О ПРОБЛЕМАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

О ПРОБЛЕМАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ

Потылицин И.А. 1
1Сибирский Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Как известно, малый бизнес является одним из важнейших секторов современной экономики, влияющий на такие экономические аспекты, как экономическая стабильность, развитие, и в целом состояние экономики страны во многом зависит от того, насколько хорошо развита эта область. Важно отметить что на развитие малого бизнеса влияет множество факторов, например, экономическая ситуация в стране, поддержка со стороны государства, достаточна она или нет, и многое другое. Ни для кого не секрет, что в современном мире абсолютно все сферы деятельности связаны с использованием тех или иных информационных технологий, систем, и малый бизнес не исключение. Нельзя не отметить, что ИТ технологии во многом обеспечивают развитие и процветание этого экономического сектора, помогают малым предприятиям стать конкурентно-способными и быстро приспосабливаться кконъюнктурным изменениям, меняющимся потребностям и вкусам потребителей.Но внедрение и использование информационных систем и технологий в малом бизнесе не лишено проблем, о которых далее и пойдет речь.

Исследования показали, что предприятия малого бизнеса зависят от IT-технологий не меньше чем крупные фирмы и корпорации, но, тем не менее, IT-специалистов в них гораздо меньше. При этом обычно их роль заключается в обеспечении работы технологической составляющей предприятия, когда в крупных фирмах IT-специалисты, в свою очередь, занимаются реализацией бизнес-стратегий, идей, помогают сформировать базу знаний, бизнес-процессов и т.д. Выше сказанное в совокупности с неоднозначным отношением предпринимателей к информационным системам, зачастую с нежеланием признать необходимость внедрения их в свой бизнес, необходимости их модернизации, и является одной из главных проблем внедрения и использования информационных систем и технологий в малом бизнесе. Но и это лишь вершина айсберга. Было бы глупо не учесть неравномерное развитие экономики страны, например, если в крупных городах информационные системы в малом бизнесе являются неотъемлемой частью, для примера, повсеместно используются информационные системы, автоматизирующие деятельность операторов, осуществляющих прием заказов, что наиболее актуально для предприятий, занимающихся доставкой товаров, то в деревнях и прочих маленьких поселениях предприниматели зачастую ограничиваются установкой терминалов оплаты и калькулятором, а весь учет и анализ происходит "на коленке". Все это обусловлено «малым» масштабом деятельности каждого конкретного малого предприятия и ограниченностью располагаемых материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ведь интеграция и развитие информационной системы требует довольно крупных затрат, которые далеко не каждый предприниматель себе может позволить. Нельзя обойти стороной и то, что важные особенности малого бизнеса – многовекторность и узкая специализация, а так же высокие риски и склонность к быстрой смене деятельность, что, в совокупности с противоречивыми требованиями, предъявляемыми предпринимателем к ИС, выражает необходимость внедрения специализированных программных средств, которые не являются массово тиражируемыми и разработка которых требует довольных больших затрат.Так же важно упомянуть, что зрелость IT-инфраструктуры предприятий малого бизнеса в значительной степени зависит от информационной насыщенности бизнеса, от численности специалистов, занятых работой в информационной сфере, парка компьютеров и оргтехники, а также от степени формализации процессов управления.

Для решения вышеперечисленных проблем принимаются различные меры, о которых и пойдет речь далее. Одним из перспективных направлений в решении проблемы формирования зрелойIT-структуры предприятий малого бизнеса является использование облачных сервисов: Инфраструктура как услуга (SaaS), Коммуникация как услуга (CaaS) и др. Использование облачных сервисов должно обеспечить сокращение затрат на информационные технологии, сопровождение информационных систем, а также достаточно быстрый доступ к востребованным ресурсам при решении различного рода информационных задач и отказ от них при исчезновении потребности, прозрачность и предсказуемость расходов, повышение мобильности персонала, занимающегося информационной работой. Но и такой способ решения данных проблем не лишен ограничивающих факторов, связанных с информационной безопасностью, обеспечением конфиденциальности данных, а также проблемой доступа к сети интернет в некоторых уголках страны.Еще одним способом решения некоторых проблем является разработка простых приложений для автоматизации определенных бизнес-процессов с помощью доступных инструментальных средств, к примеру, с помощью MSOfficeVBA. Это позволит частично исключить потребность некоторых малых предприятий в высококвалифицированных специалистах IT-сферы, а также позволит существенно снизить затраты.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что причины возникновения проблем использования ИС в малом бизнесе, о которых и шла речь в данной статье, разнообразны, но все они связаны с экономическим положением в стране, спецификой малого бизнеса, бизнес-стратегией, которой придерживается предприниматель, а также со степенью развитости IT-сферы в стране, и решить их возможно только при совместных усилиях предпринимателей и государства.

Просмотров работы: 92