МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИСКУССТВА МОДЕРНА НА УРОКЕ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИСКУССТВА МОДЕРНА НА УРОКЕ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей, т.е. обучение должно быть развивающим. А эффективность развивающего обучения проявляется прежде всего в активизации учебной деятельности школьников.

Для экспериментального обоснования теоретических доводов было проведено ряд занятий по мировой художественной культуре с учащимися среднего звена общеобразовательной школы. Суть экспериментов заключалась в следующем: повысить уровень знаний о искусстве модерне. Считаю, что основная проблема урока, это повышение качества знаний учащихся. Вначале обучающимся был дан опрос «Что вы знаете о модерне». Обучающиеся практически ни на что не ответили. Средний уровень знаний обучающихся был равен 16%. После того, как мы выяснили средний балл, на основании полученных результатов констатирующего эксперимента были разработаны уроки по стилю модерн. Мы изучили все «измы» начала XX века. Что же такое модерн?

В конце 19-го века многие европейские художники, дизайнеры и архитекторы восстали против формального, классического подхода к дизайну: когда архитекторы брали какой-то стиль из прошлых эпох, или несколько стилей и соединяли его в одном памятнике, таким образом, искусство будто не выделяло свою душу, свою индивидуальность. В поисках новых решений архитекторы сочетали различные стили с прошлых эпох. Тогда зарождается модерн. Модерн-это тот стиль, который сказал «нет» всем заимствованиям прошлых столетий, это тот стиль, который выработал свой собственный язык, основываясь на природе.

Характерной особенностью новейшего направления стала идея синтеза, соединяющая все виды искусства и вовлекающая в сферу прекрасного естественную природную красоту, единство всех деталей-архитектуры, росписи, интерьера, элементов декора, посуды, костюма и пр. Соотнесите фигуры поблекших стеблей и лепестков, потерявшие былые очертания с объемами фасада и перед вами предстанет излюбленный мотив стиля модерн, или «ар-нуво», как называли его во Франции.

В своем порыве предшественники модерна достигали удивительных графических эффектов, благодаря динамике форм, которые, казалось, вот-вот «оживут», поскольку стиль модерн категорически не приемлет прямые линии, предпочитая их плавность и текучесть. Ведь в природе нет ничего прямого, бесконечное стремление к S-образным формам…

Главным свойством модерна является его декоративность, присутствующая во всем, даже в мелочах. Модерн выразил ностальгию по прошлому, по первозданной природе, по всему не городскому и не современному. По асимметрии, которая была утрачена в индустриальную эпоху.

Этот стиль до сих пор актуален, его и сейчас считают современным. Частично это можно объяснить тем, что уже привычное в стиле каждый раз можно дополнить чем-то новым. Таким образом, модерн просто расширяет свои горизонты, но не теряет своей привлекательности. Чем больше мы начинаем оглядываться по сторонам, тем больше видим, что искусство окружает нас повсюду.

Через некоторое время в 11 классе проводилась итоговая работа.

После проведенных уроков делаю сравнительный анализ качества знаний: отмечаю повышение среднего балла с 16% до 82%.

Все виды работ с учащимися были направлены на то, чтобы вызвать у них интерес к стилю модерн, к его истории. Знания школьников о модерне обогатились и приобрели устойчивость. У них расширился объем теоретических знаний, появилось умение сравнивать произведения искусства 20 века.

Во время объяснения учащимся демонстрировались компьютерные модели, видеоролики, приводились интересные факты. В конце занятия проведённая рефлексия позволила учителю судить о том, что 82% учащихся усвоили материал урока, а остальным потребовались дополнительные пояснения.

Таким образом, у учащихся возросло творческое воображение, обеспечивающее конкретизацию и обобщение художественного образа. Учащиеся могли уже свободно охарактеризовать средства выразительности модерна и определить в каком направлении модернизма написана картина.

Конспект урока для 11 класса

«Модерн. Стиль, вдохновленный природой.»

Тип урока: изучение нового материала, введение-погружения.

Цель: развитие у учащихся способности к эмоционально-художественному восприятию и осмыслению особенностей стиля модерн.

Художественно-педагогическая идея урока: Путём погружения в живопись и архитектуру модерна прийти к пониманию основной идеи этого стиля – идеи абсолютной красоты, стиля, вдохновленного природой.

Задачи урока:

Расширение культурно-художественного кругозора учащихся через знакомство со спецификой и образной системой стиля модерн;

Развитие у старшеклассников умения анализировать, систематизировать и критически осмысливать материал;

Постижение мировоззренческих акцентов искусства модерна, воплощенных в произведениях архитектуры и живописи.

Оборудование:

ПК;

мультимедийный проектор;

мультимедийная презентация к уроку;

информационный лист.

Учитель

Учащиеся

«Дом должен подходить его владельцу, как безупречно скроенное платье» архитектор (В.Орта)

  1. Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о таком стиле в искусстве о «модерне».

