ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПОРТРЕТНОЙ ЖИВОПИСИ В СРЕДНИХ КЛАССАХ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПОРТРЕТНОЙ ЖИВОПИСИ В СРЕДНИХ КЛАССАХ

Антонова А.В. 1
1Шуйский филиал «ИвГУ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В изобразительном искусстве портрет - один из главных жанров живописи, скульптуры, графики, а также фотоискусства. В основе жанра портрета - мемориальное начало, увековечивание облика конкретного человека.

В портрете с исключительной полнотой можно выразить самое важное, самое существенное для всякого искусства – внутренний мир и душу человека.

«Портретное сходство должно совпасть с верной глубокой оценкой характера изображаемого человека. Именно глубинное постижение художником модели придает портретному образу убедительность» [3;129].

В процессе обучения совершенствуется мышление подростка. Содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение характера и форм учебной деятельности формируют и развивают у него способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Основная особенность мыслительной деятельности подростка — нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению[1].

Для развития мыслительной деятельности можно при изучении портретной живописи предложить детям проанализировать разновидности портретного жанра по предложенным репродукциям.

Задание, которое может служить развитию мышления - составление схемы «Различия и сходства исторического и костюмированного портрета».

В процессе учения подросток приобретает способность наблюдению предметов и явлений. Восприятие становится плановым, последовательным и всесторонним. Подросток воспринимает уже не только то, что лежит на поверхности явлений, хотя здесь многое зависит от его отношения к воспринимаемому материалу — и ученик поражает поверхностностью, легковесностью своего восприятия. Подросток может смотреть и слушать, но восприятие его будет случайным[2].

Очень важно развивать внимательность, наблюдательность. С этой целью детям предлагается рассказать о друге через его портрет. Нужно обратить внимание детей, что в портрете главное не только сходство с портретируемым, но и собственное отношение художника к человеку.

Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание. Развитие идет по пути усиления их произвольности. Нарастает умение организовывать и контролировать свое внимание, процессы памяти, управлять ими. Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.

Для развития памяти школьников можно предложить им выучить историю какого-нибудь портрета.

Самое главное - применять все виды деятельности на уроках, менять их и сочетать. Это позволит сконцентрировать внимание учащихся на предмете и вызовет интерес к нему.

Конспект урока мировой художественной культуры в 5 классе «виды портретов»

Класс: 5

Предмет: МХК

Название раздела: Художественная культура в жизни человека.

Тема мероприятия: Виды портретов.

Цели урока: знакомство с видами портрета, анализ В. Л Боровиковского «портрет Лопухиной»

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с видами портрета на примере известных художников.

Познавательные: умение отличать виды, развить навыки анализа на примере картин.

Регулятивные: анализировать репродукцию картин.

Коммуникативные: формировать свою точку зрения

Средства обучения: компьютер, проектор, доска.

Программа: Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. Программа курса: 5-9, 10-11 класс. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010.

Ход урока

1.Организационный момент

Приветствие. Проверка явки учеников.

2.Мотивация к учебной деятельности

Сегодня вы познакомитесь с жанром – портрет.

Портреты могут быть разные.

-Подумайте, автопортрет, он какой?

3. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач

- Запишем тему нашего урока «Виды портретов»

-Познакомимся с портретом, и с такими видами портретов как:

Камерный, парадный, индивидуальный, двойной, групповой, автопортрет, психологический.

- Рассмотрим известных художников - портретистов.

4.Рассмотрение визуального ряда картин(презентация) известных художников по разным видам портрета

сначала поговорим о самом портрете…

Портрет - художественное произведение, изображающее конкретного человека или группу людей.

В портрете художник:

- передает индивидуальное сходство.

-раскрывает внутренний мир и характер человека.

Посмотрим визуальный ряд картин по видам портретов:

К началу 18в. В европейской живописи сложилось несколько типов портрета: парадный, камерный. Есть еще, такие как автопортрет, индивидуальный, двойной, групповой, психологический. Рассмотрим каждый из них на примере известных художников:

-Автопортрет-изображение самого художника.(Рембрандт, Дюрер, Серов, Брюллов, Серебрякова)

-Камерный портрет- изображение человека до плеч, груди или пояса. Обычно фигура дается на нейтральном фоне.(Левицкий «портрет М.А Дьяковой». Рокотов «портрет неизвестной в розовом платье»)

-Парадный портрет - человек в полный рост, фигура на архитектурном или пейзажном фоне. Такие портреты выставляются в приемном или выставочном зале.(С.Торелли «Коронационный портрет Екатерины 2»Рокотов ф. С «Екатерина 2 Алексеевна». Ван Дейк «Карл 2 в детстве»)

-Психологический портрет-

Призван показать глубину внутреннего мира и переживаний человека, отразить полноту его личности. (Рембрандт «портрет старика в красном»)

- Индивидуальный- (В.Л Боровиковского «портрет Лопухиной»)

-Двойной-(Х. Хольбейн-младший «портрет французских послов»)

-Групповой- (Х.Тома «детский хоровод»)

5.Проанализировать картину на примере В.Л Боровиковского «портрет Лопухиной» учащимся

- Глядя на эту картину, что вы можете сказать?

- К какому виду она относится, какие чувства вызывает? Цвет? Фон? Поза?

6. Работа с текстом. Понять о каком виде портрета идет речь.

На доске написать:

О каком виде портрета идет речь?

-Этот портрет броский,выразительный, торжественный. Создавались в основном для лиц высокого сословия и звания, имеющих в обществе высокий статус и авторитет.

Ученики: Внимательно вчитываются. Дают правильный ответ.

7. Демонстрация картин. Запись в тетради

По презентации, показывать учащимся репродукции картин по видам портрета.

Ученики: Самостоятельно записывают ответ в тетради.

8. Вопросы

-с какими трудностями столкнулись?

-что нового узнали?

Урок по видам портрета, очень хорошо способствует обобщению и систематизированию полученных знаний, развивает способность учащихся к анализу, сопоставлению и сравнению портрета.

Список литературы

1.Бабанский Ю. К. «Педагогика» Учеб. Пособие для студентов пед. Институтов М.: Просвещение, 1983 год. 147с.

2. Баранов С.П. Принципы обучения, М.: Просвещение, 1981. с. 354

3.Гращенков В.Н. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения, М.: Искусство, 1996, - 58 с.

Просмотров работы: 176