возможностью работать на должности, требующей высшего образования.

Было установлено, что диплом о высшем образовании имеет каждый третий инвалид, закончивший обычную среднюю школу (33%), в то время как среди тех, кто заканчивал специализированную школу-интернат, и тех, кто проходил обучение на дому, лишь каждый пятый имеет диплом о высшем образовании (23 и 21% соответственно).

Следует отметить, что получение высшего образования не гарантирует для инвалидов должности, соответствующей квалификации - лишь 16,4% обладателей дипломов вузов работают на должности, требующей высшего образования, более половины выпускников вузов являются безработными (54,1%).

Таблица 3 - Характер занятости инвалидов различных групп инвалидности

Группа инвалидности

Род занятий (%)

Должность, требующая высшего образования

Должность, не требующая высшего образования

Учащийся

Безработный

Число ответивших

I

 

10,5

15,8

73,7

19

II

0,9

7,5

17,3

74,3

214

III

4,2

26

31,1

38,6

334

Таблица 4 - Занятость в соответствии с полученной квалификацией для лиц, обладающих дипломами о высшем и среднем образовании

Образование

Должность, требующая высшего образования (%)

Должность, не требующая высшего образования (%)

Учащийся (%)

Безработный (%)

Число ответивших (%)

Высшее

16,4

23

6,6

54,1

61

Среднее специальное

1

30,8

5,6

62,6

198

И все же можно предположить, что обладание вузовским дипломом предоставляет его обладателю некоторые преимущества на рынке труда по сравнению с дипломом о среднем специальном образовании - среди выпускников средних специальных учебных заведений незанятых лиц значимо больше (62,6%).

Высшее образование инвалидов развивается сегодня вопреки существующему негативному социальному отношению, которое выражается в бездействии, явном или неявном противодействии со стороны общества, и, в частности, скрытых дискриминирующих практиках, реализуемых приемными комиссиями. Централизованную помощь в процессе обучения инвалиды получают далеко не всегда, и создание адекватных образовательных условий в основном зависит от усилий семьи, иногда от частной инициативы однокурсников, профессорско-преподавательского состава, администрации вузов.

В настоящее время у абитуриентов с инвалидностью есть только две альтернативы. Первая - поступать в вуз по месту жительства, где вряд ли есть приспособленная безбарьерная среда, где преподаватели вряд ли подготовлены к работе с инвалидами. Еще одна альтернатива - отправляться в другой регион, где такая среда есть. Здесь же возникает еще один риск, связанный с тем, что студент, приехавший из другого региона, должен «привозить с собой» финансирование своей реабилитационной программы, что затруднено в силу рассогласованности ведомств, не отлаженности данной процедуры.

Список литературы

  1. Федеральный закон N 273- ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. (ред. от 29 декабря 2017 г. N 473-ФЗ) // "Российская газета" N 303 от 31 декабря 2012 г.

  2. Основы социальной работы: учебник / под ред. П. Д. Павленок. 4-е изд., испр. и доп. – М.: Инфра-М, 2012. – 450 с.

  3. Реабилитация инвалидов: учебное пособие для студентов вузов / под ред. В. И. Найдина. – М.: ЭКСМО, 2015. – 256 с.

1 Федеральный закон N 273- ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. (ред. от 29 декабря 2017 г. N 473-ФЗ) // "Российская газета" N 303 от 31 декабря 2012 г.

1 Основы социальной работы: учебник / под ред. П. Д. Павленок. 4-е изд., испр. и доп. – М.: Инфра-М, 2012. – 450 с.

2 Реабилитация инвалидов: учебное пособие для студентов вузов / под ред. В. И. Найдина. – М.: ЭКСМО, 2015. – 256 с.

Просмотров работы: 98