ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ КАК ОСОБОГО ЭЛЕМЕНТА ФИНАНСОВОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ КАК ОСОБОГО ЭЛЕМЕНТА ФИНАНСОВОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Авдеева М.В. 1
1Российский Государственный Социальный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
The article examines various approaches to the definition of the concept of financial independence of the budget system, determines its role in ensuring the independence of the national economy, presents a methodology for calculating the main indicators of the financial independence of the budget system Keywords: financial independence, budget system, financial independence indicators

В настоящее время в условиях ухудшения основных макроэкономических показателей, таких как снижение ВВП, рост инфляции, увеличение дефицита бюджета, общей нестабильности экономической системы актуальным становится вопрос о обеспечении независимости бюджетной системы как основного элемента финансовой независимости национальной экономики и экономической безопасности в целом.

Следует отметить, что, несмотря на то, что обеспечение устойчивости и независимости бюджетной системы является одним из приоритетных направлений бюджетной политики и принимаемых программных документов по управлению государственными финансами на федеральном и региональном уровнях, в настоящее время отсутствует четко формализованное понятие независимости бюджетной системы. Это в свою очередь привело к образованию множества способов его определения, а также методологии оценки.

Для начала следует отметить, что бюджетная система является одним из важнейших элементов финансовой системы РФ, она включает в себя совокупность бюджетов, институтов, организационные структуры управления, а также установленный свод правил функционирования (бюджетное законодательство и политику), взаимодействие которых в свою очередь обеспечивает формирование и использование бюджетных фондов.

Исходя из этого, независимость бюджетной системы можно определить, как способность ее элементов обеспечивать реализацию декларируемых целей при помощи механизмов мобилизации распределения централизованных денежных фондов государства, без значительных изменений ключевых параметров при воздействии отрицательных факторов.

Кроме этого независимость бюджетной системы отражает финансовое состояние, характеризующееся возможностью обеспечения субфедеральных бюджетов финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления собственных функций. Важным элементом бюджетной системы является эффективное использование бюджетных средств и прозрачность их распределения.[2]

Финансово-бюджетная независимость может определяться как отсутствие кризисов в финансовой системе исходя из того, что финансовый сектор устойчив к различным шокам финансовых учреждений и рынков.

В целом независимость системы проявляется в ее способности выполнять свои функции и сохранять свои параметры в установленных пределах во времени, в том числе при действии на нее определенных внешних воздействующих факторов.

Обобщая подходы к определению независимости бюджетной системы, можно определить, что она представляет собой систему, способную реагировать на внутренние и внешние риски, сохраняя при этом параметры целостного развития с ориентиром на налогово-бюджетную прозрачность, сбалансированность. Бюджетная независимость заключается также в приемлемом уровне дефицита бюджета, долговой нагрузки, оптимальной системе межбюджетных отношений, консолидации бюджетного процесса, расширении среднесрочного и долгосрочного финансового планирования, использовании бюджетирования, нацеленного на результат, и программно-целевого планирования, усовершенствовании финансового контроля, отчетности и мониторинга.[1]

Таким образом, понятие независимости бюджетной системы не имеет четких границ в своем определении, что отражает динамический характер проблемы в процессе развития финансовой системы государства.

На фоне современного глобального финансового развития проблемы бюджетной зависимости определяются двумя противоречивыми тенденциями: подчинение мировой финансовой системы интересам международных порядков (международных финансово-бюджетных институтов) и потоков трансграничных капиталов, и вторая тенденция, это наличие конкуренции финансово-бюджетных систем. Это в свою очередь обуславливает формирование внешних и внутренних факторов воздействия на национальные бюджетные системы.

Дисбаланс в финансовой системе неизбежно приводит к отрицательным изменениям в реальном секторе экономике. Поэтому своевременная идентификация изменений в финансовой сфере может способствовать раннему выявлению грядущих кризисных явлений в экономике, разработке превентивных мероприятий, что усилит конкурентоспособность страны на мировых рынках. В связи с этим формирование системы индикаторов финансовой независимости является актуальным и целесообразным.

Для оценки состояния бюджетной системы предлагается использовать систему общепринятых, а также дополнительно разработанных бюджетных коэффициентов, методика расчета которых представлена в Табл. 1.1.

Данная группа коэффициентов позволит произвести оценку финансовой независимости бюджетной системы на региональном уровне.

Таблица 1.1. Показатели финансовой независимости бюджета

Показатель

Формула расчета

1

Показатель финансовой независимости

где НД – налоговые доходы,

НнД – неналоговые доходы;

Д – общая сумма доходов консолидированного

бюджета субъекта РФ.

2

Показатель чистой финансовой независимости

где НДрм – налоговые доходы от региональных и местных налогов;

НнД – неналоговые доходы;

БПтр – безвозмездные поступления от третьих лиц;

ННнД – налоговые и неналоговые доходы.

3

Показатель налоговой независимости

 

4

Показатель чистой налоговой независимости

где НД – налоговые доходы.

