МНОГОРАЗОВЫЙ ОРБИТАЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ "БУРАН" - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МНОГОРАЗОВЫЙ ОРБИТАЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ "БУРАН"

Арляпов Д.Е. 1
1ГБПОУ МО "Краснозаводский колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
"Буран"

Работы по созданию многоразовых космических кораблей в Советском Союзе имеют свою историю

Идея использовать возвращаемый космический аппарат с крыльями а возникла сразу же с началом полетов в космос. Это, в первую очередь, объяснялось желанием использовать возможности земной атмосферы (в первую очередь, значимые при приземлении управляемое торможение и маневрирование) и авиационный опыт, на котором базировались ракетчики в первых своих экспериментах.

Первые проекты многоразовых космических кораблей с крыльями

Во второй половине 50-х годов советские учёные приступили к исследованию возможности создания гиперзвуковых пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов. Официально о проектах «космических» самолётов, способных летать в околоземном космосе стало известно в 1958 году. В недрах Министерства обороны СССР был создани план, очерчивающих основные направления деятельности советских ВВС на ближайшие 25 лет. Предполагалось, что проектируемые аппараты смогут достичь с высот полета более 60 км.

Логическим завершением этих планов стала разработка и постройка советского шатла - «Буран».

Путь к "Бурану"

Создание системы “Энергия-Буран”, которая воплотила все самые смелые фантазии о многоразовом крылатом корабле, явилось самой масштабной и трудоемкой программой в истории отечественной космонавтики.

На создание ушло около 20 лет работы более миллиона человек, было задействовано 1200 предприятий, 86 министерств и ведомств. Общие затраты на программу по состоянию на начало 1992 года составили 16,4 млрд. советских рублей

“Буран” задумывалась как военная система. Она была рассчитана на 50 пусков шатлов за год, предполагалось создать 4 таких корабля.

Первый вариант “Бурана” под кодовым названием ОС-120 был практически полной копией американского шаттла. Советский аналог был тяжелее американского, за счет размещения на пилонах в хвостовой части двух РДТТ системы аварийного спасения для экстренного отделения корабля от топливного отсека.

Следующий вариант “Бурана” ОК-92 был продолжением ОС-120, хотя имел два существенных отличия – у него отсутствовали маршевые двигатели, но появились два воздушно-реактивных двигателя (ВРД) чтобы корабль мог осуществлять самостоятельные полеты в атмосфере. Причиной этой доработки являлось тщ, что все имевщие сяаэродромы для посадки "Бурана" распологались на территории бывшего СССР, а в течении суток были витки, посадка с которых на эти аэродромы была затруднительна.

К осени 1988 года, после серии испытаний прототипов, был сооружён корабль с уникальными характеристиками:

  • Длина — 36,4 м,

  • Размах крыла — около 24 м,

  • Высота корабля, стоящего на шасси, — более 16 м,

  • Стартовая масса — 105 т,

  • Грузовой отсек мог вмещать полезный груз массой до 30 тонн при взлёте, до 20 тонн при посадке.

  • Полёт мог проходить полностью в автономном режиме - «Буран» управлялся компьютером на всём протяжении космического путешествия. режиме.

Полет орбитального корабля "Буран" 15 ноября 1988 г

Первый и единственный полёт «Бурана» состоялся 15 ноября 1988 года. Ракета-носитель «Энергия», созданная для поднятия шатла, стартовала с площадки номер 110 космодрома Байконур и вывела корабль на околоземную орбиту. Полёт занял 205 минут, корабль совершил два полных витка вокруг Земли и произвёл посадку на аэродроме «Юбилейный» в Казахстане.

Полёт прошёл полностью в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения - американский аналог «Бурана» на протяжении всего периода эксплуатации стартовал и садился только в режиме ручного управления. Когда «Буран» пролетал над океаном, за ним следили корабль измерительного комплекса ВМФ СССР «Маршал Неделин» и научно-исследовательское судно АН СССР «Космонавт Георгий Добровольский». Экипаж этих кораблей принимал всю необходимую информацию о ходе главного испытания.

На этапе приземления автоматические системы корабля показали всю свою мощь - из-за штормового ветра на земле автоматика корабля без команды с земли приняла решение дополнительно погасить скорость и зайти по наиболее выгодной в новых условиях траектории посадки. Сначала этот манёвр корабля был принят за аварийную ситуацию, так как удивил и конструкторов и военных, наблюдавших за полётом.

Несмотря на удачный результат первого полёта и уникальность «Бурана», в 1990 году прогамма по производству отечественных крылатых кораблей была приостановлена, а затем свёрнута. Три планировавшихся и недостроеных шатла были разобраны на заводах, а единственный летавший в космос экземпляр в конце 90-х был уничтожен при разрушении ангара, где он хранился.

Однако, в 2008 году директор ЦНИИМаш Г. Г. Райкунов сказал, что на отдалённое будущее имеются планы по возрождению проекта многоразового крылатого космического корабля.

Cписок литературы

  1. Бобылева А.Г., Гаврин Д.А. Создание и эксплуатация космического корабля «Буран»: итоги и значение // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2010. №6. С.355-356

  2. Баранов Михаил Иванович Антология выдающихся достижений в науке и технике. Часть 18: ракетная техника и покорение ближнего космоса // ЕіЕ. 2014. №1. С.3-14

  3. Витковский А.В., Калмыков А.П. Перспективы развития многоразовых космических транспортных систем // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2011. №7. С.292-293

Просмотров работы: 3066