В качестве учителя технические средства выступают как в роли источника учебной информации и наглядного пособия, также средства контроля. Как рабочего инструмента, функции компьютера заключаются в помощи при подготовке текстов и визуального и звукового материала, быстрого и доступного поиска информации и др. [2]
Своими профессиональными педагогическими задачами в проведение уроков мировой художественной культуры с помощью современных технических средств мною была поставлены:
1. Использование разнообразных современных подходов к обучению, образовательных технологий и методик организации уроков и занятий в качестве учителя.
2. Разработка различных методов внедрения современных технических средств в процесс обучения на уроках мировой художественной культуры.
3. Многоцелевое использование компьютера в учебном процессе для овладения всеми способами применения компьютера в качестве средств учебной деятельности. [1]
4. Создание собственных информационных материалов на базе технических средств, применяемых в обучении.
Для обоснования успешности комплекса педагогических приёмов с использованием современных технических средств обучения на уроках мировой художественной культуры в школе (Компьютерная поддержка урока) мною была составлена анкета для выявления уровня усвоения материала.
Анкета рассчитана на проведение её в два этапа: констатирующий, т.е. предварительный контроль для определения знаний по теме, которая будет изучаться; и итоговый, где устанавливается уровень знаний учащихся, после проведения тематических уроков (уже имеющиеся знания и приобретённые по средством занятий с использованием современных технических средств).
По результатом анкетирования на тему «Средневековое искусство» можно было набрать от 0 до 100%. (Не стоит ранжировать эти критерии по пятибалльной системе оценки, они соотносятся только со степенью знакомство с материалом, представленного ниже).
От 0 до 19% набранных баллов свидетельствует об отсутствии представления Средневекового искусства.
От 20 до 39% набранных баллов свидетельствует о низком уровне представления Средневекового искусства.
От 40 до 59% набранных баллов свидетельствует о среднем уровне представления Средневекового искусства.
От 60 до 79% набранных баллов свидетельствует о крепком уровне представления Средневекового искусства.
От 80 до 100% набранных баллов свидетельствует о высоком уровне представления Средневекового искусства.
Констатирующий этап.
Учащимся в начале курса было предложено пройти анкетирование, состоящее из анкетных вопросов.
Анкетирование проходило 18 человек, посредством которого удалось выявить у 12 человек отсутствии представления Средневекового искусства (менее 20%: 0% - 2 человека; 5% - 1 человек; 10% - 4 человека; 15% -5 человек).
У 3 человек низкий уровень представления о Средневековом искусстве (менее 40%: 20% - 1 человек; 25% - 2 человека).
У 3 человек средний уровень представления о Средневековом искусстве (менее 60%: 40% - 2 человека; 45% - 1 человек).
Из всего можно сделать вывод что средний бал класса составляет 17%, что говорит о среднестатистическом отсутствии знаний о Средневековом искусстве в классе.
Итоговый срез
Учащимся в конце курса было предложено пройти анкетирование, состоящее из тех же анкетных вопросов.
Анкетирование проходило 12 человек, посредством которого удалось выявить у 1 человека отсутствии представления Средневекового искусства (менее 20%: 15% - 1 человек).
У 1 человека низкий уровень представления о Средневековом искусстве (менее 40%: 20% - 1 человек).
У 7 человек крепкий уровень представления о Средневековом искусстве (менее 80%: 60% - 2 человека; 65% - 4 человека; 75% - 1 человек).
У 3 человек высокий уровень представления о Средневековом искусстве (от 80%: 80% - 1 человек; 85% - 1 человек; 90% - 1 человек)
Из всего можно сделать вывод что средний бал класса составляет 62%, что говорит о среднестатистическом крепком уровне знаний о Средневековом искусстве в классе.
Проведённое мной анкетирование обучающихся общеобразовательной школы на уроке мировой художественной культуры, которое показало повышения уровня осведомлённости учащихся по теме и повышение уровня их знаний на 45% в среднем по классу (с 17% до 62%).
Проводя подобные же эксперименты без использования современных технических средств, мною были достигнуты куда ниже результаты. На них среднестатистический уровень знаний базировался на среднем уровне, а учащихся представляющих уровень ниже среднего в разы больше. А также повышение от констатирующего этапа до итогового среза не превышало 40%
Из приведённых данных можно сделать вывод что применение современных технических средств наглядно демонстрируют свою эффективность в обучении мировой художественной культуры в школе, отражённого на примере более успешного и крепкого расширения знаний учащихся на уроке.
Список литературы:
Б. М. Бим-Бад. «Педагогический энциклопедический словарь». М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. 528 с
Зайцева С.А «Современные информационные технологии в образовании» // URL: http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm (дата обращения: 15.10.2017)
Крылов С.К. «Современные отечественные методики обучения ИКТ и художественное образование: основные тенденции» // Педагогика искусства: сете- вой электронный журнал. № 2. 2011 г. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine-2-2011 (дата обращения: 24.10.2017)
Молокова А.В. «Оценка эффективности информатизации образовательного процесса в начальной школе» / А.В. Молокова. - Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2006. - 80 с.