5

Показатель прямой финансовой зависимости

где БПдот и БПсубс – финансовая помощь в виде и субсидий соответственно.

6

Показатель общей финансовой зависимости

НДф – налоговые доходы от федеральных налогов и сборов по установленной для зачисления в региональные и местные бюджеты ставке.

Источник: составлено автором на основе статьи Яшина Н.И., Емельянова О.В. Методика оценки финансового состояния консолидированных бюджетов РФ/ Н.И. Яшина, О.В. Емельянова//Экономика и финансы. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2008.— № 5. С. 154–166.

1. Показатель финансовой независимости.

Данный показатель отражает соотношение размераналоговых и неналоговых поступлений регионального бюджетаи общей суммы доходов бюджета. Чем ниже значение данного коэффициента, тем в большей степени органы власти зависят от финансовых решений государственных органов субъекта Федерации.

2. Показатель чистой финансовой независимости бюджетов отражает, долю поступлений в бюджет за счет собственных источников, установленных территориальными органами власти самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.Показатель налоговой независимости показывает долю доходов бюджета формирующейся за счет поступлений от налогов. Для расчета данного коэффициента учитываются федеральные, региональные и местные налоги.

4. Показатель чистой налоговой независимости также, как и предыдущий коэффициент показывает, долю поступлений от налогов в общей части налоговыхдоходов консолидированного бюджета субъектаРФ. Однако, в данном случае для расчета используются только доходы по региональным и местным налогам, по которым субъекты самостоятельно устанавливают налоговые ставки и нормативы отчислений. В связи с этим коэффициент является индикатором эффективности территориальной налоговой политики.

5. Показатель прямой финансовой зависимости показывает долю финансовой помощи из бюджета субъекта на выравнивание бюджетной обеспеченности и финансирование социально значимых расходов в общем объеме собственных доходов. При этом здесь учитываются не все межбюджетные трансферты из бюджета субъекта, а лишь дотации и субсидии.

6. Показатель общей финансовой зависимости характеризует соотношение величины налоговых доходов от федеральных налогов и сборов по установленным и дополнительным нормативам отчислений в местный бюджет, финансовой помощи из бюджета субъекта и общей суммы доходов бюджета муниципального образования. Данный показатель отражает долю поступлений доходов, объем которых зависит от установленных федеральными и региональными органами власти нормативов отчислений по конкретным налогам. При этом, чем выше значение коэффициента, тем более высока зависимость местных органов власти от федеральных и региональных органов власти. [3]

Для последующей оценки данных показателей необходимо составить рейтинг финансовой независимости бюджетов. Для этого необходимо рассчитать индексы финансовой независимости. Учитывая при расчете, что для прямых показателей (коэффициенты №1-4) характерно следующее - чем больше получатся рассчитанные значения, тем выше финансовая независимость, а для обратных (коэффициенты №5-6) – чем больше будут значения коэффициентов, тем меньше будет финансовая независимость.

Далее на основе полученных данных можно составить сводный показатель финансовой независимости, произведя суммирование полученных значений индексов финансовой независимости по каждому коэффициенту:

где – индекс финансовой независимости по каждому субъекту для n-ого показателя.

Состав коэффициентов, применяемых для оценки финансовой независимости бюджета, не является окончательно сформированным, поэтому может быть дополнен и другими показателями

При оценке данных коэффициентов необходимо учитывать, основные факторы, воздействующие на финансовую устойчивость регионов, которые можно разделить на две группы: внутренние и внешние. К первым относят общее состояние экономики региона, политическую обстановку, проводимую правительством политику. Ко вторым — общеэкономическое положение страны, политику федеральных центров.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Финансово-бюджетную независимость следует рассматривать как неотъемлемую часть социально-экономической устойчивости государства и оценивать через систему индикаторов.

2. Бюджетная устойчивость является определяющей основой финансовой независимости национальной экономики.

3. Независимость бюджетной системы является одним из ключевых факторов обеспечения макроэкономической стабильности, что в свою очередь способствует формированию экономического роста и укреплению конкурентоспособности национальной экономики. [2]

Список литературы:

  1. Громова А.С. Финансовая устойчивость и безопасность бюджетной системы как ключевые факторы развития национальной экономики/ А.С. Громова// Вестник Томского государственного университета.2012. — №1. — С.154-160.

  2. Канкулова М.И. Понятие и основные факторы устойчивости бюджетной системы/ М.И. Канкулова// Финансы и кредит.2016. — №37. —С.30-39.

  3. Короткина Н.Ю. Методика анализа финансового состояния бюджетов муниципальных образований/ Н.Ю. Короткина//Муниципальные финансы. 2014.— №20. — С. 36-47.

  4. Яшина Н.И., Емельянова О.В. Методика оценки финансового состояния консолидированных бюджетов РФ/ Н.И. Яшина, О.В. Емельянова// Экономика и финансы. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2008.— № 5. С. 154–166.

Просмотров работы: 232