МЕТОД ПРОЕКТОВ В ИННОВАЦИОННОМ ПРЕПОДАВАНИИ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ИННОВАЦИОННОМ ПРЕПОДАВАНИИ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Козина А.В. 1
1Шуйский филиал ФГУБОУ ВО «ИвГУ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Зачастую в современном обществе применяют метод проектов. «Метод проектов» появился в США еще в начале нынешнего столетия. Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в философии и образовании, с разработками американского философа и педагога Дж. Дьюи и его ученика В. Х. Килпатрика. Главная идея, закладываемая в метод создателями: обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом непосредственно в данном познании.

Сущность метода проекта в терминологии Джона Дьюи – «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания. Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления» [3].

Метод проектов подразумевает под собой, во-первых, решение той или иной проблемы, и, во-вторых, ориентирован на получение результата.

Способом достижения дидактической цели посредством детальной разработки проблемы (технология), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым фактическим итогом, оформленным этим либо другим способом и является метод проектов. Прагматическая направленность на результат, который возможно получить при решении той либо другой практически или теоретически значимой проблемы положена концепция, составляющая суть понятия «проект» и входящая в основу метода проектов. Данный итог возможно увидеть, осознать, использовать, в реальной практической деятельности. Разрешение проблемы учитывает, с одной стороны, применение совокупности, различных способов, средств обучения, а с другой, подразумевает потребность интегрирования знаний, умений применять знания из разных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Итоги выполненных проектов должны являться, что называется, «осязаемыми», т. е., в случае если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, в случае если практическая – определенный итог, готовый к применению (на занятии, в школе, в реальной жизни) [3].

Проблема практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых итогов, является весьма значимым для метода проектов.

В случае если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то данная технология подразумевает комплекс исследовательских, поисковых, проблемных методов, креативных по собственной сущности.

«Метод проектов - педагогическая технология, направленная не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение и получение новых (иногда и посредством самообразования). Метод проектов становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Популярность метода проектов гарантируется перспективой сочетания в нем теоретические знания и их практическое использование с целью решения определенных проблем» [3].

На сегодняшний день метод проектов считается одним из известнейших в мире, так как дает возможность целесообразно совмещать теоретические знания и их практическое применение с целью решения определенных трудностей находящейся вокруг реальности в коллективной деятельности учеников. Существует главный принцип современного понимания метода проектов, который и привлекает многочисленные образовательные системы, стремящиеся отыскать надлежащее равновесие среди академических знаний и прагматических умений. Проектный метод в школьном образовании в наше время рассматривается как вариант классно-урочной системы [1].

Тема проектов способна затрагивать тот или иной теоретический вопрос учебной программы с целью углубить знания учеников по данной проблеме, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, тематика проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний обучающихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Подобным способом, к слову, достигается абсолютно естественная интеграция знаний [2].

У учеников при выполнении проекта появляются свои собственные характерные трудности, однако они носят объективный характер, а их преодоление считается одной из основных педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит овладение новой информации, но данный процесс осуществляется в сфере неопределенности, и его необходимо организовать, моделировать, так как ученикам сложно планировать основные и текущие цели и задачи, искать пути их решения, подбирать подходящие, оптимальные при наличии альтернатив [2].

Метод проектов применяется в том случае, когда в учебном процессе появляется какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой необходимы интегрированные знания из разных сфер знаний, а кроме того использование исследовательских методов (к примеру, создание художественного музея)

Для разработки современного урока по мировой художественной культуре мы использовали метод проекта. На уроках мировой художественной культуры метод проектов может быть осуществлен в форме урока-экскурсии, так как не каждый учитель имеет возможность организовать посещения музея. Результатом работы учащихся становится проект «Создание художественного музея».

На занятии применяется групповая форма деятельности. Во время работы над проектом ученики осуществляют различные функции: выбирают «экспонаты», разрабатывают экскурсию, оформляют «выставку», проводят «экскурсию», отвечают на вопросы «посетителей».

План-конспект разработки современного урока

Класс: 8

Предмет:Мировая Художественная Культура

Учебник:Солодовников Ю. А. Предтеченская Л. М. Мировая художественная культура: Сборник программ и методических материалов: 6 – 11 классы. – М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2001.

Тема:«Искусство от Древнего Египта до Возрождения».

Цели урока: повторение ранее изученного материала искусство Древнего Египта, Древней Греции. Древнего Рима, Средневековья, Возрождения.

Планируемые результаты:

Предметные: обобщение и систематизация изученного материала.

Познавательные: уметь выделять нужную информацию

Регулятивные: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планировать алгоритм ответа, формировать умение работать в группе.

Коммуникативные: формирование проектной и коммуникативной компетентностей.

Средства обучения: демонстрационные стенды, таблички с названиями эпох, таблицы для заполнения учащимися, наборы иллюстраций произведений различных видов искусства по эпохам.

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Деятельность учителя: (психологический настрой детей на урок) Эпиграф к уроку: строки из стихотворения Сергея Михалкова «В Музее В. И. Ленина»

Деятельность учащихся: (оценивание готовности к уроку, самоорганизация на учебную деятельность)

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

Деятельность учителя: проблемный вопрос: Как вы понимаете эпиграф урока? Что такое музей? Какие музеи вы знаете? Подумайте, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Деятельность учащихся: (анализ, сопоставление, построение развернутого ответа на поставленный вопрос; формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.)

Деятельность учителя: Запишем тему нашего урока. «Искусство от Древнего Египта до Возрождения»

Сформулируем цели нашего урока:

-Повторим изученное.

-Познакомимся с основами мировоззрения эпохи и самыми важными достижениями искусства.

-Работать будем в группах, результатом вашей деятельности будет проект.

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Деятельность учителя: (раздает по группам экспонаты (иллюстрации))

- Начнем с того, что представители каждой группы разместят на стендах названия залов нашего музея в хронологическом порядке, и приступим к работе.

Деятельность учащихся: (изучают и отбирают самые важные и ценные экспонаты (иллюстрации), так как площади для экспозиции ограничены; размещают экспонаты в своих залах (на стендах)).

Этап 4. Практикум

Деятельность учителя: (наблюдает за работой учащихся, при необходимости консультирует, помогает).

Деятельность учащихся: Учащиеся работают в группах (выбирают иллюстрации, размещают их на стенде, готовят экскурсию, выбирают экскурсовода).

Этап 5. Закрепление полученных знаний

Деятельность учителя:

-Итак, в результате вашей работы в классе появился художественный музей, в «залах» которого мы прослушаем лекции «экскурсоводов».

В таблицу можно вносить не только те памятники культуры, которые будут представлены на стендах, но и те, которые интересны вам.

Деятельность учащихся: группы защищают проекты (экскурсовод от группы проводит экскурсию)

Учащиеся (посетители музея) заполняют таблицы.

Этап 6. Подведение итогов урока

Деятельность учителя: Анализ работы учащихся.

Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча?

Деятельность учащихся: Афиширование результатов.

(Самооценка работы на уроке) Дают развернутые ответы на вопросы.

Список литературы:

  1. Алексеев Н. Г. Формирование осознанного решения учебной задачи. Педагогика и логика. - М.: Касталь, 1993. – 385 с.

  2. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. - М.: Сентябрь, 1996. – 112 с.

  3. Ситникова С. С. Воспитание коммуникационной культуры на уроках МХК. - СПб.: Специальная литература, 2011. – 240 с.

Просмотров работы: 136