«РУССКАЯ ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ XVIII ВЕКА НА ПРИМЕРЕ Ф. С. РОКОТОВА» - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

«РУССКАЯ ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ XVIII ВЕКА НА ПРИМЕРЕ Ф. С. РОКОТОВА»

Четвертакова П.Д. 1
1Шуйский филиал ФГУБОУ ВО «ИвГУ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Упорная работа русских художников над портретом в конце XVIII века принесла свои плоды. Именно здесь были достигнуты вершины живописного мастерства, именно в портрете русские мастера сумели с особой глубиной выразить передовые, просветительские идеи своего времени. В русскую живопись вошли психологизм и богатое идейно-философское содержание.

Новый этап в развитии портретного искусства, которое теперь не ограничивается запечатлением индивидуальных черт человека, но проникает в его внутренний мир, ознаменовался творчеством, может быть, самого привлекательного русского художника XVIII века — Ф. С. Рокотова (1735—1808), который был выходцем из крепостных князя П.И. Репнина. Лишь недавно, да и то далеко не исчерпывающе, удалось уточнить обстоятельства его жизни, окутанной многими легендами и домыслами [2; 387].

По внутренней проблематике живопись Рокотова перекликается с древнерусским искусством; среди художников XVIII века один только Рокотов по-настоящему приблизился к глубоким истокам национальной художественной традиции.

Федор Степанович Рокотов принадлежит к числу крупнейших мастеров портретной живописи XVIII столетия. Его творчество свидетельствует о небывалом подъеме национальной художественной культуры. Искусство Ф.С. Рокотова отмечено чертами острой и неповторимой оригинальности [3; 448].

Благодаря усилиям исследователей разыскано и собрано несколько десятков полотен, написанных Ф.С. Рокотовым.

В камерных рокотовских портретах запечатлены неповторимые черты просвещенных людей его времени, их внутренний мир, их сущность. Художник был знаком со многими видными деятелями науки и культуры: ученым-энциклопедистом М. В. Ломоносовым, гравером Е. П. Чемесовым, архитектором В. И. Баженовым, ему позировали «театра русского отец» А. П. Сумароков и поэт-сатирик В. И, Майков. Рокотов сумел воплотить идеал человека, сложившийся в передовой общественной среде и привлекающий своей духовной содержательностью. Открывая новые грани человеческих переживаний, творчество Рокотова в какой-то степени предвосхищало поиски мастеров последующего поколения, художников романтического направления.

Уже среди ранних созданий Рокотова встречаются портреты царствующих особ и членов императорской фамилии: Петра III, Екатерины II, младенца цесаревича Павла; далее идут представители петербургского света и московского барства, поэты и драматурги XVIII столетия. По полулегендарным сведениям Екатерина Великая предпочитала всем иным портреты Рокотова и требовала, чтобы именно ими пользовались другие художники при изображении царского лика.

Портрет В. И. Майкова, написанный около 1765 года, по уровню мастерства, по глубине раскрытия внутренней сущности образа, по объективности и психологической проникновенности является одним из самых совершенных созданий художника.

Глядя на портрет мы можем заметить, что Майков изображен в спокойной, естественной позе. Его скромный темно-зеленый кафтан не украшают ни ленты, ни ордена. Художник уже полностью преодолел здесь условную систему приемов репрезентативного парадного портрета, где главную роль играют заученная торжественность движений и осанки, а также многочисленные «околичности», рассказывающие о внешней стороне жизни изображаемого человека. Рокотов проявил виртуозное мастерство в передаче тканей немногими легкими, как бы бегущими мазками, изобразив прозрачность кружевного жабо, мерцание золотого шитья на красном воротнике кафтана. Уверенным и точным композиционным приемом выделено лицо портретируемого, залитое мягким светом, выступающее на затененном фоне. Но живописное совершенство портрета не являлось для художника самоцелью, декоративное решение подчинено психологическому замыслу.

Историческое значение портрета Майкова определяется тем, что в этом мастерском произведении с наибольшей силой проявились реалистические тенденции творчества Ф.С. Рокотова.

На уроках МХК ученики познакомились с творчеством этого великого художника. Были рассмотрены многие его работы, например портрет Екатерины II, портрет князя И.И. Барятинского, портрет графини Е.В. Санти, портрет графа Г.Г. Орлова в латах и многие другие.

Изучили его индивидуальный стиль написания портретов. Ученики заинтересованно восприняли историю жизни и творчества В.С.Рокотова. Особенно глубоко и полно художник сумел раскрыть женские образы. Ученики познакомились с изображением В.Е. Новосильцевой, на котором художник передал множество загадок и тайн. Величавость, достоинство, уверенность в себе – все передано живописцем. Глаза с легким «рокотовским» прищуром насмешливы, как и сложенные в легкую улыбку губы. Тщательно выписано ее полупрозрачное белое платье, рюши и голубоватый атласный бант. Светлая фигура модели выступает из темного фона и приближается к зрителю.

«Тайна Рокотова», «загадка Рокотова», «туманный Рокотов» — эти слова, постоянно повторяющиеся в статьях и книгах, можно объяснить не только загадочностью рокотовских образов, но и тем, что очень мало известно о самом портретисте. Искусствоведы до сих пор спорят не только о дате его рождения, но и о его происхождении [1;32].

Творчество Рокотова оказалось созвучным запросам времени, что бывает не всегда. Особенно полюбила талантливого художника старая дворянская Москва. Благодаря многочисленным частным заказам он мог освобо­диться от службы в Академии художеств, которая способствовала росту художника от ремесленника до творца, заслуживающего уважения и признания.

Литература

1. Врангель 77. 77. Федор Степанович Рокотов // Старые годы. 1910. № 4.

2. Горелов А.А. История русской культуры : учеб. / А.А. Горелов. - 2-е изд. - Москва: Юрайд, 2015. - 387с.

3. Емохонова Л. Г., Основы Мировая художественная культура: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - 4-е издание, стереотип. - М.: издательский центр «Академия», 2000. - 448 с.

4. Портретная живопись 18 века. Художники России [Электронный ресурс].- режим доступа: http://social-culture.ru/index.php (дата обращения 08.11.2016)

Просмотров работы: 308