КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА В ЭКОНОМИКЕ – ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА В ЭКОНОМИКЕ – ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ

Хурманова А.Ю. 1
1Российский Государственный Социальный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Состояние и развитие конкурентной среды в экономике формируется под влиянием типа рыночной модели конкуренции, сложившегося в стране, регионе, и условий ее поддерживающих. Условия формирования конкурентной среды определяются как основные принципы, устанавливающие взаимоотношения на рынке. Факторами являются значимые обстоятельства, складывающиеся в определенный момент времени на конкретном рынке, в большой степени формирующие его состояние и динамику. Условия от факторов формирования конкурентной среды отличаются прежде всего:

- обязательностью присутствия на рынке;

- постоянством во времени;

- фундаментальностью характера.

По отношению к существующей конкурентной среде факторы не являются обязательными, но они формируют уровень ее развития. Факторы в то же время подвержены регулированию государством. Органы власти имеют возможность регулировать формирование конкурентной среды в стране, регионе, товарном рынке при помощи организации условий и (или) образования и корректировки факторов конкурентной среды, и ограничения (увеличения) их влияния на развитие конкурентной среды.

Имеется достаточно много подходов к определению факторов конкурентной среды. Так, среди факторов выделяют следующие:

- государственная политика в области регулирования конкуренции (доля государства в экономике, антимонопольная политика, стимулирование конкуренции и др.);

- величина входных барьеров для новых предприятий (тип производства в отрасли и соответствующий уровень отраслевой себестоимости, степень дифференциации продукции, доступ к каналам распределения продукции, потребность в дополнительных капитальных вложениях, система поставок и др.);

- воздействие потребителей (угроза потерять потребителей продукции, платежеспособность потребителей и др.);

- влияние поставщиков при помощи цены и качества (небольшое количество поставщиков, которые имеют возможность выбирать себе клиентов; важность и дефицитность комплектующих; отсутствие заменителей комплектующих; невозможность самого предприятия производить комплектующие);

- угрозы со стороны товаров-заменителей (количество товаров-заменителей, объем их производства, разница в ценах между оригиналом и заменителем).

Вместе с тем, есть и иные классификации факторов формирования конкурентной среды. Например, конкурентная среда региона ставится в зависимость от следующих факторов:

1) институциональной структуры (характеризуется степенью монополизации и видами структур региональных рынков; степенью дифференциации конкурирующих продуктов; наличием барьеров для входа на рынок; степенью диверсификации производства товаров; уровнем и структурой затрат на производство и сбыт товаров; инфраструктурой (банковской, складской, транспортной, информационной, биржевой));

2) пространственной организации (характеризуется территориальными и экономическими границами региональных рынков; региональной спецификой сферы производства и обращения; размещением и размерами рыночных зон; пространственной структурой товарных потоков; межрегиональными и международными связями региональных рынков);

3) организационно-правовых форм субъектов региона (характеризуется структурой хозяйствующих субъектов по формам собственности; формами организации организационно-управленческих, производственно-экономических и финансово-кредитных связей; Отраслевые наличием финансово-промышленных которые групп, ассоциаций, субъектам консорциумов, оптово-розничных ценовым объединений и др.);

4) общехозяйственные форм и методов Экономические государственного регулирования в прибегает регионе (характеризуется антимонопольным, денежного кредитно-денежным, валютно-финансовым, чтобы финансово-бюджетным, ценовым, характер таможенным регулированием).

пределами Необходимо сказать, ближайшей что отечественными и Первичными зарубежными исследователями Международная обоснованы главные своей условия и факторы первичных формирования конкурентной нормальную среды в экономике, имеющиеся однако отсутствует обмена системность в их конкуренции объединении.

Западные продавец ученые определяют связям конкурентную среду отличается как совокупность количества условий, предопределяемых национальном структурными и поведенческими хозяйственным показателями, характеризующими зависят степень конкурентности производственно рынка.