Модерн (франц.) – новый, современный – название художественного стиля рубежа 19-20 вв. возникшего в противопоставление эклектики. Другое название этого стиля ар нуво.

Страна модерна Франция. Стиль модерн нашел свое отражение во многих областях творческой деятельности и в первую очередь в архитектуре, живописи и прикладном искусстве.

Модерн был такой своеобразной реакцией на все то, что происходило в 19 веке. Если вы пристально посмотрите искусство 19 века, то увидите, что в принципе никаких новых стилей, в это время, не появляется.

Я здесь имею ввиду конкретно архитектуру.

Историзм и эклектика, вот что царило в архитектуре всего, практически, 19го века. Эклектика -«выбирающий», «отбирающий» художественное направление в архитектуре, ориентирующееся на использование в одном сооружении любых форм прошлого в любых сочетаниях;смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов и т. п

Когда архитекторы брали какой-то стиль из прошлых эпох, или несколько стилей и соединяли его в одном памятнике, таким образом, искусство оно как будто бы не выделяло свою душу, свою индивидуальность.

В поисках новых решений архитекторы сочетали различные стили с прошлых эпох. Классицизм соединялся с барокко приправлялся готическими элементами, мавританские детали соседствовали с помпезными вычурными барочными, и, так получалось, что в одном памятнике на одном здании встречались совершенно порой несочетаемые элементы из прошлых эпох.

Модерн (от фр. moderne — современный) — художественное направление в искусстве. Представителей модерна объединяло антиэклектическое движение — стремление противопоставить свое творчество эклектизму предыдущего периода. Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, природных линий, интерес к новым технологиям (например в архитектуре), элементам прикладного искусства.

Стилю модерн свойственны кривые, округлые линии, многоуровневость и ассиметрия. Изящные линейные плетения, подвижные растительные узоры. Линия подчеркивающая форму предметов напоминала морскую волну или удар бича. Пульсация волнистой линии декора модерна стала графической фиксацией душевных исканий общества, где чередование подъемов и спадов являлось мироощущением эпохи назревающих катастроф и усиливающихся противоречий.

Очень часто мастера модерна брали за основу в своих произведениях орнаменты и рисунки, взятые напрямую из растительного мира. Поэтому так часто в модерне вы можете увидеть, как по стене здания, буквально на ваших глазах, ползет вьюнок и мы с вами чувствуем это движение. Если мы зайдем в здание стиле модерн мы будем чувствовать, что находимся внутри какого-то существа.

Давайте мы с вами переместимся на малую Никитскую улицу, где располагается знаменитый дом Рябушинского (ранний модерн (сегодня там располагается музей, посвященный Максиму Горькому), который построил архитектор Федор Шехтель.

Так вот, если вы зайдете во внутрь у вас может сложиться впечатление будто вы внутри улитки. Действительно, все формы, которые окружают вас они плавные без каких-либо прямых углов, все такое скошенное, закругленное. Модерн очень любил мотив волны. Эталоном стала лестница в особняке Рябушинского. Живя в таком особняке, человек чувствует себя органично. Модерн копировал растительный и животный мир в оформлении внутреннего и внешнего пространства. Архитекторы этого стиля всегда работали в синтезе т.е. архитектор отвечал полностью за все внутреннее оформление здания. Он не только проектировал саму архитектуру, но был и, дизайнером и художником, проектировал посуду и все те элементы, которыми пользовался владелец этого здания. Этот синтез искусств стал символом конца 19го начала 20го века, когда архитектор живописец и мастер декоративно-прикладного искусства все эти профессии сливались в одно.

Русский модерн обладал своей особенностью, также, как и европейский.

В каждой стране модерн имел свое название во Франции – ар-нуво (art nouveau)

в Германии- югенштиль (jugendstil)

в Австрии - сецессион (secessionsstil)

в Италии- либерти (liberty)

в Испании - модернизм (modernismo)

в Америке - тиффани (tiffany)

в Англии - макинтош (mackintosh)

и др.

2)Знакомство с живописью модерна. Знаковые картины стиля модерн.

Т.к. время было предвоенное, люди хотели, чтобы вокруг было красиво, празднично, украшено золотом и не наталкивало людей на грустные мысли.

На экране представлена работа А.Мухи. 10 сл.

В эпоху модерна художники будто пытались подружить высокое с прикладным. Они сотрудничали с ювелирами, дизайнерами, создавали рекламные плакаты. На слайде: Альфонс Муха, «Жисмонда» (1897) афиша для спектакля, изображающая Сару Бернар. С ее появлением чешский художник, живший в то время во Франции, становится невероятно популярным, а его работы олицетворяют стиль модерн.

Альфонс Муха- чешско-моравский живописец, театральный художник, иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «ар нуво».

