НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКОВ МХК - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКОВ МХК

Михайлова Ю.Е. 1
1Шуйский филиал ФГУБОУ «ИвГУ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Урок – основная форма организации обучения в школе. Урок является важной организационной и педагогической единицей процесса обучения и воспитания. На уроке принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят своё правильное решение и воплощаются в жизнь.

В традиционной дидактике существуют следующие типы уроков:

1. Урок введения в тему (вводный);

2. Урок расширения и углубления в тему;

3. Урок повторения и закрепления материала;

4. Обобщающий урок;

5. Комбинированный урок.

Все данные типы уроков в «чистом виде» встречаются редко, за исключением комбинированного урока. В условиях урока искусства в «чистом виде» все перечисленные типы уроков неэффективны (в том числе и комбинированный), они приобретают скорее иной смысл. Буквальное повторение и обобщение уже знакомых, «пройденных» произведений искусства и эмоциональных состояний невозможно, поэтому все указанные типы уроков становятся различными типами общения, за исключением, пожалуй, вводных уроков, где роль основного источника информации выполняет скорее учитель [3].

Стоит заметить, что у столь распространённых традиционных уроков есть, однако, свои плюсы и минусы:

«+»

«-»

1. Организационная чёткость педагогического процесса.

2. Системный характер обучения.

3. Эмоциональное воздействие учителя на учащихся.

4. Обилие информации, использование технических средств обучения и наглядностей.

1. Учитель ограничен временными рамками.

2. Трудно осуществлять индивидуальный подход при большой наполняемости класса

3. Больше внимания уделяется на передачу знаний, умений, навыков, а меньше на развитие познавательной сферы.

В своей монографии «Типы и структура уроков» С. В. Ивано­в указывал: «Форма урока сводится к организационному сочетанию разнообразных его элементов в один сложный и согласованный комплекс дейст­вий. Это то, что мы называем структурой или планом урока с определённым расположением во времени отдельных его эле­ментов и с определенной техникой использования различных дидактических средств» [1].

Педагог Г. Д. Кириллова утверждает, что «Содержание учебного материала не существует вне мето­да, определяющего характер деятельности учителя и учащихся. В то же время учебная деятельность на уроке предполагает организацию, в результате которой между учителем, учеником, классом возникает определенная форма общения. В свою оче­редь, метод не функционирует вне содержания учебного мате­риала и формы организации. Организация существует не сама по себе, а для того, чтобы обеспечить работу над определенным содержанием соответствующими методами и приемами» [2].

Из вышеприведенного возникает вопрос: так ли эффективны традиционные типы уроков МХК в современной системе образования? Очевидно, что необходимы нововведения, которые будут отвечать требованиям ФГОС. Таким нововведением можно считать использование нетрадиционных форм проведения уроков МХК.

На данный момент из нетрадиционных форм уроков МХК можно выделить следующие формы: 1. Урок-путешествие. 2. Урок-концерт. 3. Урок-импровизация. 4. Деловая или ролевая урок-игра.

• Урок-путешествие, урок-прогулка (по страницам романа, по этапам жизненного пути автора, исполнителя и т.д.). Необходима предварительная разработка «маршрута» в совместной деятельности учителя и учащихся. Разработка маршрута может быть целью урока. Уроки этого жанра часто получаются излишне иллюстративными, созерцательными, констатирующими. Учителю важно придать поисковый характер работе;

• Урок-концерт. Учитель и учащиеся оказываются в одной роли: слушателя, зрителя, исполнителя. Увлекательным становится составление программы концерта, с точки зрения её драматургического построения. То есть всего того, чем хотел бы поделиться с другими и ученик, и учитель, что они хотели бы посмотреть, послушать еще раз вместе в обстановке взаимопонимания. Важную роль при таком жанре урока играет оснащенность кабинета;

• Урок-импровизация. Жанр сложный, так как требует от учителя свободной ориентации в материале и хороших условий для работы (материально-техническая база). Учителю необходимо продумать тему, цель и задачи урока, подготовить в избытке всевозможный материал, который может понадобиться, а также продумать начальную точку урока. Далее ход урока выстраивается в процессе контакта с учениками. Учитель пытается вести работу в нужном ему русле, исходя из поставленных задач. Главнее, чтобы урок не превратился в пустые разговоры «про жизнь».

• Деловая или ролевая урок-игра. Жанр итогового, обобщающего урока. Например, возможность для учащегося «войти в роль предков» и ответить с его позиций на вопросы одноклассников.

Уроки МХК нетрадиционной формы набирают свою популярность благодаря своей эффективности в повышении знаний детей и их заинтересованности в данной форме проведения. Такие уроки помогают в привлечении учеников к совместной деятельности и способствуют применению на практике полученных знаний. Многие преподаватели МХК переходят на нетрадиционные формы уроков или объединяют их с традиционными и объясняют данный переход повышением познавательной деятельности и мотивации учеников.

Разработка конспекта урока-игры «Народные промыслы России»

Предмет: искусство (МХК)

Класс: 8-9

Тип мероприятия: урок-игра

Тема: «Народные промыслы России»

Цель: знакомство с народными промыслами и декоративно-прикладным искусством России.

