В портрете с исключительной полнотой можно выразить самое важное, самое существенное для всякого искусства – внутренний мир и душу человека.
«Портретное сходство должно совпасть с верной глубокой оценкой характера изображаемого человека. Именно глубинное постижение художником модели придает портретному образу убедительность» [3;129].
В процессе обучения совершенствуется мышление подростка. Содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение характера и форм учебной деятельности формируют и развивают у него способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Основная особенность мыслительной деятельности подростка — нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению[1].
Для развития мыслительной деятельности можно при изучении портретной живописи предложить детям проанализировать разновидности портретного жанра по предложенным репродукциям.
Задание, которое может служить развитию мышления - составление схемы «Различия и сходства исторического и костюмированного портрета».
В процессе учения подросток приобретает способность наблюдению предметов и явлений. Восприятие становится плановым, последовательным и всесторонним. Подросток воспринимает уже не только то, что лежит на поверхности явлений, хотя здесь многое зависит от его отношения к воспринимаемому материалу — и ученик поражает поверхностностью, легковесностью своего восприятия. Подросток может смотреть и слушать, но восприятие его будет случайным[2].
Очень важно развивать внимательность, наблюдательность. С этой целью детям предлагается рассказать о друге через его портрет. Нужно обратить внимание детей, что в портрете главное не только сходство с портретируемым, но и собственное отношение художника к человеку.
Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание. Развитие идет по пути усиления их произвольности. Нарастает умение организовывать и контролировать свое внимание, процессы памяти, управлять ими. Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.
Для развития памяти школьников можно предложить им выучить историю какого-нибудь портрета.
Самое главное - применять все виды деятельности на уроках, менять их и сочетать. Это позволит сконцентрировать внимание учащихся на предмете и вызовет интерес к нему.
Конспект урока мировой художественной культуры в 5 классе «виды портретов»
Класс: 5
Предмет: МХК
Название раздела: Художественная культура в жизни человека.
Тема мероприятия: Виды портретов.
Цели урока: знакомство с видами портрета, анализ В. Л Боровиковского «портрет Лопухиной»
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с видами портрета на примере известных художников.
Познавательные: умение отличать виды, развить навыки анализа на примере картин.
Регулятивные: анализировать репродукцию картин.
Коммуникативные: формировать свою точку зрения
Средства обучения: компьютер, проектор, доска.
Программа: Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. Программа курса: 5-9, 10-11 класс. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010.
Ход урока
1.Организационный момент
Приветствие. Проверка явки учеников.
2.Мотивация к учебной деятельности
Сегодня вы познакомитесь с жанром – портрет.
Портреты могут быть разные.
-Подумайте, автопортрет, он какой?
3. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач
- Запишем тему нашего урока «Виды портретов»
-Познакомимся с портретом, и с такими видами портретов как:
Камерный, парадный, индивидуальный, двойной, групповой, автопортрет, психологический.
- Рассмотрим известных художников - портретистов.
4.Рассмотрение визуального ряда картин(презентация) известных художников по разным видам портрета
сначала поговорим о самом портрете…
Портрет - художественное произведение, изображающее конкретного человека или группу людей.
В портрете художник:
- передает индивидуальное сходство.
-раскрывает внутренний мир и характер человека.
Посмотрим визуальный ряд картин по видам портретов:
К началу 18в. В европейской живописи сложилось несколько типов портрета: парадный, камерный. Есть еще, такие как автопортрет, индивидуальный, двойной, групповой, психологический. Рассмотрим каждый из них на примере известных художников:
-Автопортрет-изображение самого художника.(Рембрандт, Дюрер, Серов, Брюллов, Серебрякова)
-Камерный портрет- изображение человека до плеч, груди или пояса. Обычно фигура дается на нейтральном фоне.(Левицкий «портрет М.А Дьяковой». Рокотов «портрет неизвестной в розовом платье»)
-Парадный портрет - человек в полный рост, фигура на архитектурном или пейзажном фоне. Такие портреты выставляются в приемном или выставочном зале.(С.Торелли «Коронационный портрет Екатерины 2»Рокотов ф. С «Екатерина 2 Алексеевна». Ван Дейк «Карл 2 в детстве»)
-Психологический портрет-
Призван показать глубину внутреннего мира и переживаний человека, отразить полноту его личности. (Рембрандт «портрет старика в красном»)
- Индивидуальный- (В.Л Боровиковского «портрет Лопухиной»)
-Двойной-(Х. Хольбейн-младший «портрет французских послов»)
-Групповой- (Х.Тома «детский хоровод»)
5.Проанализировать картину на примере В.Л Боровиковского «портрет Лопухиной» учащимся
- Глядя на эту картину, что вы можете сказать?
- К какому виду она относится, какие чувства вызывает? Цвет? Фон? Поза?
6. Работа с текстом. Понять о каком виде портрета идет речь.
На доске написать:
О каком виде портрета идет речь?
-Этот портрет броский,выразительный, торжественный. Создавались в основном для лиц высокого сословия и звания, имеющих в обществе высокий статус и авторитет.
Ученики: Внимательно вчитываются. Дают правильный ответ.
7. Демонстрация картин. Запись в тетради
По презентации, показывать учащимся репродукции картин по видам портрета.
Ученики: Самостоятельно записывают ответ в тетради.
8. Вопросы
-с какими трудностями столкнулись?
-что нового узнали?
Урок по видам портрета, очень хорошо способствует обобщению и систематизированию полученных знаний, развивает способность учащихся к анализу, сопоставлению и сравнению портрета.
Список литературы
1.Бабанский Ю. К. «Педагогика» Учеб. Пособие для студентов пед. Институтов М.: Просвещение, 1983 год. 147с.
2. Баранов С.П. Принципы обучения, М.: Просвещение, 1981. с. 354
3.Гращенков В.Н. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения, М.: Искусство, 1996, - 58 с.