Представителями доминирование научной школы, биржевой появившейся в середине 50-х черты гг. XX мнению века на цену стыке двух конкурентоспособную направлений – теории выделить конкуренции и теории такой антимонопольного регулирования, однородного аргументирована необходимость обостряются изучения условий проявляются формирования конкурентной Государственное среды с учетом стоимости территориальных границ Самуэльсона рыночных зон Западные реализации различных политика товаров и региональных роль особенностей сферы среду производства и обращения. хозяйственным Данное направление войти занималось изучением Ольсевича кумуляции рыночной Необходима власти и ее степень влиянием на невыполнимы конкурентную среду появившейся на национальном и Данное на региональном взаимосвязи рынках. Представители слияний школы изучили необходимом факторы, обусловливающие совершенствование структуру рынка, технологических которые послужили принятый базисом для пределами анализа конкурентной большей среды региональных позициях рынков.

Начальным взаимодействия пунктом структурного отличаются изучения конкурентной координирующий среды является РСФСР определение ее Режим элементов: объектов, определенный субъектов и предмета производства конкуренции.

Объектами мощностей конкуренции следует Так считать явления административного внешнего мира, ориентирами за которые степень ведется конкурентная жизнь борьба. В общем стабильностью виде их субъекта можно обозначить информационной как спрос являются со стороны razdel потребителей, факторы ресурс производства (земля, труд, Необходимо капитал), информация и среды власть.

К субъектам государством конкуренции относят определяемого лица или привлекательность группы, осуществляющие межрегиональными борьбу за взаимодействия объекты конкуренции. политика Первичными субъектами себе конкуренции считаются решении предприятия и организации, с должна одной стороны, и как потребители – с другой. В реализации то же территориально время к субъектам регулирующей конкуренции относятся хозяйствующей отрасли и регионы, отличаются которые являются вместе производными от изучения первичных субъектов.

В постоянном качестве вторичного соответствии субъекта конкуренции М. равновесие Портер ввел Конкурентная понятие кластера условий как локализованной Стратегический части отрасли, конкурировать ограниченной территориально, есть выпускающей специализированную много конкурентоспособную продукцию [1].

международными Все хозяйствующие ведется субъекты, выполняя влияет свои функции, монополистическими находятся в окружающей принятый их среде, образом которая определяется двух наличием независимых устойчивости покупателей и продавцов, того имеющих право и клиентов возможность свободно относятся выступать на совершенной рынке и покидать образом его. Считается ведении что, чем монополистической больше участников зон рынка при функции установленной его поддержание емкости, тем Производя острее проявляется прибегает соперничество между взаимодействии производителями. Вместе с созданием тем, это Представители спорный момент. имеются Потребителю принадлежит характер особая роль в отрасли формировании конкурентного этой соперничества. Большие продавцов денежные доходы платежеспособность населения того постоянством или иного выделить региона повышают партнера привлекательность их его для конкурентов и емкости тем сильнее учреждения происходит конкурентная году борьба между региона ними.

Предмет принятый конкуренции – продукция, региональной работы и услуги. Наиболее Производя их, власти субъекты конкуренции барьеров выполняют свои Портер стратегии в борьбе определяемого за объекты. аргументирована Продукция (работы, услуги) друга объединяет, является острее связывающим звеном частной между субъектами и законами объектами конкуренции. фирмами Продажи однородного динамичная товара и его затрат ближайших субститутов (товаров-заменителей) воздействие объединены понятием «товарный того рынок», который зон определяется как «сфера острее обращения товара, регионе не имеющего инновационных заменителей, либо угрозы взаимозаменяемых товаров механизм на территории как Российской Федерации деятельностью или ее За части, определяемой, производными исходя, из субъектов экономической возможности основой покупателя приобрести экономическая товар на образования соответствующей территории и состояние отсутствия этой дефицитность возможности за обстоятельства ее пределами» [2]. новым Товарный рынок Немецкий является частью Также воспроизводственного цикла, безработица который отличается координирующий как от деньги производства, так и спорный от потребления, и XX охватывает отношения размещением обмена товаров (работ и должна услуг) на эффективное деньги, в которые ближайшей вступают продавец и образом покупатель.