Технический прогресс в области типографского дела и фотографии также способствовал развитию модернизма с его «плоскими» картинками. Модели больше не нужны, достаточно фотографии для быстрого написания портрета, а потом — публикации: на рекламе, в журналах, на рекламных листках по всему миру.

И вскоре те, кого мы по привычке называем «импрессионистами», осваивали стиль ар-нуво. Эдгар Дега, Поль Гоген, Эдуард Мане, Анри де Тулуз-Лотрек, взяли на вооружение изгибы, растительный декор и «плоские» контуры.

Герман Обрист — немецкий художник-декоратор «Красный цикламЕн» (1892): гобелен с шелковым узором. Это визитная карточка стиля модерн: гибкие, переплетающиеся стебли растения, и ни одной прямой линии или угла!

Густав Климт — австрийский художник, родился в семье художника-гравера по металлам. В семье было трое мальчиков.

Отец обучал мальчиков основам рисунка и с ранних лет они знали, что такое работа с золотом. Именно поэтому Гюстав любил золото в своих работах.

«Поцелуй» (1908) — самая известная и очень характерная картина художника, имя которого ассоциируется со стилем модерн. Эта работа — последняя из серии «золотого периода» в творчестве Климта.

Знаете ли вы вторую Мону Лизу? Знаменитая Золотая Адель по-другому её называют Австрийская Мона Лиза.

Цены новые – модерновые.

135 млн. долл. за «Портрет Адели Блох-Бауэр» (1907) Густава Климта в 2006 г.

(Если смотреть на Адель под определённым углом, и загадать желание, то по уголкам губ можно определить улыбается Адель или хмурится. Если улыбается, то желание сбудется.)

Немного о истории его творчества..

В то время, в Вене, жил зажиточный фабрикан Герман Флеге. У него было 3 дочери и один сын. И вот он решил, что нужно заказать портрет всех членов своей семьи и заказать он решил именно у Гюстава Климта. Так и познакомились браться Климт и сестры Флеге. Всё это закончилось свадьбой. Младшей сестре было всего 15 (портрет кисти Климта) Звали её Эмилия. Климт и Эмилия любили друг друга как брат и сестра. Вскоре брат Климта и его отец умирают в один год, для него это была большая потеря. Именно после потерь близких людей живопись Гюстава стала кардинально другой.

Появились большие рамы, декоративность и очень много золота.

Посмотрите на картины Климта, там сплошная эротика. Гюстав часто работал в окружении обнаженных девушек и многие из них были естественно любовницами Климта.

Климт очень любил женщин. Для него женщина источник буквально всего. Счастья, греха, рождения, наслаждения и тд. На экране представлены картины:

«Мать и дитя», «Золотые слезы», «Жизнь и смерть», «Даная» и многие другие его картины вы можете посмотреть самостоятельно.

Какой стиль был предшественником модерна?

Почему стиль получил такое название?

Что преобладает в архитектуре модерна?

Сегодня на уроке мы познакомились с стилем модерн. Погружались в художественное пространство стиля, наполненное внутренним динамизмом, пытались прочувствовать художественный образ — живой, пульсирующий, субъективный. Мы обращали внимание на удивительную цельность художественных образов модерна, на их изящную Красоту.

Домашнее задание: Напишите сочинение на тему «Ваше отношение к современному искусству»

(Надпись на доске)

Приветствуют.

Записывают термин в тетрадь.

Внимательно слушают.

Записывают термин в тетрадь.

Записывают термин в тетрадь.

Записывают в тетрадь.

Записывают в тетрадь.

Рассматривают произведение.

Записывают в тетради.

Записывают.

Смотрят на иллюстрации, слушают.

Записывают в тетрадь.

Дети отвечают на вопросы:

(Эклектика

Новое искусство- стиль свободы..имел разные названия и течения…)

Список использованной литературы:

  1. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2х тт. — М., 1994.

  2. Ванюшкина, Л. Методы и приемы контроля / Л. Ванюшкина, Н. Шейко / Современный урок МХК. – М.: Чистые пруды, 2007.

  3. Дмитриева. Н. «Искусство» - приложение к газете «1 сентября» №23 выпуск 4. 1997г.

  4. Жиллет. А. «Универсальная эстетика ар нуво». Курьер юнеско № 10. 1997г.

  5. Мельников Р.А «Немного о модерне». М. 1989г.

  6. Сарабьянов, Д. В. Стиль модерн: истоки, история, проблемы / Д. В. Сарабьянов. − М.: Искусство, 1989. − 294 с.: ил

  7. Серебровский В. Что такое «модерн»? // Наука и жизнь. -1992. - №2. -С.74.

  8. Харди Уильям. Путеводитель по стилю Ар Нуво. М., «Радуга», .; 2000.

Источники:

  1. www. wikipedia.org

  2. https://artchive.ru

  3. https://art-marafon.ru/

Просмотров работы: 251