Задачи: дать представления детям об основных видах народного ДПИ, углубить представления о народных промыслах России, сплочение коллектива посредством деления на команды.

Предполагаемые результаты: знание основ народного творчества и ДПИ Русской земли, сплочение коллектива.

Необходимое оборудование и материалы:

Распечатанное пособие игры, скотч, бумага.

Литература к уроку: Соколова М. С. Художественная роспись по дереву. Технология художественных промыслов. Дзуффи С. Ренессанс: история, эстетика, мастера, шедевры. Лескова И. А. Лекции по курсу «Мировая художественная культура».

План мероприятия:

1) Подготовка: приветствие, деление на команды, выбор названия команды.

2) Основная часть игры: проведение игры, определение двух лидирующих команд.

3) Финальная часть игры: борьба за победу двух лидирующих команд.

4) Подведение итогов: оглашение результатов, награждение участников игры.

Ход мероприятия:

1) Ученикам оглашается название темы мероприятия и предлагается игра, для которой нужно разделиться на три команды. Каждая команда придумывает себе название. Выбирается жюри.

2) Названия команд выставляются в алфавитном порядке, и тем самым, определяется очередность хода команд. На доске висят готовые задания, но вопросов на них не видно, они перевернуты. Каждая команда поочередно должна выбрать себе одну из четырех категорий: КЕРАМИКА, РОСПИСИ, ИГРУШКИ, АССОРТИ, а так же выбрать стоимость вопроса по баллам: 10, 20, 30, 40, 50. Чем больше балловая стоимость вопроса, тем сложнее вопрос.

3) После того, как будут открыты все вопросы и определены две лидирующие команды, наступает финальный этап игры. Задание этапа – решение кроссворда. Командам на выполнение заданий отводится 5-7 минут.

4) Когда команды выполнят задания, то жюри проверяет их и оценивает, а так же подводит общий итог игры и оглашает его. Победителем является команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Технологическая карта

План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Подготовка

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

регулят.: подготовка к восприятию;

коммуник.: умение договариваться друг с другом

личностн.: самоконтроль

Приветствие, проверка готовности учащихся, знакомство с темой урока-игры, объяснение правил игры:

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет не просто урок, а урок-игра! Тема нашей игры «Народные промыслы России». Правила игры просты и понятны: каждая команда поочередно выбирает категорию из четырех предложенных тем, где выбирается сам вопрос в баллах от 10 до 50.

Настрой на урок, деление на команды, выбор названия команды.

2. Основная часть урока-игры

Словестный, наглядный, познавательный, поисково- проблемный методы

предметн.:

получение новых знаний в области ДПИ искусства России;

познават.:

обзор многообразия народного творчества своей страны;

коммуник.:

умение общаться в команде и принимать единогласное решение;

личностн.:

заинтересованность, мотивация

Предлагает детям тянуть жребий для определения очередности выбора командами вопроса:

-Что бы определить очередность хода команд, капитаны команд должны вытянуть жребий: тот, кто вытянет самую короткую палочку, тому предоставляется первая очередь для хода, у кого окажется средняя палочка – тому предоставляется вторая очередь. Длинная палочка достается команде, которая является третьей по очередности.

Во время игры следит за дисциплиной, проверяет правильность ответов детей, ведет подсчет баллов команд.

Участвуют в жеребьевке, выбирают категории вопросов и дают ответ. При прохождении первого этапа игры остаются две лидирующие команды.

3. Финальная часть игры

Словестный, наглядный, познавательный, поисково- проблемный методы

коммуник.:

коллективная деятельность;

регулятивн.:

поддержание дисциплины в команде

Подготавливает команды к финальной части:

-Итак, мы подсчитали баллы и по правилам игры финальной части остаются соревноваться две команды, набравшие наибольшее количество очков.

Раздает задание-кроссворд и объясняет условия его решения:

- Финальным заданием является кроссворд, который выдается капитанам команд. Эти кроссворды обсуждаются и решаются в группе. По истечению времени кроссворды сдаются и подсчитываются итоговые баллы команд.

Лидирующие команды решают задание, команда, которая выпала из тройки делится на болельщиков.

4. Подведение итогов

Словесный

регулят.: рефлексия команд;

личностн.: заинтересованность в результатах своей команды

Подсчитывает баллы и озвучивает команду-победителя.

- Ребята, поздравляю все команды с завершением игры, а команду победителей – с победой! Не стоит расстраиваться, что кто-то не одержал победу, главное в этой игре – это участие, где вы смогли проявить свои знания и, возможно, узнали что-то новое. Расскажите, что для вас было интересно и какие впечатления от игры у вас остались? Понравилась ли вам такая форма урока?

Узнают свои результаты, делятся впечатлениями об игре.

Список литературы:

1. Иванов С. В. Типы структуры урока. (Вопросы советской дидактики). – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952. - 152 с.

2. Кириллова Г. Д. Теория и практика уроков в условиях развивающего обучения: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1980. – 159 с.

3. Махмутов М. И. Современный урок и пути его организации. – М.: Знание, 1975. – 64 с.

Просмотров работы: 257