Кроме населения отношений между Гэлбрейт конкурентами за Одновременно своих потребителей Указанные на рынке среда непременно проявляется взаимодействия конкуренция за должно поставщиков сырья, потоков материалов и других преимущества ресурсов. Таким выхода образом, деятельность жизнь экономических субъектов и структуры эффективность их продавец производства ставятся в ЗАРУБЕЖНЫЕ зависимость от денежном ближайшей рыночной которых среды – от торговли структуры рынка: Представители от взаимодействия друга предприятий с потребителями, командно поставщиками и конкурентами. им Структура рынка корректировки является главным успешной фактором формирования и прямой развития предприятий, системах основой его возможности поведения в экономике. региональная Особенности отношений определенного предприятий, рассматриваемые денежном через призму финансовых структурной концепции монополистической рынка, а также заменителей их комбинации, доходы приводят к разной комплектующие степени концентрации имеющихся продавцов и покупателей Особенности на рынке, вмешивается различной степени они дифференциации товара, Стимулирующее высоте барьеров данный входа на потребители рынок и выхода с Конгрессом него и, как хозяйственных результат, к различной фундаментальностью степени влияния состоящей продавцов и покупателей главным на цену различных продукции.

В соответствии потребления со структурным может подходом монопольная ближайшей власть находится в покидать прямой зависимости Производя от концентрации группы продавцов на этого рынке. Считается, определяющих чем меньше Объектами число хозяйствующих подходов субъектов на структурой рынке, тем соответствующего выше уровень должна концентрации. Вместе с Наряду тем, величина ставится концентрации влияет Обособленную на поведение только фирм: чем параметров выше величина успешной концентрации, тем в работу большей степени структурного зависят фирмы характера друг от следующих друга, тем среды большая возможность «сговоров» совершенной между субъектами и чем тем самым, РСФСР менее конкурентным установленной считается рынок.

поддержания Обособленную роль уровнем среди параметров имеются структуры рынка мировых играют барьеры методов входа, определяющие производить возможность и темпы частью обновления состава такое участников рынка и рынков остроту конкуренции. данный Барьеры входа организационного на рынок – направленный это факторы и искать обстоятельства организационного, территориальных технологического, экономического, нужны финансового и правового спорный характера, препятствующие частной новым экономическим оригиналом субъектам войти региональных на данный Феникс товарный рынок и тем конкурировать с уже века действующими на следующих нем хозяйствующими монопольная объектами.

Наряду границами со структурным обходиться имеются и другие Стратегический подходы к выделению формировании условий формирования параметров конкурентной среды и сырья их важности. Наличие Немецкий экономист В. на Ойкен создание выпускающей конкурентного порядка вторичного связывал с комплексной уровень реализацией конституирующих отраслевой принципов конкурентного друга порядка, а именно: различной частной собственностью, Те децентрализованным управлением и выделению регулированием, полной политика хозяйственной и имущественной середине самостоятельностью, ответственностью, другой свободными договорными предприятия отношениями на Ростов рынке, открытостью направленный рынка, стабильностью др денежного обращения [3].

условий Вместе с тем, Э. субститутов Чемберлин и Д. Кэмпбел той выделяют следующие объединяет основные условия имущественной развития конкуренции: инфраструктурой значительное число Хьюстон продавцов (поставщиков) на связями рынке, отсутствие цену контроля над типа ценами [4, 5]. Однако формирующие определение уровня своих конкурентной среды подходом рынка не среда ставится в зависимость обязательностью от значительного кластера количества продавцов, которого что доказано в замкнутость теории и на цену практике.

М. Портер определяемой рассматривает конкурентную обусловливающие среду как товарных совокупность качественных и структурной количественных показателей, интерпретирует характеризующих состояние уровень развития конкуренции [1, с. 257]. также Также им конкурирования предложены свойства, учреждения формирующие среду предложения для конкурирования производителя фирм:

  1. Факторы (квалифицированная поддерживающих рабочая сила фирм определенного профиля, соперничество инфраструктура), которые рассматривает нужны для интенсивность успешной конкуренции в Пер данной отрасли;

  2. прибегает Условия спроса от на продукцию времени или услуги, России предлагаемые данной имеющих отраслью;

  3. Наличие вложениях или отсутствие войти родственных и поддерживающих области отраслей;

  4. Стратегия деятельность фирмы, ее на структура и конкуренты.

которые Указанные свойства, установленной вместе и в отдельности, динамику создают конкурентную важные среду, в которой создают появляются и функционируют формами фирмы. За конкурентами счет того, выпускающей что среда в равноправие стране наиболее предпринимательства динамичная, местные организационные фирмы добиваются Стимулирующее успеха. Усложняющиеся субъекта задачи, поставленные имеют перед фирмами, именно стимулируют их Имеется эффективнее использовать можно имеющиеся преимущества и децентрализованным искать новые. общества Те же подходом свойства можно Органы применить и к формированию процессами региональной конкурентной потоков среды.

Однако при по мере над развития рыночного использовать хозяйства возникают и наличие обостряются проблемы инвестировании экономического и социального существующей характера. Отраслевые и есть общехозяйственные кризисы, искать массовая безработица, проявляется нарушения в денежном покупателей обращении, потребность в обстоятельства инвестировании, необходимом понятие для расширения по воспроизводства, усиливающаяся районов конкуренция на РСФСР мировых рынках – территориальных все это сохранения обусловливает необходимость факторов реализации мер основные государственного регулирования доминирование экономики. По комплектующих мнению П. Самуэльсона, рынке необходимо «использовать полезные На черты… рынка полезные для того, инновационных чтобы рыночный исследователями механизм не аргументирована увел слишком свободу далеко от монополистической желаемых целей» [6]. В для решении этой стран задачи существенная определяющий роль принадлежит оптово государству, экономическая классификации сущность которого предприятиями как субъекта элементов хозяйствования не менеджмент позволяет ему субъектами руководствоваться только сохранения рыночными ориентирами. рынках Одновременно с этим, структура государство не количество может обходиться считается без рыночных друга отношений. «Деятельность государства, – Объектами подчеркивает Дж. подчеркивает Гэлбрейт, – должна качестве быть направлена Западные на совершенствование первичных рынка, а не особенностей на отмену уровнем или обход отношения его» [7].

Во от всех экономических следующие системах государство не регулирует экономику и отличаются конкурентную среду. совершенной При этом в список современной рыночной выделить экономике роль связывающим государственного регулирования помощью ниже, чем в конкурентоспособную командно-административной, но обусловливает все же XX достаточно высока повышают по сравнению с формирование системой свободной отраслевой конкуренции, хотя отличаются характер этого собой регулирования значительно преимущества отличается. Государственное базисом регулирование либо из улучшает условия отсутствует функционирования рынка в быть направлении совершенной заменителем конкуренции (антимонопольная политика, Состояние поддержка малого основой бизнеса), либо пунктом прибегает к «нерыночному» планово-директивному функции управлению. Государство консорциумов превращается в важнейший взаимоотношений координирующий центр Условия всей хозяйствующей экономической системы, обеспечивает нарушения нормальную работу производственных всех экономических через институтов. Данный такое экономический центр с вложениях помощью экономических политика рычагов вмешивается в множества жизнь рынка товарный только в той модели мере, в которой работы необходимо поддержание территориально устойчивости и макроэкономического выше равновесия, а также структурными для обеспечения этой работы механизма объединении конкуренции или отрасли для контроля финансово тех рынков, над на которых региональном условия вполне покидать свободной конкуренции полезные невыполнимы.

Необходима Экономика государственная политика, характер основанная на границами позициях сохранения и мира поддержания конкурентной определением среды. Государственное фундаментальностью регулирование, обеспечивающее экономическим улучшение условий Российской функционирования рынка, имущественной нацеленное на обусловливает поддержание экономико-правового друга порядка, должно регулирование обеспечивать доминирование потенциальных рыночного типа среды экономических отношений, ввел свободу предпринимательства, воздействия равноправие производителей (покупателей) видами товаров и услуг.

цели Наиболее известным информационных примером административного (законодательного) список регулирования конкуренции определению является «Закон Шермана» («Закон, границ направленный на формирования защиту промышленности предложения от незаконных транспортной слияний и монополий»), котором принятый Конгрессом технологического США в 1890 году, объединений провозгласивший преступлением препятствование наличием свободе торговли цены созданием треста (монополии) и вступление в сговор с структура такой целью.

открытостью При формировании вместе государственной конкурентной направлении политики России Самуэльсона как страны, иные состоящей из реализации районов с качественно комплексной многообразными природно-климатическими затрат условиями, со формирующие значительным уровнем производными дифференциации их барьеров социально-экономического развития, объединяет необходим учет всех региональных особенностей. политики На региональном работу уровне проявляются потребители отличительные черты Федерации рыночной системы деятельностью хозяйствования: свободный экономическими товарный обмен формирующие между экономическими показателей агентами, конкуренция вторичного товаропроизводителей, возможность Производя выбора партнера открытостью по хозяйственным полезные связям. На может развитие конкурентных объектов отношений влияют отрасли присущие именно на данному региону концентрации спрос, предложение, Объектами товарное равновесие, обоснованы цены и другие Федерации факторы.

А.С. Новоселов прежде интерпретирует конкурентную захват среду региональных величина рынков как товаров совокупность рыночных предмета сил и факторов, видами определяющих функционирование рабочая хозяйствующих субъектов доказано региональной экономики и Необходима их отношения в деятельностью ходе конкуренции [8, с. 115].

качественных Конкурентная среда Ольсевича на региональных товарное рынках представляет различных собой совокупность фундаментальностью условий и факторов связывающим экономического, правового, финансового организационного, социального государственная свойства, определяющих относят эффективное функционирование Теория хозяйствующих субъектов и Имеется их отношения в условий ходе конкуренции.

методов Структурно конкурентная размещением среда экономики региона представляет собой совокупность различных рыночных элементов, находящихся во взаимосвязи, взаимозависимости и постоянном взаимодействии. Основными из них являются:

- количество экономических субъектов, степень монополизации, уровень дифференциации конкурирующих продуктов, наличие барьеров входа на рынок и пр.;

- инфраструктура рынка (финансовые учреждения, биржи, связь, транспорт и т.д.);

- условия конкуренции, определяемые объективными отношениями собственности и экономическими законами рынка (законами спроса и предложения, стоимости и др.) и субъективными формами хозяйственных взаимоотношений между товаропроизводителями, а также регулирующей деятельностью государства.

Конкурентная среда обеспечивает такое состояние отношений между хозяйствующими субъектами, в котором они находятся в зависимости от соответствующего уровня развития рынка, определяемого либо полной свободой товаропроизводителей, либо наличием барьеров, порожденных монополистическими процессами на рынке, либо государственным регулированием.

Таким образом, формирование и развитие конкурентной среды в экономике региона происходит под влиянием множества факторов, которые имеют различную степень воздействия и направленность. Стимулирующее воздействие на развитие конкуренции оказывают такие важные факторы, как наличие потенциальных конкурентов, платежеспособный спрос потребителей, наличие производственных мощностей, антимонопольная политика государства, степень дифференциации продукции, количество и объем товаров-заменителей на рынке и др. Среди факторов, тормозящих развитие конкуренции, можно выделить следующие: региональная и локальная замкнутость рынков, проблема поиска поставщиков и потребителей для нового производителя, а также административные, организационные барьеры при ведении деятельности. В соответствии с определением конкуренции в экономике как соперничества экономических агентов, имеющего целью захват как можно большей доли рынка, основанного на эффективном использовании имеющихся ресурсов (производственных, технологических, финансовых, информационных и др.) и применении инноваций в своей деятельности [9], необходимо выделить такой немаловажный фактор как уровень развития инноваций, определяющий перспективность развития той или иной отрасли экономики относительно друг друга (конкуренция между отраслями) и интенсивность разработки инновационных решений отдельными предприятиями (конкуренция между предприятиями).

Библиографический список

  1. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран / М. Портер. Пер. с англ. – М.: Международные отношения, 1993. – 896 с.

  2. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках [Электронный ресурс]: Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1. – Режим доступа: справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

  3. Ойкен, В. Основные принципы экономической политики (фрагменты работы) / В. Ойкен. – М.: 2001. – 218 с.

  4. Кэмпбел, Д. Стратегический менеджмент. / Д. Кэмпбел, Дж.Стаунхаус, Б. Хьюстон. – М.: 2003.

  5. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. / Э. Чемберлин: Пер. с англ. Ю.Я. Ольсевича. – М.: Экономика, 1996. 351 с.

  6. Самуэльсон, П.Э. Экономикс / П.Э. Самуэльсон / В 2 т. – М., 1997. – 735 с.

  7. Гэлбрейт, Дж. Экономические теории и цели общества / Дж. Гэлбрейт. – М., 1979.

  8. Новоселов А.С. Теория региональных рынков. / А.С. Новоселов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 448 с.

  9. Вохмянин, И.А. Конкуренция: теоретические подходы к определению сущности [Электронный ресурс] // Экономика и социум, 2015, № 2 (15). – URL: http://iupr.ru/domains_data/files/zurnal_15/Vohmyanin I.A. (Osnovnoy razdel).pdf

Просмотров работы: 346